"..Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, -
Знай, что это натюрморт..."
(Григорий Гладков "Песня о картинах". Фрагмент)
"Натюрморт" (от лат. "mortuus natura" - "мертвая природа") - это один из древнейших жанров изобразительного искусства, суть которого состоит в отображении материального, предметного мира во всём его многообразии.
Таким образом, главным героем любого натюрморта является какой-либо неодушевлённый предмет или же специальным образом организованное множество таких предметов.
Картины в представленном жанре отлично отражают особенности мест и эпох, во времена которых они были созданы. Также натюрморты способны рассказать о личных качествах, манере, мировосприятии, быте и даже достатке художника, написавшего их.
Итак, "натюрморт" - это своего рода наглядное пособие о том, как жили те или иные люди в определённые времена. (Стоит сказать, что такое описание характерно в том числе и для жанров "портрет"/ "пейзаж")
При этом присущий именно натюрморту символизм зачастую наиболее точно выражает смыслы, эмоции и дух, которые художник стремился воплотить в своих работах.
*****
Однажды Гиппократ сказал: "Мы есть то, что мы едим" или же по-другому: "Ты - то, что ты ешь".
Так, перефразировав это высказывание, замечу, что для мастеров жанра натюрморт характерна фраза: "Ты есть то, что ты изображаешь".
Обратимся, например, к работам художника Виллема Класа Хеды.
Так о чём же конкретно этот натюрморт? Что он может рассказать о своём создателе и образе его жизни?..
Для начала стоит разобраться в символах.
"Лимон" - частый гость работ Хеды. Он олицетворяет собой горечь; "кислоту", скрытую за прекрасной золотой оболочкой.
И этот образ стоит трактовать несколькими способами. Во-первых, грубо говоря, "Не всё то золото, что блестит", - стоит оценивать в первую очередь внутренние качества, а уже после смотреть на внешние.
Во-вторых, здесь присутствует намёк на отсутствие так называемых "социальных лифтов" в обществе, в котором он живёт. Художник сокрушается на тему того, сколько же в действительности сил и усердия нужно проявить человеку для того, чтобы хоть немного обогатиться и получить признание. Образ бокала из так называемого "мёртвого материала", заполненного абсолютно глухой и статичной жидкостью, служит подтверждением представленного выше тезиса. Также бокал подобной формы может символизировать "жертвенность".
"Серебро" воплощает собой чистоту, сдержанность и действительное "земное" богатство.
Намеренно слегка хаотичная композиция, образ приоткрытых часов и нетронутые блюда символизируют собой "спешку".
Колорит же большинства работ художника - сине-серо-зелёный (*естественное сочетание моря и суши, Хеда жил в портовом городе), и написаны эти работы как бы "над", "свысока".
Таким образом, даже одного такого поверхностного анализа достаточно, чтобы предварительно понять отношение художника к окружающему его миру, узнать о благосостоянии того (*как пример, картины Хеды изобилуют деликатесами), слегка углубиться в мировоззрение и дух эпохи, в которую он жил.
*****
Натюрморт - жанр смыслов; "зеркало скрытой сути предметов и вещей". При этом в современном мире непосредственно символизм в натюрморте отходит на второй план, - решающую роль теперь играет композиция. В нынешних художниках живёт стремление к максимальной эффектности, наглядности, доступности, к созданию своеобразной уникальной инсталляции.
И это тоже очень интересно!
-------------------------------------------------------------------------------------------------
#искусство #творчество #живопись #картины #жанр #натюрморт #мнение #артфавиль