Марк Вишняк - страстный противник любых форм диктатуры. К несчастью, сама идея диктатуры обладает определенным магнетизмом и притягательностью, как правило, возрастающими по мере роста недовольства больших масс людей существующими условиями жизни. К ней, к этой идее, как к путевой звезде, притягиваются взоры и мечты о лучшем будущем всех неудовлетворенных, всех отталкивающихся от "неприглядных сторон окружающей их эмпирии-и справа, и слева", и верящих в могущество "сильной" власти, только и способной осуществить это самое "лучшее будущее"...
Однако не эти разные "обоснования" занимают внимание Вишняка. В самом деле, они ли важны? Гораздо важнее другое, то общее, что имеется во всех диктаторских режимах и составляет их неизменную основу. Таким общим, базовым началом, всех диктаторских систем является, по справедливому мнению Вишняка, насилие. Правда, ни один тиран не провозглашал насилие как самоцель. Он всегда защищал свое насилие, либо оправдывая его как временную и печальную необходимость ("другого выхода нет"), либо выдавая (не без помощи "диалектики") насилие за ненасилие, доказывая и убеждая, что творимое зло носит относительный характер и в конечном счете, на самом деле, оно есть добро.
Вот к этой "идеологической" стороне насилия Вишняк советует относиться с величайшей серьезностью, ее недооценка недопустима. В частности, разве не ей в значительной мере большевики обязаны своими успехами?
Меняться может многое: содержание идей и целей борьбы за власть, например, или состав претендентов на узурпацию власти. Константой остается лишь само насилие - главная, опорная конструкция любого диктаторского режима. "И именно для того, чтобы его преодолеть,- горячо призывает Вишняк,- необходимо разоблачить мнимость его претензий, иллюзорность тех объективных ценностей, коими оно прикрывается. Сойдя с трона, насильническая власть не ушла из жизни. Она лишь сменила свои регалии и символы власти: корону - на шлем, державу - на пятиконечную звезду, скипетр - на связку прутьев, порфиру - на толстовку и черную рубаху".
Сам Вишняк являл собой достойный образец для подражания, неутомимо разоблачая и обнажая подлинный лих диктатуры, вскрывая и характеризуя ее имманентные признаки.
Одним из таких наиболее сущностных признаков диктаторских режимов (независимо от того, идет ли речь о Цезаре, Наполеоне или их позднейших подражателях) является их непреодолимое влечение к сосредоточению всего объема власти в одних руках. В своем предельном выражении они отвергают какое бы то ни было разделение властей. Диктатор сам или через своих агентов осуществляет все государственные функции. Но вместе с тем диктатор нередко стремится "укрыть свой личный режим в учреждениях и формах упраздненной им демократии". Произвол он пытается примирить с началом законности, монополизацию власти - с выборным началом, всячески, разумеется, умаленным, подконтрольным и, следовательно, формальным.
И еще одна тенденция в эволюции диктатуры была зорко подмечена Вишняком. Если в прошлом диктатура всегда стремилась преодолеть резолюцию, ликвидировать ее, т. е. всегда носила характер ответной реакции, а потому, соответственно, и окрашивалась в темные цвета реакции, то со второй половины XIX в. ее стали облекать в красные цвета революции. И эта мимикрия, осуществленная не без помощи диалектики Маркса, оправдала идею диктатуры перед широкими кругами передовой общественности. Из идеи-силы, направленной на защиту интересов господствующих классов, Маркс сделал ее орудием освобождения угнетенных классов, прежде всего пролетариата. К новому общественному строю этот класс должен идти путем установления своей диктатуры.
И именно марксисты сделали попытку "привести в гармонию" идею диктатуры пролетариата с идеей демократии, однако обреченность такой попытки для Вишняка совершенно очевидна, ибо "проблема диктатуры имеет с проблемой демократии не больше общего, чем операция мозга с проблемой логики". И действительно, при подобном сочетании демократии с диктатурой от первой явно ничего не остается, она вся без остатка отдается на разграбление второй. Диктатура никогда не исходит из правовой нормы - ни из существующей, ни из грядущей, и с упразднением демократии она на самом деле упраздняет и саму возможность какого-либо порядка, покоящегося на господстве безличного права. Поэтому, заключает из этого печального факта Вишняк, какова и чья бы ни была диктатура, "если пределы ее разума и воли полагаются ею же самой, такое самоограничение равно полной неограниченности". И только демократия, отрицая диктатуру во всех ее видах, "утверждает себя в праве, на всеобщем признании права и на всеобщем предоставлении права".
Таким образом, единственная разумная альтернатива диктатуре-демократия. В этом, собственно, и заключается лейтмотив всего творчества М. Вишняка. К счастью, автор при этом не впадал в противоположную утопию, он не соблазнял своих читателей яркими картинками "беспечального демократического жития" и не уходил от острых вопросов, с которыми неизбежно сталкивается демократия. В частности, еще древние авторы (Аристотель, например) отмечали некую предрасположенность одних политических форм "соскальзывать" и "сползать" в другие. Так, демократии всегда угрожает опасность "соскользнуть" в анархию и охлократию; охлократии - в олигархию; олигархии - в личный режим узурпатора, вновь вызывающий жажду освобождения и борьбу за право выбирать себе властителей. Как же сделать, чтобы, низвергнув абсолютизм, демократия сама не свалилась в анархию и охлократию? Как предупредить, чтобы господство толпы (охлократия) и власть немногих выходцев из, революции (олигархия), не привели в конечном счете к исходному пункту, к единодержавию? Вишняк не дает исчерпывающих ответов на эти вопросы, у него нет готовых рецептов для демократов, но его бесспорная и огромная заслуга состоит в том, что он поставил и резко заострил проблемы, которые сейчас, спустя почти семь десятилетий, обрели подлинную актуальность в нашей стране-стране еще слишком молодой, неустоявшейся демократии.
Марк Вениаминович Вишняк. Критика тоталитаризма. URL: http://gallery.economicus.ru/cgi-bin/frame_rightn.pl?..
#Вишняк #социализм #демократия #антикоммунизм #антимарксизм #большевизм #марксизм #ленинизм #сталинизм #декоммунизация #пролетариат #диктатура
Марк Вишняк - страстный противник любых форм диктатуры. К несчастью, сама идея диктатуры обладает определенным магнетизмом и притягательностью, как правило, возрастающими по мере роста недовольства больших масс людей существующими условиями жизни. К ней, к этой идее, как к путевой звезде, притягиваются взоры и мечты о лучшем будущем всех неудовлетворенных, всех отталкивающихся от "неприглядных сторон окружающей их эмпирии-и справа, и слева", и верящих в могущество "сильной" власти, только и способной осуществить это самое "лучшее будущее"...
Однако не эти разные "обоснования" занимают внимание Вишняка. В самом деле, они ли важны? Гораздо важнее другое, то общее, что имеется во всех диктаторских режимах и составляет их неизменную основу. Таким общим, базовым началом, всех диктаторских систем является, по справедливому мнению Вишняка, насилие. Правда, ни один тиран не провозглашал насилие как самоцель. Он всегда защищал свое насилие, либо оправдывая его как временную и печ