В конце 80-х годов, с началом перестройки власти обеспокоились несколькими серьёзными проблемами.
☝️Помимо проблем экономического дефицита, общественность очень интересовали экологические проблемы, все мерили радиационный фон с помощью дозиметров, нитраты, также все волновались проблемами здоровья, помним Кашпировского и Чумака?
В те годы бескомпромиссно велась борьба с пьянством, алкоголизмом и самогоноварением и ещё власть очень интересовали проблемы молодёжи.
Большую озабоченность вызывали неформальные объединения молодёжи, так назывались молодежные движения, в основном увлечённые музыкой или спортом: панки, металлисты, люберы и прочие.
Были формальные объединения, как мы знаем – комсомол, а все, кроме молодежного комсомола – неформальные объединения.
Также впервые была опровергнута фраза: «В СССР СЕКСА НЕТ» и подняты вопросы: «Каково должно быть половое воспитание». Все это сильно волновало общественность.
Когда речь заходит о советском плакате, то перед глазами встают образы с обилием красного цвета, много знамён, Ленин, 9 мая, 1 мая или же плакаты, предупреждающие о травмах на производстве, высмеивающие пьяниц и что-то в этом духе.
Я бы вам хотела показать последние работы ленинградского объединения «Боевой Карандаш», в которых, в карикатурной стилистике, советскими художниками подняты проблемы зарождающегося «нового» времени.
На этих плакатах мы увидим юмористические яркие рисунки и двустишия-четверостишья.
Предлагаю вам взглянуть, как эти проблемы выглядят глазами советских художников.
Все вы наверное помните фильм «Интердевочка» с Еленой Яковлевой.
Тяжелая социальная драма, хотя многие ее воспринимали не совсем так, а как даже инструкцию к действию, если хочешь жить успешно.
- На первом плакате как раз поднята тема: кем будет наша молодёжь и каковы их идеалы.
Как выясняется, это либо бандиты, либо девушки с низкой социальной ответственностью :
«Такая у детей идёт игра,
Что взрослым караул кричать пора»
2. Второй плакат тоже не уступает первому:
- Сколько дала за сапоги?
И двустишие :
- Друзья, задумаемся вместе-
Как стал сапог дороже чести?!
3. И в этом плакате мы видим разудалую девицу, над которой смеются обличающие стихи:
Заманить клиента-умысел,
Обобрать клиента-замысел,
к сожалению,не вымысел,
их ночной позорный промысел.
Тоже тема плаката перекликается с вышеупомянутым фильмом.
4. На четвёртом плакате как раз поднята тема того, как подавать вопросы полового созревания молодёжи.
А никак, помолчим, только сами будем огребать последствия.
5. И к вопросу о вреде пьянства.
Вроде такая шикарная пара изображена на скамейке, но любовь их без сопровождающего портвейна - не любовь, а зависимость.
Здесь мы видим яркий пример антиалкогольной компании, обращённой к молодёжи.
Как вам темы, которые поднимали позднесоветские плакаты объединения «Боевой карандаш»?
Помните то время?
Были ли вы молоды, о чем мечтали, кем хотели быть? 😉