В деле журналиста Ивана Сафронова, с которым успели ознакомиться его адвокаты, не содержится информации о том, какую государственную тайну якобы разгласил журналист. Об этом заявили журналисты Сафронова, их заявление приводится в телеграм-канале адвоката Ивана Павлова (внесен Минюстом в реестр СМИ-иноагентов).
«В обвинении не содержится описания сведений, составляющих гостайну и якобы переданных Иваном Сафроновым», — рассказали адвокаты.
По их словам, «в материалах не просто отсутствуют сведения о том, у кого, когда, при каких обстоятельствах и какие сведения, составляющие государственную тайну якобы собирал Иван, но в ряде документов прямым текстом констатируется, что эти обстоятельства следствием вообще не установлены».
«Обвинение строится на голословных обвинениях и экспертизах ФСБ, — утверждают адвокаты. — Например, Сафронова обвиняют в том, что он якобы получил от своей преступной деятельности «незаконный доход». Но не описан ни источник, ни механизм получения этого так называемого «незаконного дохода», при том, что получение «незаконного» и «преступного дохода» вменяется в качестве объективного элемента преступления. А доказательством, что журналист Мартин Лариш является чешским шпионом, является справка, подписанная генералом ФСБ».
Защита Сафронова отмечает, что ознакомление с материалами дела было сильно затруднено, так как по просьбе следователя Александра Чабана адвокатам и Сафронову сильно ограничили время для этой процедуры. На это давали 1,5 — 2 часа в день. Адвокатам и Сафронову также запретили пользоваться письменными принадлежностями, чтобы делать выписки, или фотографировать материалы дела.
«Объяснить сильнейший прессинг защитников и препятствование нашей работе несложно. Обвинители боятся быть посмешищем, ведь имей мы на руках выписки из уголовного дела или компьютер в кабинете следователя, продемонстрировали бы им все их секреты в интернете», — говорится в телеграм-канале Павлова.
«За всё время, пока тянулось следствие, у Ивана Сафронова не нашли ни денег, ни имущества, ни источник получения гостайны, ни того, кому он её передавал, — рассказали адвокаты. — Нашли только гостайну, да и то опубликованную в газете. При этом в обвинении утверждается, что он получил от своей преступной деятельности «незаконный доход». То есть передавая гостайну, которая не является гостайной, шпиону, который не является шпионом, Иван Сафронов получил незаконный доход, которого на самом деле не существует. Засекретив материалы дела, заставив адвокатов дать подписки о неразглашении и закрыв двери судебных заседаний, можно обвинить кого угодно и в чём угодно, не утруждая себя никакими доказательствами», — считает защита журналиста.
Напомним, Иван Сафронов, который ранее работал в газетах «Коммерсантъ» и «Ведомости», а потом стал помощником главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина, был задержан в июле 2020 года. Его обвинили в госизмене, заключающейся в передаче неких данных иностранцу за вознаграждение. Как позднее выяснилось, речь шла о знакомом Сафронова, чехе Мартине Ларише, для которого Сафронов во время работы журналистом готовил обзор оборонных новостей по открытым источникам. Допуска к гостайне у него не было.
Ивану Сафронову грозит до 20 лет лишения свободы, он содержится в СИЗО «Лефортово».