Найти в Дзене
Home History

Дело "Лаконии": история о невыполненном приказе.

12 сентября 1942 года произошло трагическое событие, имеющее место быть в случае боевых действий на морских просторах. В этот осенний день английское транспортное судно «Лакония» было торпедировано немецкой подлодкой U-156. На борту «Лаконии», шедшей от Суэцкого канала к берегам Великобритании, находилось более 2,5 тысяч человек команды, пассажиров и пленных итальянских солдат (в количестве 1800 человек), которых под конвоем польских солдат переправляли к новому месту назначения. В тот день, в 11-37 наблюдатель субмарины доложил, что видит на горизонте дым. На мостик поднялся капитан. Лодка увеличила скорость и легла курсом на перехват. К 15 часам класс корабля был идентифицирован и было принято решение об атаке. Был произведен залп из торпедных аппаратов №1 и №3 с интервалом в 20 секунд. В 22:07 судно поразила первая торпеда, через несколько секунд - вторая. В 22:22 с борта судна дали радио открытым текстом об атаке подводной лодки и о бедственном положении. В 23:25 судно затонуло. В
Оглавление

12 сентября 1942 года произошло трагическое событие, имеющее место быть в случае боевых действий на морских просторах. В этот осенний день английское транспортное судно «Лакония» было торпедировано немецкой подлодкой U-156. На борту «Лаконии», шедшей от Суэцкого канала к берегам Великобритании, находилось более 2,5 тысяч человек команды, пассажиров и пленных итальянских солдат (в количестве 1800 человек), которых под конвоем польских солдат переправляли к новому месту назначения.

Лайнер Лакония. Фото из открытых источников.
Лайнер Лакония. Фото из открытых источников.

В тот день, в 11-37 наблюдатель субмарины доложил, что видит на горизонте дым. На мостик поднялся капитан. Лодка увеличила скорость и легла курсом на перехват. К 15 часам класс корабля был идентифицирован и было принято решение об атаке. Был произведен залп из торпедных аппаратов №1 и №3 с интервалом в 20 секунд. В 22:07 судно поразила первая торпеда, через несколько секунд - вторая. В 22:22 с борта судна дали радио открытым текстом об атаке подводной лодки и о бедственном положении. В 23:25 судно затонуло.

Видя плачевное положение экипажа «Лаконии», капитан субмарины Вернер Хартенштайн принял решение оказать помощь, и, уже проводя спасательную операцию, запросил разрешения штаба. Получив приказ покинуть место атаки, капитан проигнорировал его и, понимая, что собственными силами не справиться, 13 сентября в 06:00 он передает радиограмму открытым текстом с призывом о помощи терпящим бедствие людям.

Немецкие подлодки на рейде в Лорьяне. Фото из открытых источников.
Немецкие подлодки на рейде в Лорьяне. Фото из открытых источников.

И призыв не остался без ответа. На помощь поспешили подводные лодки: немецкие лодки U-506 и U-507, итальянская «Каппеллини». На его призыв также откликнулось правительство Виши, выслав к месту трагедии сторожевой корабль «Аннамит» и крейсер «Глуар».

Подводная лодка U-156, 14 сентября 1942 года приняла на борт свыше 400 человек. Затем около половины из них были снова высажены в лодки и на плоты. Всего в океане теперь плавало 22 спасательных шлюпки и плота, на которых нашли временное спасение примерно полторы тысячи человек. В воде больше не оставалось ни одного потерпевшего.

Спасение людей с Лаконии. Фото из открытых источников.
Спасение людей с Лаконии. Фото из открытых источников.

U-156 дождалась пришедших на помощь U-506 и U-507, на борт которых была передана часть спасенных с «Лаконии». На борту U-156 оставалось 55 итальянцев и 55 англичан, в том числе 5 женщин, 16 сентября в 11:25 над субмариной пролетел самолет с опознавательными знаками ВВС США. Это был морской бомбардировщик В-24 Liberator. При его появлении над рубкой лодки был поднят большой флаг Красного Креста.

С подводной лодки попытались связаться с самолетом с помощью сигнального прожектора, но не получили ответа. Подводники не знали, что пилот самолета, лейтенант Джеймс Харден, получил простой приказ от командира эскадрильи: «Топи их всех». Харден выполнил несколько заходов, сбросив на U-156 пять или шесть бомб, одна из которых разорвалась аккурат между спасательными шлюпками, перевернув одну из них. Еще две бомбы разорвались в непосредственной близи от подлодки и пилот доложил о прямом попадании.

Часть спасенных людей с Лаконии. Фото из открытых источников.
Часть спасенных людей с Лаконии. Фото из открытых источников.

На самом же деле U-156 была лишь повреждена. Из поврежденных аккумуляторов начал выделяться ядовитый хлор, поэтому капитан Хартенштайн передал сигнал бедствия и приказал высадить всех посторонних в шлюпки. Погрузившись, моряки смогли починить судно и еще раз передать информацию о случившемся в штаб.

Дома благородства моряков не оценили. Итогом всей ситуации стало то, что узнав о помощи союзникам, 17 сентября 1942 года командующий подводными силами Германии Карл Дёниц отдает печально известный приказ "Тритон Ноль":

«Отныне и впредь все попытки спасти экипажи потопленных судов должны быть прекращены. Этот запрет относится также к подъему людей из воды и помещению их на борт спасательной шлюпки, помощи, если спасательная шлюпка перевернулась, снабжению продовольствием и водой. Эта деятельность противоречит основной задаче войны – уничтожению вражеских кораблей и их команд».

Из союзнического же состава экипажа «Лаконии» погибло менее 20 человек, а из более 1 800 итальянцев спаслось только 450.

Карл Дёниц крайний справа. Фото из открытых источников.
Карл Дёниц крайний справа. Фото из открытых источников.

В будущем, на Нюренбергском процессе английские обвинители охарактеризуют данный приказ как зверский, но трибунал не примет эти обвинения, так как решение Дёница было обоснованным. Американский адмирал Нимиц и вовсе едко заметит, что:

«По общему признанию, подводные лодки Соединенных Штатов никогда не занимались спасением людей, если это увеличивало опасность для лодки или мешало ей выполнять боевые задачи».

Ждем Вас в комментариях!

Также советуем Вам наши следующие публикации:

Операция "Немыслимое": как союзники хотели выстрелить в спину Советскому Союзу.

Мемфисская красавица. История одной крепости.

Курская дуга. Почему "Тигры" и "Пантеры" не помогли немцам победить.

Благодарим Вас за Ваше время. Будем благодарны за лайк и подписку.

Хорошего дня! С уважением, команда Home History.

#вторая мировая война #история второй мировой войны #кригсмарине #карл дёниц #лакония #подводная война #тритон ноль