Фильм «Самогонщики» режиссёра Леонида Гайдая – первая кинокартина, в которой вместе сыграла самая известная троица советского кино – Трус, Балбес и Бывалый в исполнении Юрия Никулина, Георгия Вицина и Евгения Моргунова. По сюжету их герои промышляют в маленькой лесной избушке производством самогона. Гайдай захотел разнообразить фильм и поручил талантливым актёрам создать и исполнить песню, связанную с самогоном. Но Юрий Никулин немного перестарался и написал текст, который не пропустила бы никакая советская цензура.
Экскурс в историю
История самогонного аппарата, который показан в фильме Гайдая, теряется во мраке времён. Изначально в таких аппаратах пытались получить не крепкий напиток, а золото. Стеклянные колбы с булькающей жидкостью входили в арсенал средневековых алхимиков. Конечно, с течением времени аппараты совершенствовались, их производительность повышалась. Поэт-юморист Владимир Вишневский рассказывал:
«В этом саморазоблачительном тексте от лица самогонщиков: «А приносит он, друзья, доход, / Между прочим, круглый год», а именно в подтексте есть, хоть немного и видоизменённый, но социалистический взгляд на производительность труда».
Советское производство самогонные аппараты, разумеется, не выпускало, но вот сам напиток существовал в нашей стране ещё с XV века. Изначально самогонная водка использовалась в качестве лекарства. Как алкогольный напиток самогон распространился на Руси во времена царствования Ивана Грозного. А уже в XIX веке в каждом крупном дворянском поместье существовали свои секреты самогоноварения. Самогон Шереметьевых, Юсуповых, Разумовских был намного качественнее шотландского виски и французского коньяка. Екатерина II с гордостью дарила Фридриху Великому и Вольтеру русский крепкий спиртной напиток. Артист эстрады Александр Морозов рассказывал:
«Это всё равно что замариновать грибочки и свои домашние огурчики. Также просто относились и к производству своей собственной самогоночки. Это было такое счастье и удовольствие».
В Советском Союзе изготовление и продажа самогона были уголовно наказуемым преступлением. Согласно Указу Верховного Совета СССР от 1948 года самогонщикам грозил срок не менее шести лет с конфискацией имущества. К 1962 году, к моменту выхода в свет фильма «Самогонщики», закон немного смягчился. Акцент был сделан на пропаганду и агитацию. Вишневский делился воспоминаниями:
«В карикатурах того времени изображался самогонный аппарат с порочными капельками. Самогонщики были объектом осуждения».
Первый вариант песни
То, что мы слышали в фильме, это второй вариант песни, который был написан профессионалами по высшему партийному указу и прошёл все цензурные фильтры. А первый текст к фильму «Самогонщики» сочинил Юрий Никулин на хорошо известную мелодию народной песни «Семёновна». Евгений Моргунов, Георгий Вицин, Юрий Никулин записали её буквально с первого дубля. Руководство даже стало переживать: «Ребята, что вы делаете? Вашу песню же будет петь вся страна!» Владимир Вишневский рассказывал:
«Я думаю, что «Семёновна» – это уникальный музыкальный алгоритм. Вот представьте себе гимн Америки на мотив «Семёновны». Поэтому, конечно, в идеологическом отделе ЦК партии правильно смекнули ещё задолго до эры пиара, зомбирования сознания 25 кадром и правильно решили, что использовать такую мелодию будет очень хорошим ходом».
После демонстрации фильма в кинотеатрах стало очевидно , что песня «Самогонщиков» превратится в застольную песню. И петь её, безусловно, будет вся страна: от Москвы до самых до окраин. Но разве можно было допустить, чтобы великая держава, живущая по моральному кодексу строителя коммунизма, который был принят и опубликован за полгода до премьеры фильма, распевала песню со словами «Кто не пьёт, тот дурачок» или представить в устах граждан такой текст: «А мы пить будем, / А мы гнать будем, / А милиция придёт – удирать будем». Песню пришлось переписывать заново.
Новая версия
На помощь Леониду Гайдаю пришёл композитор, который уже работал с ним для создания предыдущей картины «Пёс Барбос и необычный кросс». Новую мелодию к песне «Самогонщиков» написал Никита Богословский. Композитор Александр Журбин рассказывал:
«Эта песня, прямо скажем, не лучшая песня Богословского. Наверное, все это знают, что сначала там была другая версия, была вариация на песню «Семёновна», и стихи написал сам Юрий Никулин. Но все побоялись, что это будет гимном русских алкоголиков, поэтому её заменили и поставили песню Богословского. Но мелодия у него получилась очень простая, даже, я бы сказал, примитивная. Чем-то она всё равно напоминает песню «Семёновна».
Было бы действительно странно сравнивать песню для «Самогонщиков» с другими работами Богословского. Например, «Любимый город» (1939) или, скажем, «Тёмная ночь» (1942), но ведь и задача композитора была поставлена, можно сказать, от обратного. Мелодию нужно было сделать не слишком яркой и не заразительной, ведь допустить, чтобы песню из фильма распевала вся страна, власти не могли.
Ну а текст к песне «Самогонщики» попросили написать поэта Владимира Лифшица. Самой популярной его работой была композиция про пять минут из фильма «Карнавальная ночь». Фильм вышел в 1956 году, и с тех пор празднование каждого нового года начиналось с этих слов: «Пять минут, пять минут! / Бой часов раздастся вскоре! / Пять минут, пять минут! / Помиритесь те, кто в ссоре!» Владимир Вишневский рассказывал:
«Я вот что заметил, углубившись через несколько лет в текст песни, который написал мастер слова и гениальный поэт Лифшиц, на минуточку, создатель «Пяти минут», что он просто выполнил кинозаказ, нельзя сказать что социальный, но что-то такое в тексте чувствуется».
Конечно, и поэт Владимир Лифшиц, и композитор Никита Богословский выполняли кинозаказ. Но поскольку они оба были талантливыми людьми, то делали это с особым азартом.
Вариант песни, сочинённый Богословским и Лифшицом для хорового пения был непригоден. Зато в тексте присутствовала политкорректная и безусловно важная тема: слова Труса про наказание за самогоноварение. Ну а в музыке удачной находкой стала игра Балбеса вилками на бутылках с готовой продукцией. Композитор и саунд-продюсер Дмитрий Фунтиков рассуждал:
«Очень интересно народ воспринял эту невозможную игру Балбеса и Бывалого на аппарате и бутылках. Всегда существовали горе-музыканты, которые пытались играть на бытовых приборах. Они сами считали себя бездарями, потому что нормальной мелодии у них не получалось. Но статус данной троицы, которые умели играть на всём, естественно, повышался».
Игра на самогонной машине и бутылках
Дмитрий Фунтиков рассказывал:
«На самом деле эту партию (речь идёт о моменте, где Никулин ударял по банкам вилкой и получался звонкий звук) играл в оркестре и на записи ксилофон. Поэтому люди, которые думают, что Никулин так талантливо ударял по бутылкам, что получались разные звуки, совершенно неправы и, вероятнее всего, не имеют никакого отношения к музыке. По банкам, как ни ударяй, звуки всё равно будут одинаковые. Хотя многие люди всерьёз поверили в увиденное. Можно сказать, что это обманка, но именно такие моменты делают кино более популярным и интересным».
У советского зрителя, наверное, не было ни тени сомнения, что Балбес (герой Никулина) действительно может сыграть с помощью вилок и бутылок. Фунтиков продолжал:
«Там ещё Бывалый (герой Евгения Моргунова) ему подыгрывает с помощью пара. Тоже, с одной стороны, обман, потому что сыграть ноты при помощи самогонной машины нельзя. Но, с другой стороны, Гайдай таким образом чётко описал эпоху 60-х, когда советские люди могли всё: в том числе сыграть на «электронном аппарате» не хуже, чем на духовом инструменте».
Доверчивые зрители
Люди поверили практически всему, что показал Гайдай в своём короткометражном фильме. Народ поверил в то, что можно сыграть соло на бутылках, в то, что в крохотной избушке можно гнать самогон в промышленных масштабах, и в то, что актёры действительно самогонщики. Нынешний генеральный директор «Московского цирка Никулина на Цветном бульваре» Максим Никулин, сын Юрия Владимировича, делился воспоминаниями:
«Я не всё помню в силу тогдашнего малолетства. К нам часто приходили в гости друзья семьи и спрашивали о состоянии отца. И они всегда делали вид, будто им его жалко. Мы не понимали, чего его жалеть. А они всерьёз верили, что он имеет сильную алкогольную зависимость».
Причиной такого зрительского доверия были мастерски придуманные для героев роли и образы. И, конечно, незаурядный комедийный талант знаменитой троицы. И хотя в финале главные герои оказались за решёткой в полицейской машине, у зрителей они вызывали скорее симпатию, чем осуждение. Вишневский рассуждал:
«По законам российской мистики с её уважением ко всему, что связано с весельем и гулянками, у зрителей сначала были смешанные чувства по отношению к героям, но затем они сменились на положительные».
Наверное, Леонид Гайдай не рассчитывал, что после выхода его картины осуждение к самогонщикам в СССР станет всеобщим и повальным. Но даже если предположить, что руководство «Мосфильма» ставило перед создателями картины подобную задачу, то в её решении оно не преуспело. Композитор Александр Журбин рассуждал:
«Изначально они хотели показать, как плохо быть самогонщиком, как ужасно зарабатывать деньги на таком «грязном» деле. То есть, грубо говоря, они хотели создать сатиру. Но я с уверенностью могу сказать, что сатира эта никого не убедила, люди продолжали гнать самогон, продолжали его пить и зарабатывать на этом. Фильм в этом плане людей ничему не научил».
→ ПРОДОЛЖЕНИЕ
Рекомендуем также:
Оригинал: 🔗источник
Спасибо, что читаете нас! Подписывайтесь на ✅ наш инстаграм и читайте нас ✅ на фейсбуке! Пишите в комментариях ваших любимых исполнителей и их песни! Имена, события, факты... Кого из мира музыки вам хотелось бы подробнее узнать? Кого было бы приятно послушать? Мы обязательно найдем то, чего вы раньше не знали, и поделимся этим, добавив щепотку отличного саунда!!!