Найти в Дзене

Искореняем синдром отличника

Оглавление

«Мой ребенок самый, самый, самый».

Искореняем синдром отличника. Картинка  из открытых источников
Искореняем синдром отличника. Картинка из открытых источников

Если Ваш ребенок гиперответственный, все пытается довести до идеала, прислушивается ко всем оценкам окружающих, болезненно реагирует на критику, воспринимает успехи других как собственный провал, то это и есть состояние «синдрома отличника».

Как с этим справиться

1. Цель.

Похвалялася лиса: всему свету я краса! (Русская потешка)

Если для ребенка цель учебы – похвастаться своими оценками, стать самым лучшим учеником – ждите беды. Перенос внимания на отметки убивает интерес к знаниям. Учеба не вытекает из любопытства, желания узнать. Учеба воспринимается как борьба, как тяжкий труд для достижения похвалы, получения отличной отметки, признания лучшим учеником. Это приводит к выгоранию. «Материал стал сложным, и увеличился объем заданий» – говорит ученик. Но это не так. Ребенок входит в стандартный порочный круг:

  • чем больше занимается – тем больше устает,
  • чем больше устает – тем больше ошибок,
  • чем больше ошибок – тем больше недовольство собой,
  • чем больше недовольство собой – тем больше необходимо заниматься.

Круг замкнулся. Проблемы будут нарастать, и это обязательно закончится нервным срывом.

И вам, и ребенку необходимо заменить «оценкоманию» на другие цели в учебе. Вот две цели, которые могут помочь:

1) Удовлетворение любопытства. Это природное качество. Если вы принесете домой коробку, то ваш кот обязательно залезет в нее. Ему любопытно. Очень сильный стимул. На одном любопытстве можно «проскочить» всю школу на 5 баллов. Сейчас много факторов, «убивающих» это качество. Сумеете его сохранить – проблем не будет. У любопытного отметки уходят на второй план, они получаются сами собой. Опираться на любопытство проще в начальной школе.

2) Желание стать человеком с определенными качествами. Это статус в жизни, эрудиция, желание стать профессионалом, походить на кого-то и т. д. Такую цель можно сформировать. Хорошо помогает ознакомление ребенка с жизнью и деятельностью великих людей, не помешает чтение книг и просмотры фильмов с обсуждением, в котором ненавязчиво доказывается ценность приобретения тех или иных качеств. Такую цель проще формировать в средней и старшей школе.

Когда удастся изменить цель учебы в восприятии ребенка, ему понадобится ваша помощь в организации учебы по-новому.

2. Разделение мира на три части: интересно, требуется и «не важно».

1) Интересно. Все то, что действительно близко ребенку. (Не для будущей карьеры, для себя).

На изучение интересного ребенку надо выделять много времени. Все остальное – по остаточному принципу. Заниматься – обязательно с удовольствием. В базовом направлении желательно выходить далеко за рамки школьной программы. Можно ли ребенку ошибаться при изучении интересного? Необходимо. Ошибка – это важнейший этап познания.

2) Требуется. Без чего не обойтись в жизни, но оно получается не очень.

Математика и чтение обязательно должны быть здесь. Эти два предмета нельзя «опускать» в «не важно». Математика развивает мышление. Навыки мышления полезны и в жизни, и в работе, и в учебе. Чтение и свободный пересказ учат понимать и излагать прочитанное. Если эти два предмета упустить, ребенок «будет брать» учебу зубрежкой. Это неэффективно и по времени, и по труду.

В п. 2 могут попасть и конкретные навыки, например, у ребенка не получается чертить «от руки». Без этого будет трудно в институте, да и в старшей школе. Пусть заштриховывает контурные рисунки, чертит по клеточкам разные фигуры и картинки.

Определяемся, до какого уровня требуется развить навык, и спокойно, без излишнего энтузиазма выполняем. Отметка по попавшим сюда предметам должна быть не менее «хорошо».

3) «Не важно». То, чем ребенок не будет заниматься никогда (не интересно, нет способностей). Если это предметы школьной программы – спасут логика и умение пересказывать. На оценки по «неинтересному» можно не обращать особого внимания. Но ниже тройки опускаться нежелательно: большие репутационные и временные потери.

Если ребенок будет на 2 головы выше одноклассников в одном-двух направлениях, он и будет настоящим, а не «дутым» отличником.

Жить надо в той среде, где интересно, – это обязательно принесет успех. Достижение главного требует освобождения от ненужного. Раз в год пересматривайте интересы.

3. А судьи кто?

Мнение чужих людей о достижениях – ахиллесова пята отличников. Если появилось серьезное увлечение, то должна появиться и «профессиональная» гордость. Учите ребенка прислушиваться к оценкам своих действий и навыков только со стороны специалистов, и то не всех. Стараться понравиться всем – это безумие.

Если меня хвалит враг, значит, я предатель, если меня хвалит дурак, значит, я отупел, если меня хвалит первый встречный, значит, я из себя ничего не представляю. Лучше, когда они меня ругают.

Самая основная оценка – это собственная (рефлексия). Ей надо учиться.

Если ребенок учится или учился по развивающей системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова» – вам повезло, там развитие рефлексии является одной из фундаментальных основ системы. Если нет – об этом можно узнать, набрав запрос: «Развитие рефлексии в методике Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова».

4. Попробуйте мотивировать ребенка на творчество.

Все знают знаменитую фразу Архимеда «Эврика!». В этом ликовании скрывается философия жизни.

Творчество – это даже не действие, это состояние души. Школьный проект можно написать, а можно сотворить. Разница всегда заметна. В русском языке для этого есть выражение: «Сделано с душой».

Творчество выше оценки, выше признания. В подтверждение можно привести примеры тех, кто нашел признание только после смерти или в самом конце жизни.

Галилео Галилей (физик, механик, астроном, философ, математик), Иоганн Мендель (генетик), Эдгар Аллан По (писатель), Винсент Ван Гог (художник). Это люди с потрясающими биографиями. Что их стимулировало работать без положительной оценки труда?

Таких людей немного, их жизнь подчеркивает непреодолимую силу творчества. Подавляющее большинство увлеченных людей достигают блестящих успехов в жизни.

Если ребенок начнет творить, то станет лучшим в своем деле. Вы его не сможете остановить.

Вывод

Основная причина синдрома отличника – это самолюбование и безумное желание получить одобрение всех без исключения, даже одноклеточных бактерий.

Если выбрать область познания по своему интересу и максимально развиваться не для чьей-то оценки, а для творческого дела, то синдром отличника даже на горизонте не появится. Не до него будет.