Отзыв о фильме без раскрытия всего сюжета, но с небольшим описанием сути происходящего. Как таковых спойлеров в статье не будет, всё таки за основу взята известная поэма, о ней вкратце и расскажу, попутно отметив несколько особенностей самого фильма, без описания кульминации и финала, которые слега отличаются от оригинальной истории.
Данная кинолента режиссёра Грэма Бейкера (снявшего добротную фантастику "Чужая нация" (1988) является своеобразным ремейком оригинального англосаксонского (древнеанглийского) эпоса, написанного на рубеже VII и VIII веков.
Действие поэмы происходит в Скандинавии, в чертоге (обители) Хеорот конунга (короля) Хродгара. Вот уже 12 лет, каждую зиму, на Хеорот нападает чудовище по прозвищу Грендель, уничтожая лучших воинов королевства. Лишь один храбрец осмеливается остановить чудище и имя ему Беовульф. Когда-то Хродгар помог отцу славного воина и теперь пришёл черёд Беовульфа оказать помощь правителю Хеорота. Для этого он должен переплыть море и пробраться в пещеру, где обитает грозный монстр-тролль. В ожесточённой схватке, Беовульф одерживает победу, оторвав руки Гренделю, отчего чудище погибает в своём логове. Но радость новоиспечённого героя Хеорота была недолгой: со дна морского поднимается более жуткий и сильный враг - мать Гренделя. Беовульф также побеждает монстра в его же логове - в морской пучине, куда он спустился, чтобы окончательно покончить с этой нечистью. После чего, славный герой становится конунгом гётского народа, откуда сам родом. Конец поэмы приходится на эпичную битву с драконом, который защищает сокровища от посягательств людей. В сражении, ознаменовавшемся победой гётов во главе с Беовульфом, сам герой получает смертельное ранение, но воспринял это как и подобает в легендах о славных героях. Так и сложился эпос о скандинавском воине, легендарном победителе чудовищ.
В фильме берётся за основу сама поэма, но меняется время действия и концепция. Точнее говоря, всё тоже условное средневековье, только после апокалипсиса, из-за которого люди вновь погрузились в эпоху мечей и магии. Ну почти. В фильме ещё есть сигареты и их курят. Ну это так, по сравнению с оптикой ночного виденья. Да и это не столь существенно, как сам мир, а точнее место, где происходят события в ленте.
Зрителю представляют некий замок-поместье под названием Хеорот, которым правит король Хродгар. В этом месте процветает феодальный строй со всеми вытекающими, вот только в последнее время, на владения и его жителей, каждую ночь стал посягать пугающий и таинственный монстр. Он оставляет после себя...да ничего и никого не оставляет. Все попытки поймать или обезвредить тварь ни к чему не приводят. А при встрече с королём Хродгаром, зверь тактично его игнорирует, отказываясь сражаться. Поэтому решено оградиться от внешнего мира: никого не впускать и никого не выпускать, пока не станет ясно, что же это за тварь или кто-то внутри замка балуется магией, дабы сместить Хордгара. Подозрения падают на каждого простолюдина и даже на ближайшее окрушение короля.
Люди бояться выходить после заката солнца, но даже в своих домах, они не чувствуют себя в безопасности. Так было, пока в замок не наведался молчаливый и суровый Рэйден. В смысле, Беовульф в исполнении Кристофера Ламберта. Ему удалось убедить Хордгара, что только он, Беовульф, знает как выманить и сразить чудище.
Внешность блондина с хитрым прищуром, свойственная крутым парням и очень напоминающая образ лорда Рэйдена из "Смертельной битвы", пожалуй, первое, что вызывает некий интерес к просмотру. Сама картина снята в тёмном, готическом тоне, что также интригует, как и обмундирование солдат: эдакая примесь стандартных рыцарских доспехов с вкраплением современного (на момент выхода фильма) стиля. Хотя каски некоторых солдат уж очень сильно смахивают на шлем Робокопа. Лента вышла в свет в 1999-ом году, во время, так называемого, "миллениума", которому были свойственны новые цифровые технологии и авторы фильмов старались соответствовать новым тенденциям.
В "Беовульфе", при бюджете в 20 млн. долларов, большое количество компьютерных спецэффектов, которые по нынешним меркам выглядят несколько устаревшими и могут ассоциироваться, например, с низко-бюджетными фильмами-пародиями от студии The Aslym ("Акулий торнадо", "Бермудские щупальца", "Мега-акула против Крокозавра" и др.) или фантастическими ужастиками, которые частенько крутят по ТВ3. Но графика в "Беовульфе" для своего времени выглядит неплохо, а за счёт интересных костюмов, сам фильм смотрится на порядок качественнее вышеуказанных.
Но не только компьютерные спецэффекты выделяют сей фильм, помимо специфического времени действия сказки (а это кино, самая что ни на есть, взрослая сказка), запоминающегося главного героя и переосмысления классической поэмы. Нет, главная фишка данного фильма в самом развитии сюжета и постановках.
В "Беовульфе" очень много акробатических действий. Почти все боевые сцены в исполнении главного героя (а упор в ленте на сражениях с монстрами) выполнены посредством натуральных съёмок. Сами бои по структуре сильно напоминают схватки из серии фильмов "Смертельная битва", а образ Кристофера Ламберта так и вовсе наталкивает на мысль, что во второй части Mortal Kombat должен был сниматься именно он, а не Джеймс Римар в роли Рэйдена, который во втором фильме серии, также как и Ламберт в "Беовульфе, был коротко подстриженным блондином.
По самим персонажам в ленте вопросов не возникает, по причине отсутствия, как таковой, актёрской игры. При всей жестокости в фильме, никто не вызывает особого сопереживания, а смотреть интересно лишь из-за визуальной составляющей и Кристофера Ламберта. Хотя нет, ещё одной характерной особенностью фильма является музыка в жанре техно, даже можно сказать - преобладает электронная музыка, как раз ставшая довольно популярной на стыке нового тысячелетия. Но при этом, музыка и добавляет фильму некоторого фарса, отчего и теряется сама суть истории и толика серьёзности. Перед зрителем крутой герой, который борется с разной нечистью в постапокалиптическом мире. Явно не эпос о легендарном Бевульфе.
Конечно, фильм слабоват как фэнтези, хотя если рассматривать книжный вариант "тёмного фэнтези", то данная лента вполне себе подходит под этот поджанр. А если воспринимать это кино как фантастический боевик, коим он и позиционируется, то тут есть всё, что нужно. Помимо крутого героя, у нас мощные и жуткие монстры (неплохие костюмы и грим, кстати говоря), а также вызывающе одетые княгини (ну не прям вульгарно, но обнажонка в фильме присутствует, как и довольно обширная зона декольте у некоторых дам). По актёрам: тут клише на клише, но для боевика этого достаточно. Что король, что его верный полководец, которому не нравится бесстрашный и самоуверенный блондин, что учёный, что свита - всё стандартно, но не вызывает раздражения.
По поводу заглавной героини, в исполнении британки Роны Митры, тоже особо ничего не скажешь. Красивая или лучше сказать - эффектная актриса, с минимумом эмоций. Кто видел её роли в фильмах "Другой мир: Восстание ликанов" (2008) и "Судный день" (2008) прекрасно поймут о чём речь. Но именно такого типажа персонаж и нужен в данной ленте.
Основной плюс этого, казалось бы, проходного кино - это динамика и специфический антураж. Фильм не скучный, но одноразовый, выделяется главным героем, музыкой и постановкой боевых сцен (в то время, а это 1999 год, такого рода фильмов было раз-два и обчёлся), поэтому лента смотрится легко. Это уже начиная с середины 00-ых и по сей день, наснимали полным-полном киношек подобного рода, которые стали относить к поджанру треш. Но "Беовульф", при всей простоте и некой несуразности, вполне добротный фантастический боевик из 90-ых.
Но посоветовать к просмотру не могу, всё-таки кому-то действительно происходящее может показаться бредом. От себя могу сказать: после просмотра в третий раз, не возникло мысли, что я потратил время впустую. Если уж выбирать между сомнительными новинками, которые частенько мелькают на различных онлайн-платформах, да ещё с названиями, типа "Атака мутанта" или "Вторжение пришельцев", то выбор в пользу ленты "Беовульф". По крайней мере, плеваться от фильма не хочется, а кому-то и вовсе это кино покажется забавным.