Найти в Дзене
SportsRanks

Организация международных, всероссийских и межрегиональных соревнований

Оглавление

Так или иначе, каждый тренер рано или поздно сталкивается с необходимостью проведения соревнований по своему виду спорта. В каждом виде спорта в зависимости от его классификации есть свои формы проведения соревнований, а также свои особенности, связанные с нюансами правил вида спорта. Иногда даже в рамках одного вида спорта соревнования проходят по разным принципам, например могут быть существенные отличия в разных группах дисциплин одного вида спорта или в какой-то конкретной дисциплине вида спорта могут быть принципиальные различия с остальными дисциплинами того же вида спорта. В этой статье мы рассмотрим некоторые методические рекомендации по организации соревнований межрегионального уровня и выше в виде спорта "киокусинкай". Но для представителей других видов спорта эта информация также будет полезна в качестве профессионального развития.

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1.1. Подготовка, согласование и рассылка регламента соревнований

Регламент должен соответствовать действующим правилам соревнований по виду спорта "киокусинкай", положению о межрегиональных и всероссийских официальных соревнованиях по киокусинкай на текущий год.

Регламент должен содержать следующие разделы:

  • Титульный лист;
  • Общие положения;
  • Руководство проведение соревнований;
  • Сроки и место проведения;
  • Программа соревнований;
  • Требования к участникам соревнований и условия их допуска;
  • Заявки;
  • Условия подведения итогов;
  • Награждение;
  • Условия финансирования;
  • Страхование участников;
  • Обеспечение безопасности участников и зрителей
  • Заявка на участие в соревнованиях;
  • Образцы индивидуального защитного снаряжения;
  • Заявление о допуске к соревнованиям от совершеннолетнего спортсмена

или Заявление о допуске к соревнованиям от родителей (законных представителей) несовершеннолетнего спортсмена;

- Приложение №4 Согласие на обработку персональных данных

или Согласие законного представителя на обработку персональных данных несовершеннолетнего.

Регламент не должен противоречить действующему законодательству Российской Федерации, Всероссийскому реестру видов спорта и Единой всероссийской спортивной классификации по киокусинкай, наименование соревнований и сроки проведения должны, а также виды программы должны соответствовать части II Единого календарного плана Минспорта РФ.

1.1. Проведение мероприятий по подготовке протоколов соревнований

После получения предварительных заявок следует составить списки участников по видам программы и разослать представителям команд для проверки.

После проверки внести коррективы в списки участников (при наличии замечаний).

Пронумеровать участников

Составить протоколы соревнований по видам программы согласно спискам участников с учетом принадлежности спортсменов к субъектам РФ, их результатов на соревнованиях. Протоколы соревнований разослать представителям команд для проверки. При наличии замечаний внести коррективы.

Пронумеровать выступления по ката и бои с учетом программы соревнований.

1.2. Проведение мероприятий по подготовке программы соревнований

После подачи предварительных заявок и определения количества участников по видам программы, распределить виды программы по дням проведения соревнований с учетом количества татами, на которых будут проводиться соревнования, и этапов соревнований (Приложение №1).

Примечание: распределение видов программы в программе соревнований происходит исходя из количества боев (выступлений) в этих видах программы. Также наиболее интересные виды программы рекомендуется ставить на центральное татами или подиум (при проведении соревнований на трех площадках).

1.3. Проведение мероприятий по формированию судейского корпуса, секретариата и иного обслуживающего персонала

Определить необходимое количество спортивных судей, судей-секретарей, судьи-информатора и иного обслуживающего персонала для проведения соревнований, включая волонтёров.

Составить список судейской коллегии

Главная судейская коллегия: главный судья, главный секретарь, заместитель главного судьи (должность является опциональной), заместитель главного секретаря (должность является опциональной), старшие судьи
(1 судья на 1 площадку, должность является опциональной).

Судейские бригады: не менее 2 судейских бригад на 1 площадку, в судейскую бригаду входят: 1 рефери и 4 боковых судьи.

Секретариат: судьи-секретари (не менее 1 на площадку, при проведении соревнований на 3 и более площадках, рекомендуется привлекать не менее 2 судей-секретарей на 1 площадку); судья-информатор (при проведении соревнований на 1 площадке, а также при проведении соревнований на более чем 2 площадках и наличии 2 судей-секретарей на каждую площадку, допускается привлечение к работе 1 судьи-информатора, который обладает опытом обслуживания 3-4 площадок, в иных случаях рекомендуется привлекать не менее 1 судьи-информатора на каждую площадку).

Иной персонал: судьи-секундометристы (не менее 1 на каждую площадку, рекомендуется привлекать по 2 судьи на каждую площадку, могут привлекаться волонтёры); судьи при участниках (не менее 1 на каждую площадку, рекомендуется привлекать по 2 судьи на каждую площадку, могут привлекаться волонтёры); волонтёры также могут привлекаться к работе в секретариате (при отсутствии достаточного количества квалифицированных судей-секретарей, но обязательно в паре с опытным судьёй-секретарём) или к любому не квалифицированному труду в ходе обслуживания соревнований, их подготовке и т.д.

Обязанности судейской коллегии в Приложении №5.

1.4. Обеспечение соревнований необходимой оргтехникой, канцелярией и прочим

Для проведения соревнований рекомендуется иметь следующую оргтехнику:

  • Ноутбуки (1-2 шт.) Рекомендуемые характеристики: Процессор Intel Core i7 с частотой от 2700 МГц и выше; Оперативная память 16 Гб; SSD 1 TB; Матовый экран с частотой обновления 60-120 Гц и с матрицей IPS; Операционная система Windows 10; Microsoft Office 2016-2019;
  • МФУ HP Smart Tank 615 (1-2 шт.) и краска к этому устройству;
  • Принтеры HP LaserJet P2035 (1-2 шт.) и краска к этому устройству;
  • Другие ноутбуки, принтеры и МФУ.

Также необходимо обеспечить достаточное количество белой офисной бумаги (на всероссийские соревнования рекомендуется закупать бумагу премиум качества), ручек, карандашей, штрихов (замазок), ластиков, степлеров, антистеплеров, скобы для степлеров (стальные, подходящего размера), маркеры, стикеры, клей, влажные салфетки, сухие салфетки, скотч широкий и скотч узкий.

Рекомендуется приготовить факсимиле главного судьи и главного секретаря, а также необходимо приготовить печать проводящей организации.

Для комиссии по допуску также необходимо приобрести печати:

  • "врач-допущен" 2 шт.
  • "экипировка-допущен" 3 шт.
  • "взвешивание-допущен" 2 шт.
  • "документы-допущен" 2 шт.

Если соревнования проводятся с системой допуска по браслетам, то необходимо заказать достаточное количество браслетов на спортсменов, судей, представителей, тренеров и других лиц приглашенных или привлекаемых к проведению соревнований.

Рекомендуется обеспечить доступ в сеть "Интернет" по Wi-Fi.

1.5. Медицинское обеспечение соревнований

Оказание скорой медицинской помощи осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.03.2016 г. № 134н "О порядке организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне".

Для проведения соревнований необходимо заключить договора с медицинскими организациями, предоставляющими услуги по обеспечению спортивных соревнований врачами и скорой помощью.

Для комиссии по допуску необходимы 2-3 врача, при количестве спортсменов более 1000 человек, рекомендуется привлекать 5 врачей.

В дни соревнований необходимо обеспечить наличие минимум одной бригады скорой помощи, а также по одному врачу на обслуживание каждой площадки.

1.6. Обеспечение пропускного режима и охраны общественного порядка

Обеспечение безопасности участников и зрителей осуществляется согласно требованиям Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 353 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований".

Для обеспечения пропускного режима и охраны общественного порядка в день комиссии по допуску и в дни соревнований необходимо заключить договор на оказание услуг с охранной организацией, имеющей сертифицированных специалистов, прошедших обучение по антитеррористической безопасности, и, имеющих спецсредства для проведения досмотра. При проведении соревнований разнополых спортсменов специалисты, проводящие досмотр, также должны быть разнополыми.

Минимальное количество специалистов необходимых для обеспечения пропускного режима и охраны общественного порядка рассчитывается исходя из 1 специалиста на 100 человек. Для охраны общественного порядка допускается привлечение волонтеров вместо сертифицированных специалистов, для обеспечения пропускного режима замена сертифицированных специалистов на волонтеров недопустима.

1.7. Обеспечение мер, направленных на предупреждение распространения COVID-19

Обеспечение мер, направленных на предупреждение распространения COVID-19 при организации и проведения спортивных соревнований, осуществляется согласно Регламенту по организации и проведению официальных физкультурных и спортивных мероприятий на территории Российской Федерации в условиях сохранения рисков распространения COVID-19, утвержденному Минспортом России и Роспотребнадзором
от 31 июля 2020 г. (с дополнениями и изменениями, на время его действительности).

2. КОМИССИЯ ПО ДОПУСКУ

2.1. Проведение мероприятий по подготовке комиссии по допуску

При необходимости организации допуска на соревнования по браслетам вместе с предварительными заявками запросить у представителей команд информацию о сопровождающих. По предоставленным спискам сопровождающих подготовить браслеты для представителей, судей, тренеров и других сопровождающих согласно списку. Браслеты на спортсменов подготавливаются согласно спискам участников с учетом участия некоторых спортсменов в разных видах программы.

Составить график прохождения комиссии по допуску (Приложение №2).

Распечатать протоколы соревнований на каждый вид программы
на каждого спортсмена согласно спискам участников.

ВАЖНО! Подготовить обходные листы (Приложение №3) на каждого спортсмена.

Медицинское обеспечение – смотри пункт 1.6.

Обеспечение пропускного режима и охраны общественного порядка – смотри пункт 1.7.

Подготовить схему проведения комиссии по допуску с учетом количества столов, стульев и оградительных лент, которые есть в наличии. (Приложение №4).

Обеспечить наличие весов для проведения взвешивания спортсменов.

Обеспечение оргтехникой, канцелярией и прочим смотри пункт 1.5.

Сформировать команду для проведения комиссии по допуску:

  • Руководитель комиссии по допуску 1 человек;
  • Общая координация 1 человек;
  • Бухгалтер 1 человек;
  • Проверка официальной заявки 1 человек;
  • Выдача обходных листов 1 человек;
  • Проверка экипировки 3-4 человека;
  • Взвешивание 2 или 4 человека;
  • Проверка документов 3 или 6 человек;
  • Выдача протоколов 1-2 человека;
  • Прием обходных листов 1-2 человека;
  • Выдача номеров 1-2 человека;
  • Выдача браслетов 1-2 человека;
  • Выдача подарков 1 человек.

Дополнительный персонал:

  • Швеи 3-4 человека;
  • Волонтеры 10-12 человек.

Подготовить помещение для проведения комиссии по допуску. Помещение должно быть просторным.

2.2. Проведение комиссии по допуску

Этапы могут в некоторых случаях меняться.

На 1 этапе обязательно должна быть выдача бегунков и проверка официальных заявок. Член комиссии по допуску, проверяющий официальные заявки, должен удостовериться, что в официальной заявке есть все спортсмены, которым выдаются бегунки. Спортсменам, которые отсутствуют в заявке, бегунки выдавать и допускать к соревнованиям нельзя. Член комиссии по допуску, прежде чем начать выдавать бегунки команде, должен проинструктировать спортсменов и объяснить порядок прохождения комиссии по допуску. Это важно и исключает большинство случаев, когда спортсмен, прошедший комиссию по допуску, не допускается из-за того, что забрал бегунок с собой. А также обеспечивает более организованное и упорядоченное прохождение командой комиссии по допуску. Заявка копируется и передается на 2 этап комиссии по допуску - врачу.

При малых размерах помещения комиссии по допуску возможно вынесение первого этапа в коридор, тогда спортсмены будут заходить в помещение комиссии по допуску уже с бегунками.

На 2 этапе должен быть врач, который проверяет допуски спортсменов к соревнованиям, а также проводит осмотр на предмет заболевания спортсмена. Если всё в порядке, то допускает спортсмена к соревнованиям, ставя соответствующую печать в бегунок спортсмена.

На 3, 4 и 5 этапах проводится проверка экипировки спортсмена, документов и контрольное взвешивание. Порядок этих этапов может меняться.

На этапе проверки экипировки проверяется наличие у спортсмена индивидуальной экипировки и ее соответствие образцам в регламенте или стандарту IKO. Также экипировка должна соответствовать следующим требованиям: цвет только белый, не изношенная, ракушка и протектор на грудь должны быть без вставок из металла, шлем с подбородком, щитки и шингарты соответствовать по толщине стандарту. Если экипировка соответствует образцам, проверяющие ставят отметку о допуске в бегунок и на каждый элемент защитной экипировки. Спортсмены, не выступающие в весовых категориях (только ката или ката-группа), пропускают этот этап, в бегунке у таких спортсменов проставляется "Не требуется".

На этапе контрольного взвешивания проверяется входит ли спортсмен в весовую категорию, при этом необходимо проверять личность спортсмена по документу с фотографией. Спортсмены, не выступающие в весовых категориях (только ката или ката-группа), пропускают этот этап, в бегунке у таких спортсменов проставляется "Не требуется". Спортсмену, вошедшему в категорию, ставится отметка о допуске в бегунок и прописывается его вес. Спортсмену, не вошедшему в свою весовую категорию, на бегунке сверху пишется "Перевес" и его точный вес. Члены комиссии по допуску работают на этом этапе парами, если весы одни, то 2 человека, если весов двое, то 4 человека. Один из двух проверяет документы и ставит отметку в бегунок, второй взвешивает спортсмена и передает информацию напарнику.

На этапе проверки документов рекомендуется ставить проверяющих по три человека, двое проверяют членские документы, документы, подтверждающие спортивный разряд или звание, страховой полис, документ, удостоверяющий личность (паспорт или свидетельство о рождении + справка школьника с фотографией). Третий человек вчитывается в нотариально заверенное заявление от родителей или отказное заявление, а также ставить отметку о допуске в бегунок. Этот этап наиболее важный, он ограждает от большинства проблем для организаторов соревнований, в случае серьезной травмы или гибели участника соревнований, поэтому на этом этапе должны быть задействованы наиболее ответственные члены комиссии по допуску. При этом важно подробно проинструктировать каждого из них.

В документе, удостоверяющем личность спортсмена, проверяется правильность написания ФИО и даты рождения спортсмена, а также идентифицируется личность спортсмена по фотографии. В свидетельстве о рождении фотография отсутствует, поэтому необходима справка школьника с фотографией, чтобы убедиться, что это именно этот спортсмен. Членские документы (будо-паспорт) проверяются с целью определить соответствие заявленных данных о стилевой квалификации спортсмена фактическим. В случае несоответствия данных в подтверждение степени может быть предъявлен сертификат, подтверждающий соответствующую степень или официальное письмо (справка) от командирующей организации, где указывается, что у данного спортсмена имеется та или иная стилевая квалификация или степень (кю, дан). Документом, подтверждающим спортивный разряд, звание может быть зачетная классификационная книжка спортсмена, удостоверение на соответствующее звание или копия приказа о присвоении спортсмену соответствующего спортивного разряда, звания. Как в случае со стилевой квалификацией, так и в случае с отсутствием подтверждающих документов о спортивном разряде, допускается, чтобы представитель команды или тренер спортсмена написал заявление на имя главного судьи соревнований, где он подтверждает, что у данного спортсмена имеется заявленная стилевая квалификация или спортивный разряд, звание.

Спортсменам, у которых проверили все документы, и удостоверились, что все соответствует заявленным данным, ставится отметка "Допущен". Если при проверке обнаружились какие-либо ошибки или другие проблемы, то необходимо обратиться к Председателю комиссии по допуску или иному лицу, ответственному за проведение комиссии по допуску.

На этапе выдачи протоколов (6 этап) спортсмену выдаются протоколы видов программы, в которых он участвует. Важно убедиться, что спортсмену выданы протоколы, в которых есть его фамилия и имя. Этот этап необходим с целью контроля наличия спортсмена в заявленных категориях. Если в бегунке проставлено участие спортсмена в одном или нескольких видах программы, при этом в протоколе какого-то из этих видов программы его фамилии нет, необходимо урегулировать эту проблему в день комиссии по допуску, а не в день соревнований.

7 и 8 этапы могут быть совмещенные. На них у спортсмена забирается бегунок (ВАЖНО, чтобы спортсмен не ушел с бегунком), выдается номер участника (для пришивания или приклеивания), браслет (если организован допуск по браслетам) и подарок (если предусмотрен).

На 9 этапе если предусмотрено пришивание номеров, необходимо расположить швей и волонтеров. Волонтеры крепят иголками номер к месту пришивания, а швеи пришивают его. Если предусмотрено приклеивание номера на спину или рукав, то спортсмен должен одеть доги и номер должен приклеить волонтер. Если номер приклеивается на рукав, то необходимо, чтобы он был наклеен внахлёст. Если на спину, то также, как и при пришивании. Важно! Если помещение для комиссии по допуску недостаточно большое, то желательно вынести этот этап в отдельное помещение, если отдельного помещения нет, то хотя бы в коридор.

На последнем этапе происходит обработка бегунков, занесение в файл с электронными протоколами и вспомогательными таблицами в специальную графу отметку "ОК", если спортсмен допущен, или отметку "недопуск", если по какой-либо причине спортсмен не допущен. Если проставлена отметка "недопуск", то данный спортсмен в протоколах будет отмечен серым цветом, судья-информатор не будет вызывать этих спортсменов, а судьи-при участниках не будут допускать их на площадку. Также проставляется результат взвешивания в соответствующую графу. Это важно, если по регламенту в первых кругах взвешивание проводится по результатам контрольного взвешивания на комиссии по допуску (по протоколам взвешивания). Если взвешивание на соревнованиях проводится на всех этапах на весах, то проставлять точный вес в листе "спортсмены" не обязательно.

Также необходимо предоставить место для бухгалтера, это может быть отдельный стол, либо отдельное помещение. Представители команд сдают стартовые взносы за всю команду по списку. В списке следует отмечать за кого из спортсменов сдан стартовый взнос и в каком размере, также следует отметить тех спортсменов, которые не допущены или сняты с соревнований по той или иной причине, но за них все равно сдан стартовый взнос. После прохождения комиссии по допуску всех команд, бухгалтер делает копию списков с отметками о сдаче стартового взноса и передает ее на последний этап комиссии по допуску (обработка бегунков). Это нужно для дополнительного контроля за людьми, прошедшими комиссию по допуску, но не сдавшими свои бегунки. После заполнения обработки всех сданных бегунков, делается сортировка в графе допуск на "пустые ячейки" и сверяются по списку, сначала по не выданным бегункам (это не явившиеся на комиссию по допуску), затем по списку бухгалтерии с отметками о сдаче стартового взноса. Если выявляются спортсмены, прошедшие комиссию по допуску, но не сдавшие свой бегунок, то необходимо связаться с представителем команды и обязать его принести бегунки тех спортсменов, которые забрали их с собой, если бегунок утерян, то спортсмен должен пройти комиссию по допуску повторно.

2.3. Подготовительные мероприятия после комиссии по допуску

По завершении комиссии по допуску и внесения всей необходимой информации в файл с электронными протоколами, необходимо распечатать протоколы на бумажном носителе на первый день соревнований:

  • по 1 экземпляру для каждого члена ГСК включая старших судей;
  • по 2 экземпляра на каждую площадку для судей при участниках;
  • по 2 экземпляра на каждую площадку для судей-секретарей (один на площадку, второй для работы с судьей-информатором);
  • по 1 на каждое приглашенное официальное лицо или президиум;
  • 1 экземпляр на расклейку (для участников).

Рекомендуется заранее приобрести папки с файлами, чтобы разложить в них протоколы соревнований, каждую папку следует подписать. Для официальных лиц и президиума подписывается только ФИО, для членов ГСК подписывается должность и ФИО, для судей при участниках подписывается номер (буква) площадки, сторона (ака, широ) и должность. Судьям-секретарям папка с файлами не требуется, можно протоколы скрепить степлером, либо сшить в папку с кольцами скоросшивателем.

Официальным лицам, президиуму и членам ГСК, кроме старших судей необходимы все протоколы. Старшим судьям, судьям при участниках и судьям-секретарям нужны протоколы только их площадки.

Также следует распечатать регламенты проведения соревнований и программу соревнований:

  • по 1 экземпляру для членов ГСК, включая старших судей;
  • по 1 экземпляру для президиума;
  • по 1 экземпляру на каждый стол секретарей.

Дополнительно распечатываются регламенты проведения поединков по 2 экземпляру на каждую площадку (один для судьи-секундометриста, второй для старшего судьи), а также 1 экземпляр для судьи-информатора.

Параллельно с этими мероприятиями, сразу после окончания комиссии по допуску, необходимо подготовить зал к проведению соревнований:

  • расстилка татами;
  • установка ограждений;
  • установка столов и стульев для судей, официальных лиц и президиума;
  • установка табличек с ФИО для официальных лиц и президиума на их местах, а также табличек с должностями для членов ГСК на соответствующих столах;
  • установка баннеров;
  • подготовка стола с наградной продукцией;
  • установка табличек (баннеров), обозначающих номера (буквы) площадок;
  • расклейка протоколов для участников;
  • раскладывание протоколов для членов ГСК, официальных лиц и президиума, а также для судей при участниках;
  • подготовка красных ленточек и защитной экипировки, если предусмотрено ее предоставление организаторами;
  • подготовка места для торговой точки (при необходимости).

3. ДНИ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ

3.1. Инструктаж

Все лица, задействованные в проведении соревнований, обязаны прибыть за час до начала соревнований для проведения инструктажа. Инструктаж судейских бригад, старших судей, судей при участниках и судей-секундометристов проводит главный судья или его заместитель. Инструктаж судей-секретарей и судей-информаторов проводит главный секретарь или его заместитель.

Также необходимо провести инструктаж лиц, задействованных в церемониях открытия и закрытия соревнований (по сценарию).

3.2. Соревнования по ката и ката-группа

Для проведения соревнований по ката и ката-группа необходимо иметь по ноутбуку на 2 площадки. При проведении соревнований по ката на 3-4 площадках нужны 2 ноутбука. Схема расположения секретарей для проведения соревнований по ката в приложении №6.

При наличии только 1 ноутбука на 3-4 площадки, не рекомендуется использовать электронные протоколы для подсчёта баллов, это может привести к ошибкам и затягиванию соревнований. В таком случае, считать и объявлять баллы участников лучше вручную. А секретарю за ноутбуком ведущему электронные протоколы предоставлять отработанные протоколы, либо отправлять фотографии протоколов, с которых он будет переносить оценки в электронные протоколы. В таком случае, на ноутбуке вычисляются только вышедшие в финал спортсмены и призеры соревнований по ката и ката-группа, а также формируется итоговый протокол.

Рядом с каждой площадкой располагается по 1 столу старшего судьи, с которым работает 1 судья-секретарь, ведущий протоколы на бумажном носителе. Старший судья площадки (татами) и судья-секретарь, работающий с ним, следят только за своей площадкой.

За центральным судейским столом помимо старшего судьи и судьи-секретаря располагаются дополнительно 1 судья-информатор, 3 судьи-секретаря, ведущие протоколы на бумажном носителе и 1 секретарь за компьютером. Секретарь за компьютером также является судьей-секретарем, но ведет протоколы в электронном виде, эти функции может выполнять также заместитель главного секретаря или в крайнем случае главный секретарь лично.

Система взаимодействия судьи-информатора, секретарей за компьютером и судей-секретарей очень важна, от их работы зависит будут ли соревнования проходить согласно регламента или затянутся.

Секретари за компьютером работают взаимодействуют максимум с двумя судьями-секретарями, которые диктуют им оценки, показанные судейскими бригадами на площадках (татами). Заполнив объявленные оценки в электронный протокол, передают итоговую оценку судье-информатору, который объявляет эту оценку. Судейские бригады, состоящие из 1 рефери и 4 боковых судей, не опускают таблички с оценками, пока не будет объявлена итоговая оценка судьей-информатором. Именно поэтому есть риск затянуть соревнования, если будут проволочки во взаимодействии этих лиц.

ВАЖНО! Судья-информатор не должен объявлять оценки всех судей, если будут объявлены оценки и общий бал, судейская бригада опустит таблички с оценками, а судья-секретарь при этом мог не успеть записать оценки и продиктовать их секретарю за компьютером. В этом случае возникнет неразбериха, непременно приводящая к затягиванию соревнований.

Если все же возникла подобная ситуация, то судья-секретарь, отвечающий за площадку, на которой не были записаны оценки, должен оперативно принять меры по решению этой проблемы, а именно переписать оценки у судьи-секретаря, работающего со старшим судьей этой площадки, а далее продиктовать оценки секретарю за компьютером.

Помимо объявления итоговой оценки судья-информатор объявляет фамилию, имя или номер участника, который должен выйти на площадку (татами), и спортсмена, который выступает следующим на этой площадке.

Также важную функцию выполняют судьи при участниках, которые проверяют и направляют спортсменов согласно протоколам и номерам выступления. Судья при участниках обязан узнать у спортсмена его номер, фамилию, свериться с протоколом, проверить внешний вид участника и направить на нужную площадку (татами).

Судья-секундометрист обязан запустить секундомер, когда судья-информатор объявил участника. По завершении отпущенного времени, установленного регламентом, если спортсмен/группа не начал(и) свое выступление или не вышел на площадку (татами), судья-секундометрист дает сигнал рефери ударом в гонг или барабан. Судья-информатор объявляет о неявке данного спортсмена/группы и вызывает следующего участника. Судья за компьютером ставит спортсмену/группе минимальные оценки в электронном протоколе. В случае, если произошла такая ситуация в обязательной программе, то такой спортсмен/группа не выходит в финал, даже если участников в категории мало. В случае, если это произошло уже в финале, то спортсмен не награждается, даже если в финале было только 2-3 участника, присуждается только 1 место или 1-2 место соответственно.

После завершения обязательной программы в любой категории, секретарь за компьютером проводит операции по вычислению спортсменов/групп, вышедших в финал, и, распечатав заполненный протокол, сообщает о результатах секретарю-информатору, который объявляет фамилии и имена или номера этих спортсменов. Аналогичную процедуру проводят после проведения финала в каждой категории, но уже с объявлением призовых мест.

Обязанности членов судейской коллегии в приложении №5.

В зависимости от регламента соревнований награждение спортсменов, занявших призовые места, может быть либо сразу после окончания соревнований по ката и ката-группа, либо в конце всего мероприятия или соревновательного дня вместе с призерами в весовых категориях.

3.3. Соревнования в весовых категориях

Примерная схема для проведения соревнований в весовых категориях на трех площадках в приложении №7.

В отличии от соревнований по ката и ката-группа, в соревнованиях по весовым категориям не требуется такая сложная система коммуникации и необходим лишь 1 ноутбук, а соответственно и 1 секретарь за компьютером. Также работают судьи-секретари при старших судьях по 1 на площадку (татами) и по 1 на площадку (татами) при судье-информаторе.

Судьи-секретари при старших судьях помогают старшему судье вести протоколы поединков. Старшие судьи внимательно следят за ходом поединков, в случае необходимости могут остановить поединок, подозвать судейскую бригаду и обсудить с ней то или иное решение, а также отменить ее решение. Также старший судья контролирует работу судьи-секундометриста, а если соревнования проводятся с судьями-информаторами на каждой площадке, то и работу судьи-информатора своей площадке.

При организации соревнований с 1 судьей-информатором, он находится за центральным столом, с ним работают 3 судьи-секретаря, ведущие бумажные протоколы, а также 1 судья за компьютером. Судьи секретари обязаны следить за ходом соревнований на закрепленной за ними соревновательной площадке (татами), после объявление рефери результата отметить этот результат в бумажном протоколе и передать его судье-информатору. Судья-информатор объявляет победителя и вызывает следующую пару участников, а также объявляет пару, которой следует приготовиться.

После проведения каждого круга соревнований судьи-секретари передают протокол секретарю за компьютером, который вносит результаты поединков в электронный протокол и возвращает протокол обратно судье-информатору. Также возможен вариант с распечаткой протокола после внесения изменений и возвращение судье-секретарю уже заполненного машинописным текстом протокола. Но не всем судьям-секретарям привычно и удобно, когда они получают такой протокол, иногда судьи-секретари ставят какие-то свои отметки в протоколах и им проще работать с одним протоколом, чем получать каждый раз новый. Договориться о таких нюансах лучше заранее, перед началом соревнований.

ВАЖНО! Если судьи-секретари не обладают достаточным опытом, лучше скрепить степлером протоколы для каждой площадки. В таком случае протоколы не потеряются, и судья-секретарь будет меньше путаться в протоколах. Естественно, что в этой ситуации новые протоколы также не распечатываются.

Также возможно организовать коммуникацию между судьями-секретарями и секретарем за компьютером через мессенджеры. Судья-секретарь после проведенного круга фотографирует протокол и отправляет фотографию секретарю за компьютером.

3.4. Церемония награждения

После выявления победителей в отдельном виде программы секретарь за компьютером распечатывает готовые протоколы с данными спортсменов, занявших призовые места, для подготовки грамот, которые будут вручать на церемонии награждения. Это важно делать максимально оперативно, чтобы сократить время подготовки к церемонии награждения.

Сразу после окончания последних поединков, необходимо построить призеров для церемонии награждения. Возможны различные варианты построений, выбор зависит от формы проведения церемонии награждения. Если церемония награждения проводится с подиумом, то спортсменов следует построить в три колонны или шеренги соответственно занятым местам. Важно, чтобы в каждой колонне/шеренге соблюдался порядок видов программы. Также следует учитывать, что некоторые спортсмены могли занять призовые места как в ката или ката-группа, так и в весовых категориях, в таких случаях спортсмен ставится на соответствующее место призера соревнований по ката. После награждения в дисциплине ката возвращается на свое место и ждет награждения в другой/других дисциплинах. Судьям, контролирующим процесс выхода призеров на награждение, следует учитывать этот момент.

Еще один вариант построения призеров соревнований, это награждение шеренгами. Количество человек в шеренге зависит от количества награждающих, оптимальное количество 9 человек. Преимущество этого способа в том, что на церемонию награждения тратится меньше времени, недостаток – отсутствие фотографий на подиуме. Организация этого построения, как уже было упомянуто, зависит от количества награждающих, обычно в их роли выступают Бранч-чифы, но возможно привлечение как почетных гостей, так и членов судейской коллегии. В первую очередь выстраивают призеров по ката, за призерами по ката выстраивают призеров в ката-группа, затем призеров в весовых категориях. При этом способе построения, в случае если спортсмен занял призовое место в нескольких видах программы, он становится после награждения в одной дисциплине на место, предварительно оставленное ему в другой шеренге, чтобы он вышел с этой шеренгой на награждение. Также следует проинструктировать спортсменов, что награжденная шеренга возвращается не в начало строя, а в конец. Судьям помимо контроля выхода призеров на награждение следует также контролировать порядок их построения после возвращения в конец строя.

4. ПОДГОТОВКА ОТЧЕТА О СОРЕВНОВАНИЯХ

Отчет о соревнованиях по киокусинкай должен быть подготовлен в соответствии с памяткой о сдаче отчётных документов по проведению спортивных соревнований по киокусинкай, включённых в ЕКП, принятой на заседании Исполкома АКР (протокол № 05-2019 от 23.05.2019 г.).

Ниже приведенные материалы взяты из следующего источника: сайт Ассоциации киокусинкай России.

Нормативные документы и локальные акты:

  • Правила вида спорта «киокусинкай».
  • Квалификационные требования к спортивным судьям по виду спорта «киокусинкай».
  • Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий (далее – ЕКП).
  • Всероссийский реестр видов спорта (далее – ВРВС).
  • Положение о порядке включения мероприятий АКР в Единый календарный план.

1. Наименование, сроки и место проведения соревнований должны соответствовать ЕКП.

Например, если в ЕКП написано следующее:

даты проведения соревнования следующие: 1-4 февраля 2019 года

место проведения: г. Грозный, Чеченская Республика

наименование соревнований:

ВСЕРОССИЙСКИЕ СОРЕВНОВАНИЯ ПО КИОКУСИНКАЙ

среди юношей, юниоров и мужчин

2. Наименование категорий должны соответствовать названиям дисциплин во Всероссийском реестре видов спорта (далее – ВРВС).

Примеры правильного написания названий категорий:

КИОКУСИНКАЙ

ДЕВУШКИ (12-13 ЛЕТ): ВЕСОВАЯ КАТЕГОРИЯ 40 КГ

ЮНИОРЫ (16-17 ЛЕТ): ВЕСОВАЯ КАТЕГОРИЯ 80+ КГ

МАЛЬЧИКИ (10-11 ЛЕТ): КАТА

МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ: КАТА-ГРУППА

КЁКУСИН

ДЕВУШКИ (12-13 ЛЕТ): КЁКУСИН – ВЕСОВАЯ КАТЕГОРИЯ 50 КГ

ЮНИОРЫ (16-17 ЛЕТ): КЁКУСИН – ВЕСОВАЯ КАТЕГОРИЯ 75+ КГ

МУЖЧИНЫ: КЁКУСИН – КАТА

МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ: КЁКУСИН – КАТА-ГРУППА

КЁКУСИНКАН

ДЕВУШКИ (12-13 ЛЕТ): КЁКУСИНКАН – ВЕСОВАЯ КАТЕГОРИЯ 50 КГ

ЮНИОРЫ (16-17 ЛЕТ): КЁКУСИНКАН – ВЕСОВАЯ КАТЕГОРИЯ 75+ КГ

МУЖЧИНЫ: КЁКУСИНКАН – КАТА

МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ: КЁКУСИНКАН – КАТА-ГРУППА

СИНКЁКУСИНКАЙ

ДЕВУШКИ (12-13 ЛЕТ): СИНКЁКУСИНКАЙ – ВЕСОВАЯ КАТЕГОРИЯ 50 КГ

ЮНИОРЫ (16-17 ЛЕТ): СИНКЁКУСИНКАЙ – ВЕСОВАЯ КАТЕГОРИЯ 75+ КГ

МУЖЧИНЫ: СИНКЁКУСИНКАЙ – КАТА

МУЖЧИНЫ: СИНКЁКУСИНКАЙ – ТАМЭСИВАРИ

Примечание: использовать предлоги «до» и «свыше» не нужно.

3. В протоколах регистрации (взвешивания), а также в заявках должны быть указаны спортивные разряды, соответствующие Положению о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по киокусинкай.

На официальных всероссийских соревнованиях действуют следующие требования к спортивной квалификации спортсменов:

-2

На чемпионатах и первенствах федеральных округов действуют следующие требования к спортивной квалификации спортсменов:

-3

Всегда проверяйте требования к разрядам в Положении о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по киокусинкай на текущий год.

4. В протоколах регистрации (взвешивания), в сводной справке и результатах указывается Фамилия, Имя, Отчество спортсмена полностью. В протоколах хода соревнований (пуля) достаточно указать Фамилию Имя спортсмена.

5. Список судейской коллегии должен соответствовать квалификационным требованиям к спортивным судьям по киокусинкай.

См. Таблицу № 7 «Требования к включению спортивных судей в судейские коллегии» Квалификационные требования к спортивным судьям по виду спорта «киокусинкай».

Форма списка судейской коллегии представлена в приложении № 8.

6. Общие требования к форматированию документов:

  • Если информация занимает более 1 листа, то на каждом листе должно быть написан номер страницы из общего количества страниц. Например, стр. 1 из 2 и стр. 2 из 2.
  • В отчете должен быть представлен единый стиль форматирования (шрифт, размер шрифта).
  • Все листы должны быть разложены по файлам (в одном файле – максимум 2 листа «спинками друг к другу»). Все файлы должны быть подшиты в папку-скоросшиватель, которая должна быть подписана.

7. Перечень документов, который должен быть в отчёте:

  • афиша (информационный плакат) – при наличии;
  • справка по турниру;
  • результаты соревнований;
  • протоколы регистрации (протоколы взвешивания) и протоколы хода соревнований;
  • состав судейской коллегии с указанием оценок (форма в приложении №8);
  • отчёт главного врача (рекомендуемая форма в приложении № 9);
  • не менее 4 фото (обязательно фото с общего парада участников, а также, например: фото с боев, фото с ката, судьи, кубки и общая);
  • оригиналы заявок.
  • акты списания наградной продукции (для Чемпионата России, Первенства России, Кубка России);
  • ведомость на выдачу призов победителям (для Первенства России);
  • отчёт Главной Судейской Коллегии по специальной форме (для Первенства России).

8. Сканированный отчёт должен содержать следующие документы:

  • справка по турниру;
  • результаты соревнований;
  • протоколы регистрации (протоколы взвешивания) и протоколы хода соревнований;
  • состав судейской коллегии.

* конец заимствования

Приложение №1

Пример программы соревнований

ПРОГРАММА 1-го ДНЯ СОРЕВНОВАНИЙ

26 марта 2021 года (пятница)

09.00 – сбор судей и участников первого дня соревнований

Напоминаем, что вход только по браслетам! Браслеты всем будут выданы на комиссии по допуску.

При входе участников на руке должен быть браслет желтого цвета.

10.00 – соревнования по ката в возрастных категориях 12-13 и 16-17 лет

-4

12.30 – соревнования по весовым категориям в возрастной категории 12-13 лет (время примерное, поединки начнутся сразу после окончания соревнований по ката)

19.30 – награждение всех победителей и призеров возрастной категории 12-13 лет, а также победителей и призеров соревнований по ката и ката-группе возрастной категории 16-17 лет

20.00 – окончание первого дня соревнований

ПРОГРАММА 2-го ДНЯ СОРЕВНОВАНИЙ

27 марта 2021 года (суббота)

09.00 – сбор судей и участников второго дня соревнований

Напоминаем, что вход только по браслетам! Браслеты всем будут выданы на комиссии по допуску.

При входе участников на руке должен быть браслет зеленого цвета.

10.00 – соревнования по ката в возрастных категориях 14-15 лет и 18 лет и старше

!!! Финал соревнований в ката-группах (18 лет и старше) пройдет в 3-й день соревнований.

-6

12.00 – соревнования по весовым категориям в возрастной категории 14-15 лет

(время примерное, поединки начнутся сразу после окончания соревнований по ката)

-7

18.00 – награждение всех победителей и призеров возрастной категории 14-15 лет

!!! Награждение победителей и призеров соревнований по ката возрастной категории 18 лет и старше пройдет в 3 день соревнований.

19.00 – окончание второго дня соревнований

ПРОГРАММА 3-го ДНЯ СОРЕВНОВАНИЙ

28 марта 2021 года (воскресенье)

09.00 – сбор судей и участников второго дня соревнований

Напоминаем, что вход только по браслетам! Браслеты всем будут выданы на комиссии по допуску.

При входе участников на руке должен быть браслет белого цвета.

10.00 – предварительные бои в возрастных категориях 16-17 лет, 18 лет и старше

-8

15.30 - финальная часть соревнований (только на татами В)

(время примерное, начало сразу после окончания предварительных боев на всех татами)

· финал в ката-группах возрастной категории 18 лет и старше (с В-78 по В-81)

· бои за 1 место в возрастной категории 16-17 лет (с В-82 по В-91)

· бои за 3 место в возрастной категории 18 лет и старше (с В-92 по В-99)

· бои за 1 место в возрастной категории 18 лет и старше (с В-100 по В-107)

18.00 – награждение всех победителей и призеров чемпионата России (весовые категории, ката и ката-группа), а также победителей и призеров в весовых категориях возрастной категории 16-17 лет

19.00 – окончание чемпионата и первенства России

Приложение №2

ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ КОМИССИИ ПО ДОПУСКУ

Дата проведения: 25 марта 2021 года (четверг)

Место проведения: Московский центр боевых искусств (2 этаж), Москва, Варшавское шоссе, 118, корпус 1

-9

Приложение №3

Образец обходного листа на спортсмена

-10

Приложение №4

Примерная схема комиссии по допуску

-11

Условные обозначения:

-12

Приложение №5

Обязанности судейской коллегии

Главный судья

1. Обязан:

  • сформировать комиссию по допуску;
  • распределить судей по бригадам, а бригады – по площадкам и кругам соревнований;
  • проверить и утвердить состав пар участников, согласно протоколам жеребьевки;
  • распределить поединки по соревновательным площадкам;
  • проверить на пригодность и соответствие стандартам помещение, площадку/ки, оборудование, инвентарь, защитные средства, которые предоставляются организаторами соревнований, доски и опорные блоки при необходимости проведения соревнований по дисциплине "тамэсивари", соответствующую документацию, составив соответствующий приемный акт;
  • руководить проведением соревнований в соответствии с Правилами, Регламентом спортивной дисциплины и Положением/Регламентом соревнований;
  • своевременно принимать решения по заявлениям и протестам, поступившим от представителей команд;
  • принимать окончательное решение в тех случаях, которые не предусмотрены Правилами и Положением и/или Регламентом, а также в противоречивых ситуациях;
  • проводить собрания судейской коллегии, оценивать работу каждого члена судейской коллегии;
  • утвердить и подписать отчет и протоколы соревнований, не позднее чем через 3 дня после их окончания.

2. Главный судья имеет право делегировать часть своих полномочий своему заместителю, старшим судьям.

Заместитель главного судьи

1. Подчиняется главному судье соревнований.

2. Совместно с главным судьей руководит соревнованиями в рамках делегированных ему главным судьей полномочий.

3. В отсутствии главного судьи выполняет все функциональные обязанности главного судьи.

4. Заместитель главного судьи не имеет права совмещать на данном соревновании другие должности, или принимать участие в соревновании в любом другом качестве.

Главный секретарь

1. Подчиняется главному судье соревнований и заместителю главного судьи соревнований.

2. Главный секретарь перед началом соревнований и во время их проведения выполняет следующие обязанности:

  • руководит работой секретариата;
  • контролирует проведение мандатной комиссии и взвешивания;
  • проводит жеребьевку;
  • составляет порядок встреч по "кругам" и расписание соревнований;
  • ведет сам или контролирует ведение всей судейской документации;
  • принимает заявления и протесты, регистрирует их и передает главному судье;
  • оформляет распоряжения и решения главного судьи;
  • с разрешения главного судьи сообщает сведения судье-информатору, представителям команд и журналистам;
  • контролирует работу судей-информаторов, судей-секретарей.

3. Главный секретарь имеет право делегировать часть своих полномочий своему заместителю.

4. Главный секретарь не имеет права совмещать на данном соревновании другие должности, или принимать участие в соревновании в любом другом качестве.

Заместитель главного секретаря

1. Подчиняется главному секретарю соревнований.

2. Совместно с главным секретарем ведет документооборот и контролирует работу секретариата соревнований в рамках делегированных ему главным секретарем полномочий.

3. В отсутствии главного секретаря выполняет все функциональные обязанности главного секретаря.

4. Заместитель главного секретаря не имеет права совмещать на данном соревновании другие должности, или принимать участие в соревновании в любом другом качестве.

Старший судья

1. Подчиняется главному судье, заместителю главного судьи соревнований.

2. Старший судья является представителем ГСК на соревновательной площадке и выполняет делегированные ему полномочия главного судьи.

3. В непосредственные обязанности старшего судьи входит:

  • руководство проведением соревнований на соревновательной площадке,
  • контроль за соблюдением требований Правил, Регламента спортивной дисциплины и Положения/Регламента соревнований,
  • организация смены судейских бригад и рефери,
  • контроль за выходом спортсменов,
  • контроль за работой судей при участниках, судей-секундометристов.

Рефери

1. Подчиняется старшему судье соревновательной площадки, а при его отсутствии - главному судье, заместителю главного судьи.

2. Рефери исполняет следующие обязанности:

  • руководит выходом судейской бригады и спортсменов на татами и их уходом с татами;
  • при отсутствии судей при участниках проверяет наличие установленного защитного снаряжения;
  • непосредственно контролирует ход поединка, оценивает технические действия и нарушения спортсменов и показывает их с помощью установленных жестов, следит, чтобы поединок проходил в точном соответствии с Правилами, Регламентом спортивной дисциплины и Положением/Регламентом соревнований;
  • наряду с боковыми судьями оценивает действия спортсменов;
  • объявляет о начале, окончании поединка и его остановках;
  • объявляет результативные технические действия и присужденные за них оценки;
  • объявляет нарушения правил и назначенные, в связи с этим предупреждения, замечания, штрафные очки и дисквалификацию;
  • объявляет результат поединка (дополнительного времени).

Боковой судья

1. Подчиняется рефери своей судейской бригады.

2. Боковые судьи обязаны:

  • знать и неукоснительно выполнять Правила, Регламент спортивной дисциплины, Положение/Регламент соревнований;
  • внимательно следить за действиями участников и своевременно оценивать технические действия участников и нарушения правил в соответствии с требованиями Правил и Регламента спортивной дисциплины;
  • после сигнала рефери незамедлительно показать свою оценку боя или отдельного момента боя;
  • в то время, когда боковой судья не задействован в судействе на татами, он должен находиться в специально отведенном месте.

Судья-информатор

1. Подчиняется членам ГСК.

2. Судьи-информаторы обязаны:

  • знать и неукоснительно выполнять Правила, Регламент спортивной дисциплины, Положение/Регламент соревнований;
  • подавать установленные сигналы рефери и боковым судьям;
  • по указанию старшего судьи информировать спортсменов, тренеров и представителей о ходе проведения соревнований, вызывать участников и судей на соревновательную площадку.

Судья-секретарь

1. Подчиняется главному секретарю и/или заместителю главного секретаря

2. Судья-секретарь обязан:

- знать и неукоснительно выполнять Правила, Регламент спортивной дисциплины, Положение/Регламент соревнований;

- выполнять делегированные ему главным секретарем и/или заместителем главного секретаря соревнований полномочия по техническому сопровождению и организации документооборота на своей соревновательной площадке.

Судья-секундометрист

1. Подчиняется рефери поединка.

2. Судьи-секундометристы обязаны:

- знать и неукоснительно выполнять Правила, Регламент спортивной дисциплины, Положение/Регламент соревнований;

- внимательно следить за исполнением временного регламента поединков и других разделов соревнований,

- информировать об этом рефери и боковых судей в соответствии с Правилами.

Судья при участниках

1. Подчиняется рефери поединка.

2. Судья при участниках обязан:

  • знать и неукоснительно выполнять Правила, Регламент спортивной дисциплины, Положение/Регламент соревнований;
  • перед выходом спортсмена на соревновательную площадку удостоверится, что вызван именно данный спортсмен;
  • проверить наличие и соответствие экипировки спортсмена установленным требованиям Правил, Регламента спортивной дисциплины и Положения/Регламента соревнований.

Более подробно об обязанностях членов судейской коллегии смотрите
в
правилах соревнований по виду спорта "Киокусинкай".

Приложение №6

Примерная схема для проведения соревнований по ката и ката/группа на трех площадках

Условные обозначения: 
1, 2, 3 – номера площадок (татами);
СС – старший судья;
С1 – судья-секретарь первой площадки (татами);
С2 – судья-секретарь второй площадки (татами);
С3 – судья-секретарь третьей площадки (татами);
ХР – судья-секундометрист;
СИ – судья-информатор;
СК – секретарь за компьютером;
СУ – судья при участниках;
РФ – рефери;
БС – боковой судья;
ВР – врач.
Условные обозначения: 1, 2, 3 – номера площадок (татами); СС – старший судья; С1 – судья-секретарь первой площадки (татами); С2 – судья-секретарь второй площадки (татами); С3 – судья-секретарь третьей площадки (татами); ХР – судья-секундометрист; СИ – судья-информатор; СК – секретарь за компьютером; СУ – судья при участниках; РФ – рефери; БС – боковой судья; ВР – врач.

Приложение №7

Примерная схема для проведения соревнований в весовых категориях на трех площадках

Условные обозначения: 
1, 2, 3 – номера площадок (татами);
СС – старший судья;
С1 – судья-секретарь первой площадки (татами);
С2 – судья-секретарь второй площадки (татами);
С3 – судья-секретарь третьей площадки (татами);
ХР – судья-секундометрист;
СИ – судья-информатор;
СК – секретарь за компьютером;
СУ – судья при участниках;
РФ – рефери;
БС – боковой судья;
ВР – врач.
Условные обозначения: 1, 2, 3 – номера площадок (татами); СС – старший судья; С1 – судья-секретарь первой площадки (татами); С2 – судья-секретарь второй площадки (татами); С3 – судья-секретарь третьей площадки (татами); ХР – судья-секундометрист; СИ – судья-информатор; СК – секретарь за компьютером; СУ – судья при участниках; РФ – рефери; БС – боковой судья; ВР – врач.

Приложение № 8

Примечание.  
Используемые сокращения:
•	ВК - квалификационная категория спортивного судьи «спортивный судья всероссийской категории»;
•	1К - квалификационная категория спортивного судьи «спортивный судья первой категории»;
•	2К - квалификационная категория спортивного судьи «спортивный судья второй категории»;
•	3К - квалификационная категория спортивного судьи «спортивный судья третьей категории».
Наименование должностей спортивных судей:
•	Главный судья
•	Заместитель главного судьи
•	Главный секретарь
•	Заместитель главного секретаря
•	Старший судья
•	Рефери
•	Боковой судья
•	Судья-информатор
•	Судья-секундометрист
•	Судья при участниках
•	Судья-секретарь
Примечание. Используемые сокращения: • ВК - квалификационная категория спортивного судьи «спортивный судья всероссийской категории»; • 1К - квалификационная категория спортивного судьи «спортивный судья первой категории»; • 2К - квалификационная категория спортивного судьи «спортивный судья второй категории»; • 3К - квалификационная категория спортивного судьи «спортивный судья третьей категории». Наименование должностей спортивных судей: • Главный судья • Заместитель главного судьи • Главный секретарь • Заместитель главного секретаря • Старший судья • Рефери • Боковой судья • Судья-информатор • Судья-секундометрист • Судья при участниках • Судья-секретарь

Приложение № 9

-16

Данное методическое пособие подготавливалось для общероссийской общественной организации "Федерация киокусинкайкан России", в свободном доступе публикуется впервые на правах авторства.

Если вам была полезна данная статья, пожалуйста, поставьте лайк и поделитесь ею в своих рабочих группах и соцсетях.

Также не забывайте подписаться на канал. Впереди еще много всего интересного!

Бонусом дочитавшим статью до конца ссылка на Яндекс.Диск с исходным файлом методического пособия в формате Word (docx).