Найти тему
КиноФайлы

«Матрица: Воскрешение» (2021): обзор фильма

Фильм, чей выход на экраны мог стать событием, началом новой эпохи и еще не знаю чем. В итоге же гора родила мышь.

С одной стороны, слишком много воды утекло, натуральная фанатская истерия, которая сопровождала выход второй и третьих частей, в 2021 году уже не наблюдалась, да и быть ее не могло. Подростки, взрослевшие на Нео, чье шествие по экранам совпало с бурным развитием Интернета, уже давно не подростки, они обзавелись семьями и стали скупы на эмоции. Ну а молодняк больше фанатеет от героев комиксов.

Кадр из фильма «Матрица: Воскрешение». Источник: imdb.com
Кадр из фильма «Матрица: Воскрешение». Источник: imdb.com

С другой стороны, сама трилогия не была, скажем так, ровной. Первая часть – безусловный хит. Вторая интересна скорее визуально, чем сюжетно. Ну а третья же серия, «Революция», представляла собой слишком затянутую и местами скучную развязку истории. «Революция», кстати, и в прокате выступила так себе. И после ее просмотра напрашивался вывод, что в любом случае пора поставить точку. Главной причиной снижающегося качества я вижу то, что жадные до денег студийные боссы решили сделать два продолжения «Матрицы» вместо одного фильма, как задумано было изначально.

В общем, после завершения трилогии и режиссеры, и актеры и студийные боссы пришли к выводу, что снижающиеся кассовые сборы и рейтинги у зрителей и критиков – это не есть хорошо, а потому про четвертую серию разговоров долгое время не велось. Но остаться нетронутой трилогии было не суждено. Вполне допускаю, что теперешние времена войдут в историю Голливуда, как эпоха сиквелов, ремейков и перезапусков. Еще понятно, когда продолжения снимаются ко всем мало-мальски успешным современным фильмам, но вот когда Голливуд смахивает пыль с уже подзабытой классики вроде «Охотников за приведениями» или упорно и безуспешно пытается реанимировать «Терминатора»... Здесь, знаете ли, какая-то обида в душе копится за то самое пресловутое поруганное детство.

Студия «Уорнер» решил воскресить «Матрицу», причем сделать это либо с оригинальным актерским составом и режиссерами, либо без них, но сделать. Лана Вачовски согласилась, думаю, по двум основным причинам. Первая – деньги. Вторая – отсутствие успешных работ. Фактически успех «Матрицы» так и остался главным достижением карьер братьев-сестер.

Учитывая вышеизложенное, стоит ли удивляться, что продолжение вышло не очень? Причем «Воскрешение» проигрывает трилогии сразу по всем направлениям: сюжет, постановка экшен-сцен, актерский состав, музыка.

-2

Поначалу кино даже пытается интриговать, неожиданно ломая пресловутую четвертую стену со зрителем и иронизируя над событиями предыдущих фильмов и высмеивая современные тенденции кинопроизводства, массовой культуры и культа потребления. Но вскоре становится ясно, что перед нами пусть и не прямолинейный, но все-таки перезапуск а-ля «Терминатор: Генезис». Если снять всю шелуху, то останется все та же заезженная история Избранного, рассказанная не самым умелым способом. Риторический вопрос: нужно просить Мойшу напевать «Битлов», если у вас под рукой есть записи «Битлов»? В общем, если первая треть картины еще туда-сюда, то далее, когда приходит понимание того, что нам криво поют старую песню, становится совсем скучно и дальнейший просмотр – это борьба со скукой и раздражением. И никакой иронией тут не прикроешь бедноту самой идеи четвертой части.

Огромный перерыв не пошел на пользу и актерскому ансамблю. Никто не стал моложе, а кое-кто просто отвалился от проекта. Лоуренс Фишберн был заменен на актера с труднопроизносимыми именем и фамилией Яхья Абдул-Матин II Не сказать, чтобы Абдул-Матин сыграл плохо, но все же того самого Морфеуса не хватает, а новый почему-то стал больше походить на персонажа «Марвел».И самое неприятное здесь то, что Фишберна, похоже, совершенно сознательно «слили» с проекта.

Яхья Абдул-Матин II в фильме «Матрица: Воскрешение». Источник: imdb.com
Яхья Абдул-Матин II в фильме «Матрица: Воскрешение». Источник: imdb.com

Похожая ситуация сложилась и с Хьюго Уивингом. На мой взгляд, его отсутствие стало самой большое потерей. Заменивший его Джонатан Грофф не смог продемонстрировать ничего выдающегося: Смит в его исполнении – всего лишь стандартный манерный кинозлодей, от которого не исходит и десятой той опасности, что была в Смите Уивинга. Самое обидное, что Уивинг, у которого был плотный график, все же был готов вернуться к коронному образу в новой «Матрице», и вроде как были согласованы съемочные графики, но Лана Вачовски буквально перед стартом съемок решила, что ничего из этой затеи не выйдет, и ей нужен более свободный актер.

Джонатан Грофф в фильме «Матрица: Воскрешение». Источник: imdb.com
Джонатан Грофф в фильме «Матрица: Воскрешение». Источник: imdb.com

Понятно, что Уивинг и Фишберн не смогли бы спасти картину, но хоть немного бы скрасили общее разочарование.

Кто-то скажет, что, мол, пёс с ним, с сюжетом. И плевать на актеров. Если есть хороший экшен, то кино стоит смотреть, ведь боевики не про сюжет и актерскую игру.

Увы, вместе с харизматичным злодеем «Матрица» утратила и весь саспенс. Больше борьба Нео с машинами не напоминает бой не на жизнь, а на смерть. Скорее все смахивает на какую-то спортивную забаву. Машинам будто бы нравится играться с Нео, Тринити и всем этим Сопротивлением, и они не сильно стараются победить. Тенденция к игре в поддавки и излишнему пафосу в ущерб логике прослеживалась еще в «Перезагрузке». В «Возрождении» этот недуг усугубился. Бои просто ради боев, погони и перестрелки ради зрелища и забавы.

И самое плохое, что если вторая и третья «Матрицы» все же действительно были зрелищными и новаторскими, то про четвертую часть этого не скажешь. Так и хочется воскликнуть: «Да разве это «Матрица»? Трилогию, что, делали совсем другие люди? Или просто разучились снимать?» Есть еще третий вариант: Вачовски и компания банально халтурили. Так или иначе, но поединки и перестрелки смотрятся донельзя шаблонно где-то на уровне проходных современных экшенов. Они совершенно не содержат никакой интриги и ничем не цепляют. Вот совершенно ничем!

Вспомните свои ощущения от перестрелок и боев в первой «Матрице» и автомобильной погони во второй, ради которой киношники не поленились построить 2 км настоящей автострады. Вспомните и забудьте перед просмотром новой «Матрицы». Четвертая часть не только ничего не явила миру, но и не смогла даже достойно повторить саму себя.

Не будет большим спойлером, если я сообщу, что в четвертом фильме есть прямые и косвенные цитаты из трилогии, то есть переснятые моменты прошлых фильмов. И именно эти цитаты делают разочарование особенно сильным, ибо приходит настоящее уныние от осознания того факты, что 20 лет назад эти же люди сняли все в разы лучше. Зато в четвертой «Матрице» будет все, за что мы «любим» современный экшен: дергающаяся камера, быстрая смена кадров, сумбур и ядовитая цветовая палитра.

Кадр из фильма «Матрица: Воскрешение». Источник: imdb.com
Кадр из фильма «Матрица: Воскрешение». Источник: imdb.com

В общем, ругать фильм можно долго, но он того не стоит. Фанаты его посмотрят. Будут плеваться, но посмотрят. Остальным же рекомендую проходить мимо.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

  • Боевики 2021 года. Обзор #1
  • «Мортал Комбат» (2021): мнение о фильме
  • Интересные факты о фильме «Судная ночь навсегда» (2021)

Ставьте лайк, пишите комментарии и подписывайтесь на канал!