Найти тему
Чтец смыслов

Как сытый не думает о пище, так гордый собой не думает и не способен к высшему совершенству

Священномученик Иоанн Восторгов

Неделя о мытаре и фарисее

«Сегодня Святая Церковь указывает нам после приме­ра покаяния Закхея новый достойный пример покаяния — мытаря из притчи Спасителя. Если бы тако­вой человек, как мытарь, был на самом деле, то он, по словам Господа, пошел бы домой из храма оправдан­ным от Бога; иначе сказать, он вошел бы в Царство Божие. Поучимся же покаянию из притчи Господа.

Два человека вошли в храм помолиться. Один был фари­сей: фарисеи были знатные, богатые и уважаемые среди евреев люди, пользовавшиеся славой за свою видимую набожность и исполнение закона Моисеева; другой был мытарь: мытари тоже были люди богатые и наживали себе деньги посредством сбора податей; их не любили в народе и считали грешниками и грабителями; на самом деле мно­гие из них были таковыми. Фарисей стал в храме впереди всех и так молился: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. А мытарь, став у порога храма, не смел и глаз поднять на небо, но только ударял себя в грудь и говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Рассказав эту притчу, Спаситель закончил ее словами: Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, уни­жен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18: 11 — 14).

Итак, одно из первых и самое главное условие достой­ного и спасительного покаяния есть смирение перед Богом. И одно из первых и самое главное препятствие к достиже­нию Царства Божия есть гордость и высокомерие. Может быть, в самом деле фарисей делал всё то, о чем с само­хвальством он говорил, то есть и постился, и жертвовал часть имения на храм, не был обидчиком и развратником, но так как, оказывается, всё это он делал по себялюбию, ради славы человеческой, для похвальбы даже пред Богом да еще к этому прибавлял прямой грех — презрение к ближним и осуждение их, то и цены в его добродетели не было никакой. Гордость убивает дальнейшее духовное развитие и совершенствование человека. Как сытый не думает о пище, так гордый собой, своим совершенством не думает и не способен к высшему совершенству, ибо доволен и тем, что имеет, считает себя богатым по духу.

А смиренный считает себя нищим духом; он плачет, как мытарь, о грехах; он кроток и не осудит ближнего, ибо и себя считает достойным суда; он алчет и жаждет оправдания пред Богом. И потому-то он получит проще­ние, и потому-то он не остановится в одном состоянии духа, но будет в себе развивать и другие добродетели: будет и милостивым, и чистым сердцем, и миротворцем, терпеливо перенесет все скорби и самое изгнание за Христа и за добродетель.

И потому смиренному готово Божье обетование: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. И другое слово Спасителя глаголет: Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5: 3, 10).

Так мы из примера мытаря видим, что нищета духов­ная — смирение в покаянии — открывает путь в Царство Божие. Без смирения туда для нас нет входа.

Аминь».

Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов. Постное время светло начнем: Проповеди Великого поста. М., 2020.