Если вы не связаны с физикой, то первая ассоциация с яблоком – это грех. Именно этим фруктом Ева соблазнила Адама. Однако задолго до рождения христианской культуры яблоко стало символом жизни, вечной молодости и бессмертия. Мировая живопись поможет проследить, как менялась трактовка этого образа в разные исторические эпохи.
Древние легенды
В русских сказках часто фигурировали молодильные яблочки, которые должен был добыть Иван-Царевич. Эта идея пришла из мифологии Древней Греции, давшей начало европейской культуре. Известен миф о саде Гесперид, где росло дерево с золотыми яблоками, дарующими вечную молодость. Волшебная яблоня принадлежала богине Гере, супруге Зевса, а охраняли ее нимфы-геспериды, дочери звезды и ночи.
Миф о Гесперидах стал популярным сюжетом в живописи прерафаэлитов. Художник Эдвард Берн-Джонс использует композицию, характерную для изображения граций, спутниц Афродиты, но именно Древо с яблоками указывает, что это нимфы-геспериды. Змей на дереве напоминает о библейском образе змея-искусителя, хотя на самом деле и на древнегреческих вазах его тоже уже изображали.
Геракл украл яблоки из сада Гесперид, и этот поступок стал одним из его двенадцати подвигов. Эпизод, когда герой приходит в сад был распространенным сюжетом в греческой вазописи, рельефах и мозаиках. В искусстве Древнего Рима, взявшего за сюжетную основу греческую мифологию, тоже часто встречались изображения с Гесперидами. В античной мозаике 3 в. до н.э. мастер подчеркнул силу Геракла размерами его фигуры, сделав нимф чрезмерно маленькими и хрупкими.
Яблоко раздора
Истоки выражения «яблоко раздора» тоже идут из Древней Греции. Богиня ссор Эрида затаила обиду на богов за то, что ее не пригласили на пир и подбросила яблоко с подписью «Прекраснейшей». Три главные богини, Афина, Афродита и Гера не смогли договориться, кто из них заберет фрукт и призвали смертного, Париса, рассудить их спор. Романтичный юноша выбрал Афродиту, которая стала помогать ему в любовных делах. В итоге разгорелась Троянская война, а яблоко, как ее начало, стало символизировать споры и разногласия.
Ангелика Кауфман – немецкая художница эпохи неоклассицизма. Она выстраивает композицию как сцену в театральной постановке, а эмоции выражает через пластику, а не мимику. Сюжетный центр – руки Париса и Афродиты в момент, когда он отдает ей яблоко раздора. Гера и Афина образуют единую группу их позы выражают негодование. Интересно, что колорит картины строится на сочетании контрастных цветов – синего и желтого – при этом живописец использует настолько сложные оттенки, что такое сочетание не вызывает диссонанса.
Яблоко как символ Афродиты, богини любви и красоты, становится обязательным атрибутом трех граций. Это девушки из свиты богини Любви, олицетворяющие саму Любовь, Красоту и Удовольствие. Золотые яблоки у них – напоминание о суде Париса, где Афродита все-таки получила заветный фрукт и титул «Прекраснейшая». В традиции эпохи Возрождения к мифологическим сюжетам часто обращались для того, чтобы свободно изобразить обнаженную натуру, как это и сделал Рафаэль Санти.
Первородный грех
Изначально художники Средневековья скрупулезно вчитывались во все детали текста, а в Библии указано, что Адам и Ева вкусили «плоды с Древа познания», но речи о яблоках там не шло. Начиная с XVI века, после вспыхнувшего интереса к античной культуре яблоко вновь появляется, и начинает символизировать и грех, и искупление.
Художник Северного Возрождения Лукас Кранах Старший изображает младенца Христа, в руках у которого яблоко. Здесь фрукт является символом его будущей жертвы – распятие должно искупить грехи человечества. Изысканные линии силуэтов, сложная моделировка светотени вызывает ассоциации не с выверенной классической гармонией, а с маньеризмом и средневековой живописью. Как раз декоративность и детализированность являются отличительной чертой северных художников.
Яблоко в поздней христианской культуре стало считываться как символ соблазна и искушения. Возможно, так произошло из-за того, что прообразом Древа познания стало Древо жизни, или же потому что одна из граций олицетворяла Удовольствие. В любом случае, в изобразительном искусстве именно яблоко стало тем порочным фруктом, через который Ева соблазнила Адама. Живопись Питера Пауля Рубенса всегда отличается телесностью и материальностью, и здесь сцена искушения передана очень откровенно.
«Сын человеческий»
Сюрреалист Рене Магритт видел целью своего искусства эмоции тревоги и волнения у зрителя. Чаще всего он скрывал лицо человека на полотне, а частым героем его работ является среднестатистический горожанин в пальто и котелке, маленький человек, не имеющий конкретного лица. Это всегда не индивидуум и личность, а некий атом, из которого состоит толпа. Лицо человека в композиции «Сын человеческий» закрывает яблоко как символ грехопадения. Такую трактовку подчеркивает и название, отсылающее к Библии. Магритт создает фантасмагоричные картины, и здесь локоть мужчины неестественно вывернут. Эта незаметная деталь не сразу считывается зрителем, но при этом вызывает необъяснимое ощущение тревожности.
Итоги
Со времени греческой античности яблоко уже имело мистические функции: оно могло дать вечную жизнь его обладателям. В живописи искусство водится к нескольким значениям:
- символ молодости
- атрибут богини Афродиты и трех граций - символ любви, красоты и удовольствия
- искушение Адама и Евы
- первородных грех
- искупительная жертва Христа
Если Вас интересует символика бытовых предметов в искусстве, то у меня на канале есть статьи, посвященные значению зеркала, лилии, жемчуга и кошки.