Любимая дочь и успешная женщина должна это, должна то, а главное, должна соответствовать представлениям родителей об идеальной жизни. История, которую хочу рассказать сегодня, не связана с профессиональной деятельностью. Но представляет интерес именно с точки зрения психологии детско-родительских отношений.
На прошлых выходных была в качестве гостя на большом семейном празднике моей старинной подруги.
Её родители праздновали 80-летние юбилеи. Дни рождения супругов волею судьбы идут друг за другом, с разницей всего в два дня, поэтому торжественный сбор родных и друзей всегда происходит в один день. Я регулярно посещаю эти праздники последние лет пятнадцать. Традиционное застолье с обильным угощением и долгими разговорами обычно было предсказуемым и мирным. Вот и в этот раз привычный состав гостей, любимые блюда и напитки, тёплые слова, весёлые и искренние тосты.
Пожилой юбиляр – вполне обеспеченный человек со славным научно-техническим прошлым. Что в советские времена, что сейчас его жизнь была насыщенной, плодотворной, эффективной во всех смыслах. Его супруга – классическая «боевая подруга», посвятившая жизнь мужу и детям. И довольная результатом, что встречается не часто. Две дочки в семье. Старшая (моя подруга) – вечный двигатель, крутой риэлтор с двумя высшими, младшая – уютная тихоня-бухгалтер, с условно-заочным дипломом, который был выстрадан ближе к сорока ради повышения по службе.
Против всех к своей цели
При этом в семье старшая считается «горем луковым» из-за прямолинейности высказываний, привычки первой кричать «а король-то голый», умения громко спорить с родней, независимо от возраста участников – хоть с племянником, хоть с престарелой тётушкой.
Достижения старшей в школе, вузах, карьере сведены на нет «неудачным» замужеством.
Ранний брак, рождение двух близнецов, развод, когда детям не исполнилось даже трёх лет. То, что старшая дочь отказалась от дальнейших попыток свить гнёздышко и найти-таки «отца» мальчикам, сделало её в глазах родителей абсолютной неудачницей. Её показательно жалеют и до сих пор (а ей уже за пятьдесят) пытаются познакомить с «мальчиком» из хорошей семьи.
Послушная, уютная, домашняя
Мамина радость, гордость и родительское счастье – младшая дочь. Один муж, один сын, одно место работы (на которое пристроил папа). Особую любовь обеспечивает тот факт, что младший зять взял фамилию жены. В семейной мифологии считается, что данный акт свидетельствовал о глубоком уважении и благодарности молодого мужчины тестю. Старшая сестра откровенно заявляла, что зять по пьянке был лишён водительских прав, и смена фамилии позволила получить новый документ без «отбытия срока». Было это в середине девяностых, поэтому я склонна верить версии подруги.
Материальное благополучие сестёр ковалось по-разному. Старшая после развода освободила квартиру бывшего супруга. Сменила профессию технического переводчика на агента по недвижимости, работала без выходных и отпусков, лет десять перемещалась по съёмным квартирам. Кстати, с детьми больше всего ей помогали не собственные родители, а бывшая свекровь. Сейчас у моей подруги всё хорошо.
Младшая долго жила со своим мужем в квартире родителей, долго не было детей. Благодарный зять намекал любимому тестю, что проблема в жилплощади, и они не хотят обременять своим ребёнком пожилых родителей. Тесть всё понял правильно и купил семье младшей дочери квартиру ради возможности завести внука.
Как ни странно, но приём сработал, младшему внуку в этом году исполнилось 18.
Он полная копия своей мамы – тихий, послушный, безынициативный, в общем, мечта бабушки.
Несмотря на кардинально разный подход к сёстрам, отношения в большой семье прекрасные (там ещё куча двоюродных, троюродных и кто-то из Житомира). Все всех помнят, любят, празднуют, ездят в гости. Те, кто из Житомира, предпочитают останавливаться в квартире старшей сестры. Она же без мужа, ей всё равно. Старшая уже привыкла и даже не обижается. Она, по-моему, вообще не умеет обижаться.
И вот, случилось. Юбилей, похвальное слово в адрес стариков-юбиляров, ответное слово отца семейства. Очередь мамы. Иронично-снисходительное высказывание в адрес старшей – «ты у нас не получилась, но мы тебя тоже любим», патетичное – про опору и надежду в адрес младшей. И вишенка –
Мы уже старые, хотим раздать наследство тёплыми руками, поэтому я решила подарить нашу квартиру младшему внуку.
За праздничными столами сидело около сорока человек. Радостное ура и аплодисменты, раздавшиеся в напряжённой тишине, принадлежали естественно, зятю, отцу того самого достойного наследника.
Два других внука, близнецы старшей сестры, встали с бокалами в руках, хором подняли тост –
Спасибо тебе бабушка за честность, мы тоже тебя очень любим...
Ситуация вроде бы разрядилась, но гости спешно начали разъезжаться. Финал был испорчен.
Мы с подругой поехали «на мою кухню». К ней было нельзя, там ночевали родственники из Житомира.
Ночные посиделки очень взрослых женщин свелись к обсуждению двух вопросов.
Вопрос, который мучил мою подругу:
- Зачем она сделала это публично, зачем она хочет поссорить наших детей?…
Вопрос, который мучил меня:
- Сможет ли моя подруга послать родственников из Житомира по адресу подаренной квартиры?...
Я же забыла уточнить вначале – из Житомира приехали родственники мужа младшей сестры.
Мораль и выводы прошу читателей сделать самостоятельно.