Вот уже несколько лет Россия бьется над проблемой гражданского авиастроения и перспективы не радуют. Понадобится еще не один год для выхода своего авиапрома хотя бы для насыщения своего рынка, не говоря о продаже за границу.
Sukhoi Superjet 100. Слепили самолет из всего что было и в результате получилось как всегда. Основная причина состоит в том, что в начале 2000-х годов большинство российских производителей самолётных систем и авионики ещё не были готовы к поставкам компонентов для SSJ100, которые могли бы быть сертифицированы в соответствии с требованиями EASA, FAA и других зарубежных регуляторов. На самолет стал давить и политический аспект. Так минфин США не выдал экспортный сертификат на продажу самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) в Иран. Пришло решение начать производить SSJ-New, по сути, новый самолёт. Программа предусматривает разработку лайнера, в котором десятки иностранных систем и агрегатов будут заменены на отечественные.
Импортозамещение коснётся систем кондиционирования, торможения, электроснабжения, водоснабжения и удаления отходов, а также кислородная система экипажа, датчики утечки воздуха, сигнализатор обледенения и температуры воздуха, шасси, пассажирские кресла, теплозвукоизоляция. Главным новшеством в SSJ-New станет перспективный двигатель ПД-8. Сертификацию ПД-8 пройдёт в 2023 году и к этому времени завершат опытно-конструкторские работы по созданию SSJ-New. Начало серийного производства SSJ-New намечено на 2024 год.
Лёгкий многоцелевой самолёт ЛМС-901 «Байкал». Будущая замена самолета АН-2. Серийное производство начнется в 2024 году.
Ил-112 — российский лёгкий транспортный самолет нового поколения. После катастрофы 17 августа 2021 года в которой разбился опытный образец и погибли три члена экипажа, перспективы его производства туманны. Он изначально не соответствовал требования военных.
МС-21 — российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет. Серийное производство полностью российского среднемагистрального самолета МС-21 начнется в 2024 году, а к 2025 году должны выпустить 32 самолета На данный момент проблема МС-21 кроется сугубо в сертификационной части.
CR929 - проект перспективного совместного российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта на 250—300 пассажиров. Разрабатывается российской «Объединенной авиастроительной корпорацией» и китайской COMAC. На первом этапе самолёт получит двигатели иностранного производства. На втором этапе (после 2030 года) предполагается устанавливать перспективный российский двигатель ПД-35
Ил-114-300 — турбовинтовой региональный самолёт. В течение 2022 года планирует завершить весь объём сертификационных работ и испытаний и в марте 2023 года сертифицировать.
Раньше 2024 года никаких прорывов не предвидится и это результат той гайдаровской политики которая проводилась в период перестройки.