В 2011 году Яна Вагнер дебютировала романом «Вонгоозеро», который стал финалистом сразу нескольких престижных литературных премий, а нынче переведен сразу на 12 языков. А если вспомнить, что основной сюжет текста разворачивается вокруг эпидемии, косящей россиян направо и налево, то понятно: почему эту книгу переиздают вновь и вновь. А еще снимают для cети Netflix сериал под названием «Эпидемия», Правда, и сериал был выпущен только в 2019 году. Но вместе – книга и фильм – воспринимаются нынче как антиутопия, некоторые особенности которой сбываются или могут сбыться в нынешне ковидные времена.
Режиссер Павел Костомарова неслучайно ухватился за этот роман. Хотя сценарий он все же доверил не самой писательнице, а Роману Кантору (который блеснул собственным даром сценариста в «Серебряных коньках»). Последнему оставалось лишь слегка переиначить акценты и превратить достаточно непростую историю, написанную от первого лица в некое сериальное дорожное кино. При этом вспоминать о том, кто сыграл главных героев в «Эпидемии», просто не хочется, дабы не скатиться к критике экранной версии. А хочется поговорить все же о книге.
История кажется фантасмагорической. Смертельный вирус косит людей по всей территории страны. И текст начинается со слов о смерти матери главной героини по имени Анна. Она живет за пределами МКАД, в коттеджном поселке вместе с мужем Сергеем и сыном Мишей. Попасть на похороны в город она не может, так как эпидемия свирепствует вовсю, и он отгорожен от внешнего мира кордонами. В общем, на страницах романа – предчувствие и предверие некоего апокалиптического финала по принципу «умерли все».
Так стартует фабула этого увлекательного по внешним приключенческим параметрам текста. В памяти всплывают иные книги Жюля Верна и Томаса Майн Рида. С той лишь разницей, что персонажам из романа Яны Вагнер приходится отправляется в длительное и опасное путушествие не интереса и любопытства ради, а для того, чтобы спасти собственные жизни. Подталкивает их к этому отец Сергея, примчавшийся выручать родню аж из-под Рязани. Выбор безопасного места для того, чтобы скрыться от всех эпидемий и всех, кто мозет ее нести в себе, кажется парадоксальным – некое Вонгоозеро, в глубоких карельских лесах, неподалеку от границы с Финляндией. На этом озере есть остров, на котором наши герои когда-то побывали в летнем отпуске. Вот, собственно, и вся мотивировка старта фабулы. Конечно, это не побег по принципу «куда глаза глядят», а попытка спрятаться от того Зла, котороей пришло в наш мир в виде эпидемии, несущей смерть.
Иной читатель сразу при чтении текста Яны Вагнер вспомнит аналоги из мировой литературы – от Боккачио и Пушкина до Камю и Сарамаго. Но в том-то все и дело, что писательница лишь гипотетически провидела исходную ситуацию с эпидемией в 2011 году, когда сочиняла сей текст. А в нынешних реалиях казавшиеся фантастикой и вымыслом обстоятельства бегства в момент создания романа обернулись подробностями, почти напрямую указываюшими на все фобии и эксцессы нагрянувшей на человечество заразы. Проще говоря, сама эмпирическая реальность 2020-2022 гг. превратила воображаемое в реальное. И от этого ты постоянно вздрагиваешь. И тогда, когда читаешь о том, что и кого видят на своем страшном пути герои, ринувшееся спасаться в глушь, и о том, как они проезжают через те города, название которых знакомы и которые есть на карте.
Даже если бы в конструкции романа была только эта тема, то и этого было бы достаточно, чтобы, не отрываясь, читать этот авантюрно-футуристический текст. Но, как истинная современная женшина, Яна Вагнер встроила в сквозную дорожную фабулу любовный треугольник. Заключается он в том, что с собою в спасительный вояж Сергей приглашает свою предыдущую супругу Ирину с ее сыном Антоном. Вот такая вот мелодрама на дороге разыгрывается в романе «Вонгоозеро». Если же учесть то обстоятельство, что текст написан от первого лица – лица Анны, то нетрудно представить будущему читателю, то вечное нытье и рефлексию, которой одержима крайне не симпатичная мне нынешняя супруга Сергея (недаром в сериале эту роль доверили вечно страдающей в кадре Виктории Исаковой). Порою эти страдания кажутся излишними и высоссанными из пальца. Не говоря уже о том, что Аннушка постоянно курит – когда надо и не надо.
Словом, не о том страдает героиня, постоянно оглядываясь на супругу мужа номер один. По идее они должны были бы помириться и простить друг другу все, что было, и все, чего не было. И, кажется, именно этим предстоит заниматься в продолжении первого романа в новом сочинении под названием «Живые люди» (издано в 2013 году). Здесь я вступаю в область догадок, которые легко исчезнут, если прочесть эту книгу.
А пока я всего лишь выражаю свою радость от того, что обнаружил еще одного интересного российского автора, в чьей книге актуальность темы сочетается с увлекательной и страшноватой атмосферой дорожных приключений и нешуточными страстями, переживаемых персонажами, которые просто-напросто должны добраться до озера и острова. И там у них должна начаться совсем иная жизнь. На том мы и с ними и расстанемся. Нетерпеливые могут прочесть продолжение про вымышленные обстоятельства и придуманных героев. А любителям реализма стоит успокоится и настроится на терпеливое ожидание той позитивной развязки, которой хочется достичь. В любое время дня и ночи. Но достичь! И, судя по роману Яны Вагнер и ее роману о страхе воображения, ждать можно очень и очень долго. Главное для нас – дождаться.
Сергей Ильченко
#обзор на книгу #рецензия на книгу #литература #яна вагнер #вонгозеро