Найти в Дзене

Презентация обновлений Starship компании SpaceX от Илона Маска

Оглавление

Первая презентация полностью многоразовой космической транспортной системы Starship была проведена Илоном Маском в Бока Чика вечером по местному времени 28 сентября 2019 г. на фоне 1 прототипа Мк1 и спустя 2,5 года мы дождались новой! Что нового в презентации от 10 февраля 2022 года (UTC -6 часов): двигатель Raptor V2 с тягой 230 тонн (у V1 185 тонн) и давлением в камере сгорания до 340 бар, дешевле V1 в 2 раза. Главный инженер SpaceX также рассказал о почти полной готовности башни обслуживания (0 ступени) к обеспечение 1 орбитального полёта, оснащенной роборуками Мехазиллы для ловли и установки ступеней и кораблей и о обновлении схемы орбитальной дозаправки (относительно 2019 г.) космического корабля Starship

Самым приятным и ожидаемым обновлением стал новый улучшенный кислородно-метановый ЖРД Raptor V2 (тяга 230 тонн с возможностью роста до 250 тонн) с полной газификацией компонентов, он был переработан с нуля относительно версии 1,5, конструкция двигателя упростилась и стоимость производства стала в 2 раза ниже. Сейчас проводятся испытания по наработке новых двигателей на полигоне в МакГрегоре, рядом строится большой завод по производству Raptor V2, темп которого будет доведен до 1 двиг. в день. У новой версии двигателей увеличенное критическое сечение сопла, что уменьшает удельный импульс на 3 секунды, но при этом за счет значительного увеличения тяги он более эффективен чем V1.5. В ходе испытаний двигатели показывают себя хорошо (особенно их турбонасосы и газогенераторы) во время зажиганий на несколько сотен секунд подряд (но пока есть проблемы с прогоранием сопла), ещё несколько зрелищных фото со Starship на стартовом столе см. тут.

 Прототипы Ship20 и B4 на орбитальном стартовом столе в Бока Чика днем 10 февраля 2022 года, фото Тревора Малманна
Прототипы Ship20 и B4 на орбитальном стартовом столе в Бока Чика днем 10 февраля 2022 года, фото Тревора Малманна

Маск надеется на прохождение экологической экспертизы FAA площадки в Starbase в Бока Чика к марту 2022 года, при этом первый орбитальный полёт Starship имеет шансы состояться в апреле. О том будут ли использованы установленные сейчас на стартовом столе прототипы Ship20 и B4 ничего сказано не было, так как по слухам полететь смогут Ship22 и B7 (уже с 33 двигателями Raptor). Стартовый комплекс 39А (LC-39A) во Флориде может быть оборудован под запуски Starship через 6-8 месяцев по самым оптимистичным прогнозам. Есть вероятность, что на корабль Starship установят еще 3 дополнительных двигателя Raptor Vac и их станет 9 в сумме, при этом на 1 ступени Super Heavy ожидается использование 33 двигателей одновременно. Система аварийного спасения на Starship не планируется, при этом корабль должен будет суметь уйти от стартовой площадки (тяговооруженности для этого достаточно) и совершить мягкую посадку на специальную площадку в случае аварии 1-й ступени на старте. Грузоподъемность на НОО (как я понимаю без дополнительной заправки на орбите) транспортной системы в многоразовом варианте должна составить 100-150 тонн. При этом о дизайне интерьеров корабля Starship внутри компания SpaceX пока не задумывается, до этого еще довольно далеко и нужно решить другие насущные проблемы.

 Прототип Ship20, клешни Мехазиллы и заправочный рукав QD arm, фото Ричарда Энгла (Тесларати)
Прототип Ship20, клешни Мехазиллы и заправочный рукав QD arm, фото Ричарда Энгла (Тесларати)

На вопрос о том сколько необходимо дозаправок на орбите для полёта к Луне ответа не прозвучало. Испытания системы заправки на орбите планируется провести за 2 года, специальные корабли-танкеры будут стыковаться в автоматическом режиме (отработан во время выполнения стыковок КК Crew Dragon с МКС) спиной к спине к космическому кораблю Starship, десятки тонн горючего и окислителя будут перекачиваться в баки под давлением. Затем танкеры должны будут управляемо входить в атмосферу и совершать мягкую посадку, а 1 ступень во время таких запусков должна будет вернуться к месту старта всего через 6 минут. Запуски для заправки планируется проводить раз в несколько часов. На мой взгляд это в комплексе это одна из самых сложных задач стоящих перед компанией в данный момент. В случае если полная и быстрая многоразовость будет достигнута, цена 1 запуска должна будет составить около $10 млн. В перспективе строительство самодостаточного поселения на Марсе остается основной целью компании SpaceX, при этом не очень ясно как будет осуществляться непрерывность снабжения грузами и припасами в течение первых лет строительства, ведь стартовые окна к Красной планете открываются 1 раз в 2 года и длятся от 1 до 1,5 (максимум 2) месяцев.

 Двигатели Raptor V2 и Raptor V1.5 на презентации, фото Ника Ансуини
Двигатели Raptor V2 и Raptor V1.5 на презентации, фото Ника Ансуини

Презентация от 10 февраля 2022 года (по местному времени) транспортной системы Starship от SpaceX (канал на Ютуб) на пути к Марсу.

Обновление по Starship от 28 сентября 2019 года (по местному времени) от SpaceX (канал на Ютуб) на фоне прототипа Mk1.

#starship #spacex #илон маск #ракеты #космонавтика #космические корабли #марс

Спасибо за внимание!