В конце 80-х прошлого века узнав о том, что в одном из кинотеатров снова будут показывать ленту «Золото Маккенны», отец схватил меня в охапку и потащил на сеанс. Я, собственно, был не против, потому что в свои 10 лет уже являлся старым фанатом индейцев. Тем более, подобные вылазки в кино у нас были постоянными. Мы раза три ходили с батей на «Семь самураев», а на «Блеф» еще больше. В тот раз в «Золоте Маккенны» меня изрядно повеселил внешний вид индейцев, и вот, теперь, я решил пересмотреть его, и впечатления за тридцать лет не изменились.
Сам фильм снят в 1969-м году Джей Ли Томпсоном, а главную роль шерифа Маккенны сыграл Грегори Пек. В СССР на большие экраны лента вышла в 1974-м и сразу стала хитом, поскольку это был настоящий американский вестерн, а не продукция студии «Дефа» из ГДР. Особенно популярной оказалась русская версия заглавной песни про старого грифа- стервятника, спетая Валерием Ободзинским. Под нее рыдало всё мужское население страны.
Собственно, фильм и начинается с данной трогательной песни о золоте. Под нее по небу парит тот самый стервятник старый и обозревает бескрайние просторы Аризоны. Кроме того, закадровый голос рассказывает легенду о Золотом каньоне индейцев апачи, который в свое время конкистадоры искали, искали, да не нашли, зато обозвали его Дель Оро. Как оказалось дальше, буквально позавчера на каньон наткнулась группа американских туристов, из которых выжил какой-то Адамс. Адамса апачи пожалели, выжгли ему глаза и отпустили на все четыре стороны. Очень изощренно, товарищи Джеронимы. Чувак знает, где находятся вагоны золота, но теперь всю жизнь вынужден на ощупь на дальняк ходить. Хотя, с того момента злополучный каньон уже носил имя Слепого Адамса. Увековечили, значит, бедолагу.
По завершении песни и легенды внимание стервятника привлекает некий всадник, нарезающий круги по песку. При ближайшем рассмотрении неадекватным наездником оказывается старый вождь апачи по фамилии Койот. Видимо, деменция сказалась. Ему бы дома остаться, и по определенным календарным дням, сидя в Президиуме Совета Старейшин, говорить «Хау». А он в забытьи мечется по пустыне, причем еще и с картой того самого каньона на руках. Я просто сразу задам логический вопрос. Какого вигвама, апачам, вообще, была нужна эта карта, когда они прекрасно знали расположение каньона. Но если не было бы карты, то и не было фильма. Тоже логично.
Продолжу. Судя по всему, рассудок Койота не совсем помутился. Он за несколько километров почуял приближение человека, которым несколько мгновений спустя оказался Маккенна, и устроил на него засаду. Во время завязавшейся перестрелки, шериф неудачно падает и разбивает поллитру вискаря, лежавшую у него в заднем кармане джинсов. Расстроившись, он ранит вождя. В ходе дальнейшего разговора он изучает карту, запоминает ее в деталях и сжигает, уверенный, что никакого золота там нет. Потому что в тех окрестностях обнюхал каждый угол, никакого каньона не нашел, разочаровался и стал шерифом.
Дальнейший пересказ считаю излишним, поскольку это всего лишь завязка, занявшая менее десяти минут, когда фильм длится два часа. Отмечу лишь, что практически сразу на место второго главного героя выходит мексиканский весельчак и по совместимости бандит Колорадо (Омар Шариф) в сопровождении своей интернациональной ОПГ под названием «Колорадовцы». А в ходе развития главной линии квеста к ним присоединяется или встречается еще куча персонажей. Перечислю некоторых из них.
Подходя к концу статьи, хочу поднять вопрос, озвученный в самом начале, а именно внешний вид индейцев. Возьмем, к примеру, чемпиона по метанию томагавка по имени Хачита. Извините, это же Франкенштейн какой-то, а не индеец. Как оказалось, намного позже, я был недалек от истины. Актер Тед Кэссиди исполнял роль дворецкого Ларча в ранней экранизации «Семейки Аддамсов». А апач Манки, это, вообще, загримированный Евгений Ганелин, сыгравший опера Жору Пороха в сериале «Убойная сила». Про влюбленную в Маккенну индианку Хеш-Ке, помолчу. Смотрите сами.
В заключение, на логический вопрос логически отвечу сам себе. Зачем весь фильм кровожадные апачи без остановки бешено скачут за героями, прекрасно зная конечный пункт их назначения. Взяли бы, и устроили там засаду, делов то. Отвечаю. Это же вестерн.