Найти тему
Заметки мамы-училки

Читать и писать в 2 года. А нужно ли оно нам

Дочке 2 года 2 месяца. Есть огромное желание писать и читать. А я не хочу делать из неё вторую Алису Теплякову с нервной икотой, с ЕГЭ в 9 лет, непонятным детством, с МГУ и сессиями. А нужен ли мне вундеркинд? Мне - нет. Стране? Нет. После Тепляковых вундеркинды воспринимаются как-то настороженно. Но не лишаю ли я этим дочь того, чем она хочет заниматься? Правильно ли это? И как найти золотую середину?

Всё началось с того, что старший брат приходил из школы и садился делать уроки, а сестра всё это видела и рвалась повторять за ним. Вместе учат стихи, вместе учат английские слова. С остальными уроками ей в 2 года сложно. Правила и упражнения по русскому языку программы 3 класса, а также примеры и задачи по математике - не для нее. Но решать их очень хочется.

Я даю ей прописи для дошкольников, где надо обводить картинки, иногда буквы и цифры. Сидит, выводит, обводит, старается. Может целый час так просидеть. Вижу, что есть желание. Сначала оно возникало из-за того, что брат делал уроки, теперь оно возникает само. Уже и без него сама берёт прописи.

В 2 года она гоняет брата: "Уоки деить нада!" (Уроки делать надо). И брат слушается. Уроки бежит делать самая первая. Сидит, кстати, в своих прописях тихо, домашку делать брату не мешает.

А недавно появилось желание читать книги. До 2 лет её в книгах интересовали только картинки. Я начинала ей читать текст, но она его не слушала и листала страницы, заставляя меня проговаривать всё, что на них изображено. Я часто сижу вечером, уставшая, а она берёт мой палец и тычет им в книгу: "Это собачка, это киса мяу, это игемот (бегемот)". Давай, мол, показывай мне картинки и говори, не молчи.

-2

В последние дни я много ей читала, она уже не спешила листать страницы, а слушала меня. А потом стала брать книги сама, водить пальчиком по строчкам с умным видом, говорить разные слова, какие взбредут в голову, типа читает книгу.

"Я читаю, не месай", - говорит она.

И я вижу огромное желание научиться читать. Просто по тому, как она берет мой указательный палец и кладёт его на какую-то букву. Говори, мол, что это за буква. А раньше она таким образом картинки меня заставляла произносить, теперь вот буквы.

Я старшего ребенка познакомила с буквами рано. Тоже в 2 года. У него тоже было к этому огромное желание. Буквы он запомнил моментально, а вот складывать из них слоги он в 2 года не мог. Я и не заставляла, отложила этот процесс. И не прогадала, в 4 года он попробовал сложить слоги, вышло легко, потом слова. Потом начал читать всё подряд. Буквально всё подряд: надписи на йогурте, названия конфет, титры в мультиках, коробки из-под игрушек, что написано на освежителе воздуха, вывески на улицах, все ценники в магазине. Про книги в доме молчу. Они прочитались залпом.

Рискую сейчас повторить судьбу своего старшего ребенка с младшим. И задаюсь вопросом: "А нужно ли оно нам?"

Я из сына вундеркинда никогда не делала. Сейчас он учится средне, не отличник, но и не двоечник. Но я сталкивалась с волной непонимания и негатива от общества. Все родные, друзья и незнакомые люди говорили:

- Читать и писать в 3 года?! А зачем? Это ни к чему! А в школе что он делать будет? Лучше пусть гуляет больше, бегает, играет с мячом, катается на велосипеде.

- Так я не заставляю. Он САМ этого хочет. Что же мне теперь, запрещать? Убирать книги из дома? - отвечала я.

- Что значит "сам хочет"? Сам он захочет поиграться с огнём. Ты тоже ему не будешь запрещать?

И вот такие разговоры постоянно, и с таким непониманием я столкнулась со стороны общества со своим старшим ребенком.

А где-то на нашей планете в то же самое время (когда я развивала своего сына) росла Алиса Теплякова, которая в 3 года писала в прописях, в 4 года читала со скоростью 70-120 слов в минуту, считала в пределах 1000. Только Алиса в 9 лет уже в МГУ, а мой в 9 только в 3 классе обычной общеобразовательной школы. И не жалею. И даже не хочу повторять тепляковский эксперимент на младшей дочке.

Пока мы рисуем, раскрашиваем, лепим из пластилина, клеим наклейки, делаем несложные аппликации, читаем, выполняем разные развивающие упражнения по возрасту, не идём на опережение.

-3

А нужно ли вообще опережение? Ведь можно погулять, слепить снеговика, поиграть в мяч, приготовить пирог, просто попрыгать по лужам.

Детство по Е.О. Комаровскому должно быть таким:

Дети должны быть худыми и с шилом в заднице.
 Счастливый ребенок - это прежде всего ребенок здоровый и только потом уже читающий и играющий на скрипке.

Я с ним согласна. Поэтому не стану гнаться за читающим и пишущим ребенком в 2 года. А если дочка сама этого хочет, то пусть, я ей не буду запрещать. Прописи и буквари у нас в свободном доступе на столах и полочках. Но тогда это будет уже совсем другая методика раннего развития - методика М. Монтессори и свободное воспитание. Но это уже будет тема для другой статьи.

А вы как считаете, стоит ли воспитывать вундеркинда в 2 года? И где найти золотую середину в обучении, чтобы не убить в ребенке стремление к знаниям и чтению? А во сколько лет научились читать и писать ваши дети?