Долгожданный фильм Кеннета Браны наконец-то вышел на экраны. С 2019 года он продирался к зрителям через скандалы и ограничения. От фильма ожидали не только нового воплощения сюжета Агаты Кристи (предыдущая экранизация с Питером Устиновым в главной роли вышла в 1978 году), но и яркой красивой картинки – видов волшебного Египта, снятых с использованием возможностей современной видеотехники. Скажу сразу: красивая картинка в фильме есть. И ещё много чего другого.
Здравствуйте!
В случае экранизации известного литературного произведения вопрос о самостоятельности фильма возникает всегда. Перенести в кадр книгу побуквенно невозможно, да и не нужно – у кино собственные выразительные средства. Однако, если трансформации окажутся существенными, возникает опасность потерять не только дух произведения, но и его смысл.
С экранизацией детективов Агаты Кристи ситуация особая: в её лучших романах нет мелочей. Все характеры и обстоятельства образуют стройную логическую систему. Каждый сюжет мог сложиться только в конкретных условиях. Измени одну деталь – и вся конструкция рискует с треском обрушиться на голову режиссёра.
Роман «Смерть на Ниле» экранизировать сложно. Герои – представители высшего британского общества, опутанного плотной сетью родственных связей и знакомств. Ситуация – путешествие по Нилу на круизном пароходе. В одном месте собрано множество разных людей, каждый из которых играет определённую роль в сюжете. Для кино это слишком массовые сцены. Трансформации неизбежны.
Задолго до премьеры список действующих лиц и исполнителей был обнародован. Часть героев книги из него исчезла – и это понятно. Но их место заняли совершенно другие персонажи.
Легко было заметить и трансформацию оставшихся персонажей. Главные героини – девушки, что учились вместе в дорогой частной школе. Одна из них – Линнет Риджуэй – наследница огромного состояния, постоянный персонаж светской хроники, завидная невеста. Английская леди тридцатых годов:
Из машины выпрыгнула девушка в элегантном и строгом костюме. У неё были светлые волосы и правильные аристократические черты лица. Очаровательная девушка - такие не часто встречаются в местах, подобных Мэлтону.
В фильме Кеннета Браны её сыграла Галь Гадот.
Внешность – всего лишь внешность, и экранный герой не обязан в точности походить на книжного. Тем более, что две другие стороны любовного треугольника – Жаклин де Бельфор и Саймон Дойл – вполне подходят под описание, данное Агатой Кристи.
Жаклин:
Милый ребёнок, не то, чтобы хорошенькая, но безусловно привлекательная, такие прекрасные темные волосы и огромные глаза.
Саймон:
Линнет увидела высокого широкоплечего парня, синеглазого, со светлыми, коротко подстриженными волосами, у него был квадратный подбородок и обаятельная мальчишеская улыбка
Но вот остальные герои вызывали вопросы даже на уровне списка исполнителей. В романе есть колоритные персонажи – писательница Саломея Оттерборн и её дочь Розали. Саломея – автор множества популярных романов, которые принесли ей известность и материальное благополучие. И, хотя зенит её славы далеко позади, она не теряет ни апломба, ни надежды.
Вот как выглядит Саломея в фильме Кеннета Браны.
Ни для кого не секрет, что сейчас темнокожие актёры присутствуют во множестве фильмов. Но этот выбор поначалу озадачил. Конечно, написать роман такая женщина могла. Но вот издать большим тиражом и выгодно продать – это вряд ли.
А кроме того, Саломея Оттерборн в книге – не очень симпатичный персонаж. Она разочаровалась в жизни настолько, что её дочь вынуждена тайком выносить пустые бутылки, чтобы никто не заподозрил, насколько вредны мамины привычки. Так что, когда писательница стала третьей жертвой, её нисколько не жалко.
Актёров с таким цветом кожи в непривлекательных ракурсах показывать не принято. И режиссёр решил проблему кардинально – Саломея не писательница, а джазовая певица, никаких вредных привычек, а по ходу действия вместо неё укокошили совсем другого персонажа.
А Розали – не дочь Саломеи, а племянница, и подруга Линнет. Училась вместе в школе. В фильмах и не такое случается.
Из-за этого обстоятельства пришлось менять весь сюжет. Главные герои стали не богатыми аристократами, а просто богатыми. Они проводят время на джазовых вечеринках, исполняя весьма раскованные танцы. Недаром у фильма категория 16+
Линнет – не благовоспитанная девушка, а дочка гангстера с соответствующими замашками. Она запросто делает всем окружающим такие пакости, что удивительно, как её раньше не пристукнули. Например, походя разрушила жизнь служанки Луизы.
Кстати, Луиза – именно тот персонаж, благодаря которому в романе есть этническое разнообразие:
Луиза Бурже оказалась той самой яркой латиноамериканкой, которую однажды приметил Пуаро.
Однако в фильме она выглядит вполне белой. Понятно почему – на неё тоже напал преступник.
В итоге всех преобразований несколько пострадала логика. По сюжету, Жаклин, которую бросил жених Саймон ради богачки Линнет, начинает преследовать молодожёнов. В романе она просто заселяется в те же отели и покупает билет на тот же круизный пароход.
Но в фильме разноцветное общество собирается исключительно на частных вечеринках. Сами организовали праздник, сами зафрахтовали пароход. Как туда пробирается нежеланная гостья Жаклин и почему её не выгнали – вопрос, на который авторы предпочитают не отвечать.
И совсем никак не обосновано логически появление в фильме героев с радужными взглядами. Злобная старая американка, которая потихоньку таскает чужие вещи, в фильме стала бабкой-социалисткой. А медсестра, которая за ней присматривает, оказалась её возлюбленной. Причём до того, как Пуаро объявил об их взаимной любви, никаких тёплых чувств в парочке не наблюдалось. Бабка гоняла прислужницу и в хвост, и в гриву без всякой жалости. Просто такая сильная любовь.
Вообще в фильме очень много непонятных придумок. Например, у главной героини Линнет Риджуэй появился кузен по фамилии Хачатрян (или Качатрян). Да ещё и утверждал, что его дискриминируют по цвету кожи. Так и хочется сказать: Товарищ Брана, прекратите отсебятину!
Кстати, о Бране. Вернее, об Эркюле Пуаро в его исполнении. Бельгийский сыщик в этом фильме отбросил свои безупречные манеры и стал действовать, как персонаж крутого полицейского детектива. Вместо вежливых бесед – жёсткие допросы с явным давлением. Как будто надо побыстрей раскрыть дело, назначив виновным любого.
То есть как экранизация фильм не состоялся. Как самостоятельное произведение он очень красив. Наряды, драгоценности, пейзажи – всё на высшем уровне. Пирамиды, статуи фараонов, нильские берега радуют глаз.
В фильме раскрывается и главная тайна Эркюля Пуаро – почему он носит усы. Спойлер: героическая история!
А закончилось всё очень даже счастливо: великий детектив влюбился. Разумеется, в достойную женщину. Джазовую певицу.
У меня о фильме «Смерть на Ниле» мнение неоднозначное. Но вы мне не доверяйте – смотрите сами, получайте свои впечатления!
И делитесь ими в комментариях! Подписывайтесь – здесь можно высказаться!
О романе «Смерть на Ниле» здесь:
О предыдущем фильме Кеннета Браны здесь:
О произведениях Королевы детектива под рубрикой: #книжный клуб агаты кристи
#киноклуб ямадама #детектив-клуб ямадама #агата кристи #эркюль пуаро #смерть на ниле #кинопремьера #обзор фильма #детектив #экранизация агаты кристи