Найти в Дзене
на волне

Права ГИМС: Навигационные знаки и огни на ВВП (интернет-конспект)

Береговые и плавучие знаки навигационного оборудования латеральной системы, кардинальной системы, МАМС Самоподготовка выполняется на страх и риск того, кто выполняет самоподготовку. Для тех, кто не готов брать эти риски на себя, рекомендую пройти подходящие качественные курсы по судовожению. Первоисточники и полный текст использованных документов: КУРС ЛЕКЦИЙ, 2017 (Омский институт водного транспорта, Омское командное речное училище им. кап. Евдокимова В.И.) Правила плавания судов по внутренним водным путям, размещенные на сайте электронного фонда правовых и нормативно-технических документов. Пробный тест на сайте экзон.рф. Некоторые рисунки взяты отсюда: Форум речных туристов, cruise.termforum.ru ГОСТ 23903 Пути водные внутренние и их навигационное оборудование. Термины и определения Рейд - часть русла реки, выделенная для стоянки судов. Затон – часть обмелевшей на верхнем конце излучины реки, оборудованная для стоянки судов. Акватория – водное пространство в пределах рейда, затона,
Оглавление

Знаки, регулирующие движение судов на ВВП

Береговые и плавучие знаки навигационного оборудования латеральной системы, кардинальной системы, МАМС

Самоподготовка выполняется на страх и риск того, кто выполняет самоподготовку.
Для тех, кто не готов брать эти риски на себя, рекомендую пройти подходящие качественные курсы по судовожению.

Первоисточники и полный текст использованных документов:

КУРС ЛЕКЦИЙ, 2017 (Омский институт водного транспорта, Омское командное речное училище им. кап. Евдокимова В.И.)
Правила плавания судов по внутренним водным путям, размещенные на сайте электронного фонда правовых и нормативно-технических документов.
Пробный тест на сайте экзон.рф.
Некоторые рисунки взяты отсюда: Форум речных туристов, cruise.termforum.ru
Рисунок из сети интернет [https://spyship.ru/sovety/sudovye-znaki-na-vvp.html]
Рисунок из сети интернет [https://spyship.ru/sovety/sudovye-znaki-na-vvp.html]

Основные понятия

ГОСТ 23903 Пути водные внутренние и их навигационное оборудование. Термины и определения

Рейд - часть русла реки, выделенная для стоянки судов.

Затон – часть обмелевшей на верхнем конце излучины реки, оборудованная для стоянки судов.

Акватория – водное пространство в пределах рейда, затона, порта.

Правый берег - это берег внутреннего водного пути, расположенный справа от наблюдателя, смотрящего вниз по течению.

Левый берег – слева от наблюдателя, смотрящего вниз по течению.

Судовой ход (фарватер) – водное пространство на внутреннем пути (реке), предназначенное для движения судов и обозначенное на местности и/или карте.

Ось судового хода – условная линия, проходящая в средней части судового хода или обозначенная навигационными знаками.

Кромка судового хода – условная линия, ограничивающая судовой ход по ширине.

Определения:
Правила плавания судов по внутренним водным путям
ГОСТ 23903 79

Правой кромкой судового хода является кромка судового хода, расположенная справа при движении вниз по течению.

Левой кромкой судового хода является кромка судового хода, расположенная слева при движении вниз по течению.

На транзитных судовых ходах водохранилищ правая или левая кромка судового хода определяется по направлению течения от зоны выклинивания подпора к плотине.
На подходах к портам, пристаням, убежищам, а также на судовых ходах притоков, впадающих в водохранилище, правая или левая кромка судового хода определяется по направлению течения к транзитному судовому ходу.
На каналах и озерах правая или левая кромка судового хода определяется по направлению условного течения.
см. по ссылке

Навигационные знаки предназначены для обеспечения безопасных условий плавания судов и сохранности искусственных сооружений на ВВП. Определяют правила навигации и судоходные характеристики водных путей (глубину и ширину судового хода, радиус закругления, грунты, слагающие дно реки, скорость течения и др.), интенсивность судоходства, грузоподъемность и тип транспортных судов, также вид используемого навигационного оборудования.

ГОСТ 26600-98

Навигационные знаки в зависимости от назначения подразделяют на:

  • плавучие знаки (кромочные, поворотные, свальные, разделительные, осевые, поворотно-осевые и знаки опасности);
  • береговые знаки:
    -
    береговые навигационные знаки, для обозначения положения судового хода (створные, перевальные, ходовые, ориентиры, весенние, а также знаки судоходных пролетов мостов);
    -
    береговые информационные знаки (запрещающие; предупреждающие и предписывающие; указательные).

Навигационные знаки бывают:

  • с навигационными огнями;
  • без навигационных огней.

Системы расстановки навигационных знаков

  • Латеральная система — Система расстановки навигационных знаков, при которой обозначают стороны или ось судового хода.
  • Кардинальная система - Система расстановки навигационных знаков, при которой ограждают навигационные опасности, относительно сторон света по компасу.
  • Система МАМС - единая система ограждения навигационных опасностей плавучими знаками, принятая на конференции Международной Ассоциации Маячных Служб (МАМС) в 1980 году.
Ссылка на документ: IALA NAVGUIDE 2018 DIGITAL COPY.

По принципу расстановки знаков относительно опасностей предусмотрено несколько типов знаков:

  • знаки латеральной системы устанавливаются для ограждения кромок судового хода и сторон фарватера;
  • осевые знаки (латеральной системы), обозначающие ось судового хода или фарватера;
  • знаки ограждения отдельных опасностей, выставляемые непосредственно над ними;
  • кардинальные знаки, выставляются в одном, нескольких или во всех секторах относительно стран света от опасности и обозначают сторону, с какой эту опасность надо обходить;
  • знаки специального назначения, применяемые для обозначения или ограждения специальных районов и объектов (знак "путевой огонь", огни опознавательных знаков).

Латеральная система

Навигационное оборудование латеральной системы состоит из:

  • береговых знаков;
  • плавучих знаков.
Картинки и часть описаний взяты из:
КУРСА ЛЕКЦИЙ, 2017 (Омский институт водного транспорта, Омское командное речное училище им. кап. Евдокимова В.И.)
Правила плавания судов по внутренним водным путям: Береговые знаки навигационного оборудования латеральной системы и их навигационные огни
ГОСТ 26600-98

Государственным стандартом устанавливаются типы, основные параметры, размеры, цвет и вид раскраски навигационных знаков, а также характер, цвет и взаимное расположение навигационных огней.

На знаках навигационного оборудования, на которых отсутствуют навигационные огни, может применяться светоотражающее покрытие.

Навигационные огни должны действовать от захода до восхода солнца (т.е. в ночное время суток).

Характер навигационных огней показан в таблице

ГОСТ 26600-98
характер навигационных огней
характер навигационных огней

Береговые навигационные знаки латеральной системы

К береговым знакам навигационного оборудования латеральной системы относятся:

  • створные знаки,
  • перевальные знаки,
  • ходовые знаки,
  • дополнительные знаки (знак "Весенний", знак "Ориентир", знак "Путевой огонь"),
  • сигнализация судоходных пролетов мостов.

Береговые створные знаки

По этим знакам судоводитель определяет направление судового хода.

Створ – это линия, сектор или полоса, образованные средствами навигационного оборудования, и обозначающие на водной поверхности направление движения корабля.

Створные знаки (створы) по своему устройству и принципу действия подразделяются на:

  • осевые створы,
  • щелевые створы,
  • кромочные створы.
Створные знаки: рисунок из сети интернет [https://spyship.ru/sovety/sudovye-znaki-na-vvp.html]
Створные знаки: рисунок из сети интернет [https://spyship.ru/sovety/sudovye-znaki-na-vvp.html]

Знаки осевого (линейного) навигационного створа – это система из двух или трех знаков для обозначения оси судового хода на прямолинейном участке водного пути.

Знаки осевого створа НЕ указывают положения кромок судового хода, поэтому, как правило, применяется в комплексе с плавучими знаками.

Передний знак расположен ниже заднего.

Створ осевой
Створ осевой

Форма и цвет знака:

  • щиты квадратной, прямоугольной (длинная сторона прямоугольника располагается вертикально) или трапецеидальной формы.
  • На светлом фоне красные щиты с белыми или черными полосами,
  • На темном фоне – белые щиты с черными полосами.
Для какой цели используется разная форма щитов в правилах не указано.
а) для светлого фона местности
а) для светлого фона местности
б) для темного фона местности
б) для темного фона местности

Навигационные огни на знаках:

  • на правом берегу, - красного, белого или желтого цвета;
  • на левом берегу, - зеленого, белого или желтого цвета;
  • на передних знаках - постоянные;
  • на задних знаках - проблесковые.
Знаки осевого створа и навигационные огни  (только на задних знаках)
Знаки осевого створа и навигационные огни (только на задних знаках)

Вид знаков с судна, если:

Положение судна относительно оси судового хода
Положение судна относительно оси судового хода
красный навигационный огонь на знаке находится справа и означает правый берег, т.е. судно движется вниз по течению.

а) судно находится на оси судового хода;

б) судно отклонилось к левой кромке судового хода;

в) судно отклонилось к правой кромке судового хода.

Кромка судового хода

Знаки щелевого створа предназначены для обозначения положения судового хода и его кромок и состоит из трех знаков - двух передних и одного заднего. Два передних знака располагаются на прямой линии, перпендикулярной оси судового хода. Третий знак (задний) расположен на продолжении оси судового хода симметрично относительно передних. Задний знак принято называть ведущим, передние – ограничительными.

Форма и цвет знака:

  • щиты красного или белого цвета прямоугольной формы (длинная сторона прямоугольника располагается вертикально), на центральной вертикальной оси щита нанесена полоса;
  • На светлом фоне красные щиты с белыми или черными полосами,
  • На фоне неба – черные щиты с белыми полосами.
  • На темном фоне – белые щиты с черными полосами,
Щелевой навигационный створ (3) – система из трех знаков для обозначения положения судового хода (1) и его кромок (2).
Щелевой навигационный створ (3) – система из трех знаков для обозначения положения судового хода (1) и его кромок (2).

Навигационные огни на знаках

  • желтого цвета (на правом и на левом берегу)
  • на передних знаках - постоянные;
  • на задних знаках - проблесковые.
Щелевой створ судового хода: знаки и навигационные огни
Щелевой створ судового хода: знаки и навигационные огни

Кромочный навигационный створ указывает положение судового хода и его кромок.

1 – направление течения,  
2 – левая кромка судового хода,
3 – правая кромка судового хода,
4 – створные знаки для обозначения двух кромок судового хода,
5 – створные знаки для обозначения одной (левой) кромки судового хода.
1 – направление течения, 2 – левая кромка судового хода, 3 – правая кромка судового хода, 4 – створные знаки для обозначения двух кромок судового хода, 5 – створные знаки для обозначения одной (левой) кромки судового хода.

Форма и цвет знака:

  • передние щиты знака прямоугольные,
  • задние щиты знака – трапецеидальные.
  • на темном фоне – белый цвет знака,
  • на светлом фоне – красный цвет знака.

Навигационные огни:

  • на правой кромке - красного цвета;
  • на левой кромке - зеленого цвета;
  • на переднем знаке - огонь постоянный;
  • на заднем знаке - двухпроблесковый.

Определение положения судна относительно судового хода по кромочным знакам:

а) судно находится на левой кромке судового хода, т.к. совмещены вертикальные грани переднего и заднего знаков; б) судно находится на оси судового хода.
а) судно находится на левой кромке судового хода, т.к. совмещены вертикальные грани переднего и заднего знаков; б) судно находится на оси судового хода.

Береговые перевальные знаки

Перевальный знак предназначен для обозначения направления судового хода. Устанавливается в местах, где этот ход меняет направление от одного берега к другому. Перевальные знаки ставятся по одному.

Количество выставляемых перевальных знаков на участке реки зависит от извилистости судового хода.
На перевалах обычно выставляется два знака – по знаку на левом и правом берегах. При этом если эти знаки соединить условной прямой линией, то она совпадет с осью судового хода
-13

Форма и цвет знака:

  • щит прямоугольной или трапецеидальной формы красного или белого цвета.

Навигационный огонь на знаке:

  • на правом берегу, - красного, белого или желтого цвета;
  • на левом берегу, - зеленого, белого или желтого цвета
  • постоянный или проблесковый.
Перевальные знаки и навигационные огни перевальных знаков: на левом берегу и на правом берегу
Перевальные знаки и навигационные огни перевальных знаков: на левом берегу и на правом берегу

Береговые ходовые знаки

Ходовой знак предназначен для обозначения судового хода, проходящего в непосредственной близости от берега. Ходовые знаки НЕ указывают ни ось, ни кромку судового хода.

Форма и цвет знака:

Ходовые знаки
Ходовые знаки
  • щит ромбовидной формы, установленный так, чтобы большая диагональ ромба располагалась вертикально;
  • на правом берегу - красный,
  • на левом - белый.

Навигационные огни знака:

  • на правом берегу, - красного цвета,
  • на левом - зеленого цвета,
  • проблесковые.
Ходовые знаки и навигационные огни ходовых знаков: на левом берегу и на правом берегу
Ходовые знаки и навигационные огни ходовых знаков: на левом берегу и на правом берегу

Дополнительные береговые знаки

Знак "весенний" (затопление) – предназначен для обозначения затопленных берегов в период половодья.

Знаки устанавливают во время половодья на затопленных пойменных берегах и островах, выступающих в русло мысах, печинах, высыпках и т. д. Эти знаки обозначают границы меженного русла реки, НЕ указывая непосредственно ось или кромку судового хода. Они определяют положение судового хода совместно с другими знаками, естественными ориентирами и особенностями рельефа.

Знак "весенний"
Знак "весенний"

Форма и цвет знака:

  • на правом берегу, представляет собой щит круглой формы красного цвета,
  • на левом берегу - трапецеидальной формы белого цвета.

Навигационный огонь знака:

  • на правом берегу - красного цвета,
  • на левом - зеленого цвета,
  • постоянный.
Знак "Весенний" и навигационные огни знака: на левом берегу и на правом берегу
Знак "Весенний" и навигационные огни знака: на левом берегу и на правом берегу

Знак "Ориентир" применяется для обозначения характерных (приметных) мест судоходного пути (мысы, острова, полузапруды, дамбы и т.п. на реках, водохранилищах и озерах).

Знак "Ориентир"
Знак "Ориентир"

Этим знаком обозначают выступающие мысы, острова, полузапруды, дамбы и другие характерные места береговой полосы на реках и водохранилищах.

Форма и цвет знака:

  • щит прямоугольной или трапецеидальной формы.
  • на правом берегу - красного цвета с двумя горизонтальными белыми полосками
  • на левом берегу - черного цвета с двумя горизонтальными белыми полосками.

Навигационный огонь знака:

  • на правом берегу - красного, белого или желтого цвета,
  • на левом - зеленого, белого или желтого цвета,
  • двухпроблесковый.
Знак "Ориентир" и навигационные огни знака: на левом берегу и на правом берегу
Знак "Ориентир" и навигационные огни знака: на левом берегу и на правом берегу

Знак "Путевой огонь" предназначен для обозначения берегов (кромок) судоходного канала.

Представляет собой навигационный огонь, установленный на берегу:

  • на правом берегу, - красного цвета,
  • на левом - зеленого цвета,
  • постоянный или проблесковый.
-22

Огонь опознавательного знака - Для обозначения входов в канал, на акваторию порта, затона.

Огни опознавательного знака
** Допускается использование одного верхнего огня
Огни опознавательного знака ** Допускается использование одного верхнего огня
Огни опознавательных знаков при входе в искусственное русло
Огни опознавательных знаков при входе в искусственное русло
Как отличить опознавательный знак от путевого огня на картинках непонятно (кроме как по их расположению относительно берега):
- у входа в канал опознавательные знаки (на картинках в форме шахматной ладьи с фонарем наверху)
- вдоль канала путевые знаки (на картинках в виде цилиндра с фонарем наверху)
В билетах ГИМС есть вопрос:
какой знак на этой картинке путевой или опознавательный (безотносительно расположения знака) - визуально отличие только в форме основания под знаком, но это очень сомнительная разница, особенно ночью.
Опознавательный знак левого берега
Опознавательный знак левого берега

Береговые знаки и огни на мостах

Сигнализация судоходных пролетов мостов

На реках имеются мосты различных типов. Наиболее часто встречаются неразводные мосты, а также наплавные и разводные.

Судоходные пролеты неразводных мостов оборудуются указателями оси судового хода и указателями высоты подмостового габарита и кромок судового хода в пролете.

Форма щитов и сигнальные огни указателей оси судового хода зависят от назначения пролета.

Для обозначения оси судового хода в судоходном пролете моста:

  • для судов и составов, идущих снизу:
    -
    щиты квадратной формы, размещенные так, что бы стороны квадрата были расположены строго вертикально и горизонтально.
    - в ночное время -
    двумя красными створными огнями.
  • для судов и составов, идущих сверху:
    - щиты квадратной формы,
    диагонали квадрата располагаются строго вертикально и горизонтально.
    - в ночное время – двумя красными створными огнями, видимыми только с ходовой стороны пролета, расположены друг над другом по вертикальной линии.
  • для плотовых составов:
    - щиты в форме
    круга;
    - в ночное время двумя зелеными постоянными створными огнями, расположены друг над другом по вертикальной линии.
  • для судов длиной 20 метров и менее:
    - щиты
    треугольной формы, одна из сторон размещена строго горизонтально, вершина направлена вниз.
    - в ночное время сигнальные огни не предусмотрены

Цвет щитов указателей оси пролета:

  • при светлом фоне мостовых конструкций цвет щитов - красный,
  • при темном фоне мостовых конструкций - белый.

Для обозначения подмостового габарита и кромок судового хода в судоходных пролетах моста

Указатели устанавливаются на опорах судоходного пролета со стороны входа в пролет, либо над соответствующей кромкой судового хода.

В случае закрытия судоходного пролета для движения днем по его центру вывешивается красный флаг, а ночью выключаются створные и габаритные огни.

Форма и цвет знаков:

  • квадратные щиты на каждой опоре или кромке;
  • зеленый цвет щита для светлого фона;
  • белый цвет щита для темного фона.

Навигационные огни:

  • зеленого цвета, постоянные, по одному у каждого щита.
  • все навигационные огни постоянные.

Высота судоходного пролета моста (указывается с помощью количества щитов):

  • один щит - высота судоходного пролета моста <10 метров;
  • два щита - высота судоходного пролета моста 10 ... <13 метров;
  • три щита - высота судоходного пролета моста 13 ... <16 метров;
  • четыре щита - высота судоходного пролета моста не менее 16 метров;

Высота пролета указывается от расчетного судоходного уровня воды, определение которого приводится в специальной нормативной литературе. На опорах судоходного пролета белой краской наносится горизонтальная полоса шириной 0,3-0,5 м, верхняя кромка которой соответствует этому уровню.

Наплавные мосты

Наплавные мосты, когда они разведены для пропуска судов, должны иметь в темное время суток следующие огни – указатели:

  • на правой стороне пролета – два красных постоянных огня (на нижнем и верхнем по течению углах пролета),
  • на левой – два зеленых постоянных огня (в тех же местах).

Открытый разводной пролет наплавного моста обозначается огнями-указателями. На отведенной части моста на конце, выдающемся в реку со стрежневой стороны (со стороны открытия), устанавливают сигнальный огонь:

  • красный постоянный при отводе к правому берегу,
  • зеленый постоянный при отводе к левому берегу.
  • В случаях, когда разводная часть отведена к левому берегу:
    - На левом берегу выставляется три навигационных огня зеленого цвета:
    два из которых расположены на углах неподвижной части наплавного моста, выходящих на судовой ход,
    третий огонь - на наиболее удаленном от неподвижной части моста углу разводной части наплавного моста, выходящем на судовой ход.
    - На правом берегу выставляется два навигационных огня красного цвета, расположенных на углах неподвижной части наплавного моста, выходящих на судовой ход.
  • Когда разводная часть наплавного моста отведена к правому берегу:
    - На левом берегу выставляется два навигационных огня зеленого цвета, расположенных на углах неподвижной части наплавного моста, выходящих на судовой ход;
    - На правом берегу выставляется три навигационных огня красного цвета:
    два из которых расположены на углах неподвижной части наплавного моста, выходящих на судовой ход,
    третий огонь - на наиболее удаленном от неподвижной части моста углу разводной части наплавного моста, выходящем на судовой ход.

На наведенном наплавном мосту по всей его длине через каждые 50 м на высоте не менее 2 м над верхним настилом моста устанавливаются белые огни. Число их должно быть не менее трех.

Для регулирования пропуска судов на наплавных мостах могут устанавливаться семафоры или светофоры.

В европейских странах Знаки ходовых пролетов мостов обозначаются набором ромбовидных и прямоугольных фигур желтого и красно-белого цветов.

Знаки переходов

При движении по водному пути стоит обращать внимание на знаки воздушных переходов линий электропередач или трубопроводов.

1 - знак подводного перехода 2 - знак надводного перехода 3 - знак Внимание
1 - знак подводного перехода 2 - знак надводного перехода 3 - знак Внимание

Плавучие знаки латеральной системы

К плавучим навигационным знакам относятся буи, бакены и вехи.

Буй — поплавок, крепящийся ко дну при помощи якоря на тросе, для указания конкретного места в воде.
Ба́кен, бакан - плавучий навигационный знак, устанавливаемый на якоре для обозначения навигационных опасностей на пути следования судов или для ограждения фарватеров.
Веха - плавучий навигационный знак на шесте, прикрепленном к заякоренному поплавку.
В зависимости от гидрологических особенностей места установки и условий работы буи подразделяются на речные, озерно-речные, озерные и морские.

Плавучие знаки устанавливают в дополнение к береговым, для обозначения кромок или оси судового хода и фарватера, а также для указания мест подводных препятствий, поворотов и разветвлений судового хода и обозначения направления свального течения.

Плавучие знаки выставляются не позднее, чем на третий день после очищения ото льда водного пути и действуют до появления сала и шуги.

К плавучим литеральным знакам навигационного оборудования относятся:

  • кромочные,
  • поворотные,
  • знаки опасности,
  • свальные,
  • разделительные,
  • осевые,
  • поворотно-осевые знаки.
КУРС ЛЕКЦИЙ, 2017 (Омский институт водного транспорта, Омское командное речное училище им. кап. Евдокимова В.И.):
...На участке водного пути проблесковый характер огня может применяться только на одном из вышеперечисленных плавучих знаков. Например, если на кромочных знаках использован проблесковый огонь, то на поворотных, свальных и знаках опасности проблесковый огонь устанавливаться не может...
Кромочные, поворотные знаки и знаки опасности: а – кромочный правый; б – кромочный левый; в – поворотный правой кромки; г – поворотный левой кромки; д – знак опасности левой кромки; е – знак опасности правой кромки
Кромочные, поворотные знаки и знаки опасности: а – кромочный правый; б – кромочный левый; в – поворотный правой кромки; г – поворотный левой кромки; д – знак опасности левой кромки; е – знак опасности правой кромки

Свальные (а, б), разделительные (в, г), осевые (д) и поворотно-осевые (е) знаки
Свальные (а, б), разделительные (в, г), осевые (д) и поворотно-осевые (е) знаки

Кромочные знаки, обозначающие кромки судового хода

Кромочные знаки служат для обозначения кромок судового хода.

Плавучие кромочные знаки и их навигационные огни (для обозначения кромок судового хода)
Плавучие кромочные знаки и их навигационные огни (для обозначения кромок судового хода)
Кромочные знаки: картинки из ГОСТ 26600-98 и описание из описание из Правил плавания судов по внутренним водным путям отличаются в части огней кромочных знаков (в ГОСТ на кромочных плавучих знаках есть желтые огни, в Правилах их нет), в тестах вопросы про желтые огни плавучих кромочных знаков есть.

На правой кромке судового хода:

  • красный цилиндрический буй, красный шарообразный бакен, красная веха с черной топовой фигурой в форме шара;
  • навигационный огонь красного цвета, постоянный или проблесковый.
Кромочные знаки на правой кромке судового хода
Кромочные знаки на правой кромке судового хода

На левой кромке судового хода:

  • белый или черный конический буй, белый конический бакен, белая веха без топовой фигуры;
  • навигационный огонь
    - постоянный или проблесковый,
    - зеленого или белого цвета. (
    в ГОСТ и тестах +желтого цвета)
Кромочные знаки на левой кромке судового хода
Кромочные знаки на левой кромке судового хода

Поворотные знаки, обозначающие поворот судового хода

Поворотные знаки служат для обозначения поворотов прямолинейных участков судового хода.

Устанавливаются:

  • на поворотах судового хода, имеющих значительную протяженность,
  • поворотах судового хода на участках ВВП с ограниченным обзором или скальным дном;

На реках обычно устанавливают в местах крутых поворотов водного пути, когда рельеф береговой полосы не позволяет видеть расположенные за поворотом навигационные знаки.

На правой кромке судового хода, обозначает правый поворот (при движении вниз):

  • красный цилиндрический буй с широкой горизонтальной белой или черной полосой;
  • навигационный огонь красного цвета, проблесковый или частопроблесковый.

На левой кромке судового хода, обозначает левый поворот (при движении вниз):

  • белый конический буй с широкой горизонтальной черной полосой или черный конический буй с широкой горизонтальной белой полосой;
  • навигационный огонь зеленого или белого цвета, проблесковый или частопроблесковый.
Навигационные огни поворотных знаков (левая кромка, правая кромка)
(желтый цвет есть в ГОСТ, но отсутствует в правилах)
Навигационные огни поворотных знаков (левая кромка, правая кромка) (желтый цвет есть в ГОСТ, но отсутствует в правилах)

Знаки опасности у кромок судового хода

Служат для обозначения отдельных, особо опасных для судоходства препятствий (скрытые под водой выправительные и водозаборные сооружения, камни-одинцы, затонувшие суда и т.п.), находящихся вблизи кромки судового хода. Эти препятствия ограждаются двумя плавучими знаками – кромочным и дублирующим (стоящим на опасности).

Знак опасности левой кромки устанавливается непосредственно у ограждаемой опасности с речной стороны (т.е. со стороны оси судового хода или встречного движения).

Знак опасности левой кромки (на левой кромке судового хода):

  • белый конический буй с изображением вертикальной и горизонтальной полос, нанесенных в виде креста, черного цвета;
  • навигационный огонь зеленого цвета, проблесковый или двухпроблесковый.
Знак опасности левой кромки
Знак опасности левой кромки

Знак опасности правой кромки устанавливается в 10-15 м от опасности (до знака опасности левой кромки) в сторону оси судового хода.

Если кромочный знак будет сбит судном, остается дублирующий знак, что обеспечивает безопасность движения судов.

Знаком опасности правой кромки (на правой кромке судового хода):

  • красный цилиндрический буй с изображением вертикальной и горизонтальной полос, нанесенных в виде креста, белого или черного цвета;
  • навигационный огонь красного цвета, проблесковый или двухпроблесковый.
Знаки опасности правой кромки
Знаки опасности правой кромки
Навигационные огни знаков опасности:
- у левой кромки
- у правой кромки
Навигационные огни знаков опасности: - у левой кромки - у правой кромки

Знак, обозначающий отдельные опасные места

Знак представляет собой:

  • буй черного цвета с широкой горизонтальной полосой красного цвета или веху/бакен черного цвета с одной или несколькими горизонтальными полосами красного цвета;
  • веху с топовой фигурой, состоящей из двух черных шаров, расположенных один над другим;
  • навигационный огонь белого цвета двухпроблесковый;
  • знак выставляется непосредственно над опасностью.
Знак, обозначающий отдельные опасные места
Знак, обозначающий отдельные опасные места

Свальные знаки

Предназначены для обозначения участки водного пути с сильным свальным течением (не совпадающим с направлением судового хода) в значительной степени затрудняющим судоходство. Устанавливаются на кромке судового хода, противоположной свалу, выше по течению.

Свальные знаки и их навигационные огни:
- левая кромка и правая кромка
Свальные знаки и их навигационные огни: - левая кромка и правая кромка

Свальным знаком левой кромки ("а", на левой кромке судового хода) является:

  • конический буй или бакен, верхняя половина которого белая, а нижняя черная;
  • навигационный огонь зеленого цвета, проблесковый или группочастопроблесковый.
Свальный знак левой кромки
Свальный знак левой кромки

Свальным знаком правой кромки ("б", на правой кромке судового хода) является:

  • цилиндрический буй или бакен, верхняя половина которого красная, а нижняя белая или черная;
  • навигационный огонь красного цвета, проблесковый или группочастопроблесковый.
Свальный знак правой кромки
Свальный знак правой кромки

Разделительные знаки

Предназначены для обозначения разделения судового хода.

Разделительный буй (в)- устанавливается в местах разделения судового хода (например, двухстроннее движение)

  • С красными и белыми равными чередующимися вертикальными полосами или красными и черными равными чередующимися вертикальными полосами.
  • В темное время суток обозначается огнем, состоящим из двух проблесковых огней, установленных по вертикальной линии друг над другом, дающих попеременные проблески красного и зеленого цвета или красного и белого цвета.
Разделительный знак
Разделительный знак

Парный знак (г) - для обозначения правой и левой кромки судового хода

  • Состоит из двух бакенов красного и белого цвета, которые устанавливаются в месте разделения судового хода так, чтобы красный бакен показывал правую кромку, а белый бакен - левую кромку разделенных судовых ходов.
  • В темное время суток обозначается проблесковым огнем красного цвета на красном бакене и проблесковым огнем зеленого или белого цвета - на белом бакене.
Парный знак для обозначения левой и правой кромки судового хода
Парный знак для обозначения левой и правой кромки судового хода
Разделительные знаки и их навигационные огни
Разделительные знаки и их навигационные огни

Осевой знак, обозначает ось судового хода

Осевые знаки (д) устанавливают по оси судового хода, разделяя его на две ходовые части. Ориентировка по этим знакам производится по принципу: «Следуй со знака на знак, оставляя знак слева».

Осевые знаки и их навигационные огни
Осевые знаки и их навигационные огни

Осевой знак представляет собой:

  • белый конический буй с двумя горизонтальными широкими черными или красными полосами,
  • веха белая с двумя черными полосами с черной топовой фигурой в форме шара;
  • навигационный огонь белого цвета, двухпроблесковый.
Осевые знаки
Осевые знаки

Поворотно-осевые знаки для обозначения поворота оси судового хода.

Поворотно-осевые знаки (е) служат для обозначения поворота судового хода. В качестве этих знаков применяются буи и вехи:

  • красный конический буй с двумя белыми или черными широкими горизонтальными полосами;
  • веха с черной топовой фигурой в форме шара с двумя черными или белыми и тремя красными, чередующимися равными по ширине горизонтальными полосами;
  • навигационный огонь - белого цвета, группочастопроблесковый.

Система МАМС

На крупных озерах и в морских водах России принята система плавучего ограждения Международной ассоциации маячных служб – система МАМС.

КУРС ЛЕКЦИЙ, 2017 (Омский институт водного транспорта, Омское командное речное училище им. кап. Евдокимова В.И.): Тема 3.3 Плавучие навигационные знаки и огни на них
Ссылка на сайте МАМС: IALA NAVGUIDE 2018 DIGITAL COPY (информация с курсом лекций не сверялась, ссылка приведена только для справки).

Система МАМС предусматривает деление Мирового океана на два региона: регион А и регион Б, которые отличаются принципом использования красного и зеленого цветов для ограждения сторон фарватера латеральными знаками. Границы регионов системы МАМС показаны на схеме ниже. Страны, принявшие красный цвет окраски средств навигационного оборудования (СНО) с левой стороны фарватера — относятся к региону А. Страны, принявшие зелёный цвет окраски СНО с левой стороны фарватера — к региону Б. Направление фарватера в обоих регионах считается с моря, а в отдельных случаях оговаривается специально.

Перечень стран, объявивших о переходе на систему ограждения МАМС

  • Регион А. Австралия, Бельгия, Великобритания, Габон, Греция, Дания, Индия, Индонезия, Иран, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Камерун, Кения, КНР, Малайзия, Нигерия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Папуа-Новая Гвинея, Польша, Румыния, Саудовская Аравия, Россия, Судан, Сянган (Гонконг), Таиланд, Финляндия, Франция (включая владения Реюньон, Новая Каледония и Французская Полинезия), ФРГ, Эфиопия, Южно- Африканская Республика.
  • Регион Б. Аргентина, Барбадос, Бразилия, Венесуэла, Канада, Куба, Мексика, Перу, США, Французские владения (Гвиана, Гваделупа, Мартиника, Сен-Пьер и Микелон), Чили, Эквадор, Южная Корея, Япония.
Регионы МАМС
Регионы МАМС
Страны, принявшие красный цвет окраски средств навигационного оборудования (СНО) с левой стороны фарватера — относятся к региону А.
Страны, принявшие зелёный цвет окраски СНО с левой стороны фарватера — к региону Б.
Бортовые огни судна на ВВП России обозначаются:
- красный огонь на левом борту,
- зеленый огонь на правом борту.
Т.е. при правостороннем движении, красный бортовой огонь встречного судна должен быть виден слева. Если слева виден зеленый бортовой огонь, кто-то плывет не по своей стороне.

Латеральные знаки, используемые в регионах А и Б для ограждения сторон фарватеров, отличаются друг от друга. Остальные знаки системы МАМС являются общими для регионов А и Б.

Знаки регионов МАМС А и Б
Знаки регионов МАМС А и Б

Латеральные знаки системы МАМС

Латеральные знаки системы МАМС подразделяются на знаки ограждения сторон фарватеров и каналов и знаки разделения фарватеров.

Латеральные знаки ограждения фарватера (знаки левой и правой стороны) - выставляются по принципу ограждения сторон фарватера. Стороны ограждаются буями или вехами.

Латеральные знаки разделения фарватеров устанавливаются в местах разделения фарватера и показывают положение основного фарватера (канала) относительно выставленного знака, считая с моря.

КУРС ЛЕКЦИЙ, 2017 (Омский институт водного транспорта, Омское командное речное училище им. кап. Евдокимова В.И.): Тема 3.3 Плавучие навигационные знаки и огни на них

Знак «Основной фарватер справа» (а):

  • окрашен в красный цвет с широкой зеленой горизонтальной полосой.
  • топовая фигура имеет форму красного цилиндра.
  • сигнальный огонь – красный, характер огня сложный групповой проблесковый (период 9 с).

Знак «Основной фарватер слева» (б):

  • окрашен в зеленый цвет с широкой красной горизонтальной полосой;
  • топовая фигура представляет собой конус с вершиной вверх;
  • Сигнальный огонь – зеленый, характер огня сложный групповой проблесковый (период 9 с).

Знаки, регулирующие движение судов на ВВП

Кардинальные знаки системы МАМС

Знаки навигационного оборудования кардинальной системы (предназначенные для ограждения навигационных опасностей) выставляются вокруг навигационной опасности (в одном, нескольких или во всех секторах одновременно) в соответствии со сторонами света и показывают сторону, с которой следует обходить ограждаемую навигационную опасность.

Горизонт вокруг навигационной опасности делится на сектора, ограниченные истинными пеленгами, взятыми из обозначаемой точки (опасности):

  • северный сектор - между истинными пеленгами 315° и 45°;
  • восточный сектор - между истинными пеленгами 45° и 135°;
  • южный сектор - между истинными пеленгами 135° и 225°;
  • западный - сектор между истинными пеленгами 225° и 315°.

Кардинальный знак навигационного оборудования называется по наименованию сектора, в котором он находится.

Кардинальные знаки
Кардинальные знаки
для упрощения запоминания (для северного полушария)
По цветам:
-- северные - верх черный, низ желтый (солнце низко); южные - верх желтый, низ черный (солнце высоко)
-- восточные - центр желтый (восход солнца), западные - центр черный (заход солнца)
По топовым фигурам:
-- север - елки, юг - пальмы
-- восток - тихий океан (широкий), запад - атлантический океан (узкий)

Кардинальные знаки навигационного оборудования

"Северный" - знак выставляется в северном секторе к северу от опасности, представляет собой буй (веху):

  • верхней части черного цвета
  • нижней части желтого цвета
  • фигуры над верхней частью (топовая), состоящая из двух черных конусов вершинами вверх, расположенных один над другим;
  • навигационный огонь белого цвета (частопроблесковый).

"Южный" - знак выставляется в южном секторе к югу от опасности, представляет собой буй (веху):

  • верхняя часть желтого цвета,
  • нижняя - черного цвета,
  • с топовой фигурой, состоящей из двух черных конусов вершинами вниз, расположенных один над другим,
  • навигационный огонь белого цвета продолжительностью 15 секунд, состоящего из 6 частых проблесков, за которыми следует 1 длительный проблеск.

"Восточный" - знак выставляется в восточном секторе к востоку от опасности, представляет собой буй (веху):

  • черного цвета, с одной широкой горизонтальной полосой желтого цвета,
  • с топовой фигурой, состоящей из двух черных конусов, расположенных один над другим основаниями друг к другу;
  • навигационный огонь белого цвета, состоит из 3 частых проблесков, показываемых с периодичностью 10 секунд.

"Западный" - знак выставляется в западном секторе к западу от опасности, представляет собой буй (веху):

  • желтого цвета, с горизонтальной полосой черного цвета,
  • с топовой фигурой, состоящей из двух черных конусов, расположенных один над другим вершинами друг к другу;
  • навигационный огонь белого цвета, состоит из 9 частых проблесков, показываемых с периодичностью 15 секунд.

Знаки отдельных опасностей малых размеров ограждают отдельные, малые по размерам опасности (в том числе затонувшие суда), вписываемые в окружность радиусом в 100 м. Они выставляются непосредственно над опасностью и их можно обойти с любой стороны.

Знаки отдельной опасности
Знаки отдельной опасности

Осевые знаки служат для обозначения начальных точек и осей фарватеров (каналов) и середины проходов. Их устанавливают на оси фарватеров, рекомендованных курсов и середине безопасных проходов. Знаки окрашены красными и белыми вертикальными полосами. Топовая фигура – один красный шар. Сигнальный огонь – белый длительнопроблесковый (период 6 с).

Осевые знаки
Осевые знаки

Знаки специального назначения (в) применяются для ограждения специальных районов, полигонов и объектов (например, для ограждения свалок грунтов, мест военных учений, прокладки кабелей и др.). Цвет знака желтый, топовая фигура – один желтый косой крест. Сигнальный огонь – желтый проблесковый (период 5 с).

Знаки специального значения
Знаки специального значения

Аварийный знак затонувшего судна - предназначен для обозначения нового опасного для навигации затонувшего судна. Этот знак окрашен синими и жёлтыми вертикальными полосами, оборудован переменным синим и жёлтым проблесковым огнём.

Новые опасности — этот термин служит для обозначения опасностей ещё не описанных в навигационных документах. При ограждении новых опасностей используется дублирование обычных ограждающих знаков.

Знаки МАМС
Знаки МАМС

Информационные знаки

Береговые информационные знаки

Береговые информационные знаки служат для передачи судоводителю дополнительных сведений об особенностях водного пути и соответствующих мерах предосторожности по обеспечению безопасности плавания.

Информационные знаки, регулирующие движение судов по ВВП, подразделяются на три группы:

1. Запрещающие знаки

2. Предупреждающие и предписывающие знаки

3. Указательные знаки

Основными отличительными признаками знаков являются форма сигнального щита, его раскраска и соответствующий символ, определяющий смысловое значение знака.

Запрещающие знаки предназначены для информации судоводителей об ограничениях в движении судов или о выполнении определенных правил, которые должны соблюдаться на данном участке водного пути. К группе запрещающих знаков относятся:

  • знак «Якоря не бросать!»;
  • знак «Расхождение и обгон составов запрещены!»;
  • знак «Расхождение и обгон запрещены!»;
  • знак «Не создавать волнения!»;
  • знак «Движение мелких плавсредств запрещено!»;
  • светофор (регулирует движение судов у шлюзов, заградительных ворот и у паромных канатных переправ);
  • знак семафор (представляющий собой мачту с реей, на которой вывешивают соответствующие сигнальные фигуры и огни).

Запрещающие знаки имеют круглую форму сигнального щита, фон белого цвета с красной окантовкой и красной диагональной полосой. В центре щита изображен соответствующий смысловой символ черного цвета. В ночное время на этих знаках действуют желтые затмевающиеся огни, кроме знака «Якоря не бросать!». На этом знаке действуют два желтых постоянных огня, расположенных вертикально.

Знак «Якоря не бросать!» (а) предназначен для обозначения охранной зоны подводного перехода (кабель, трубопровод, водоприемник и т.п.), где запрещено отдавать якоря, опускать цепи-волокуши, лоты.

Знак «Расхождение и обгон составов запрещены!» (б) устанавливают в начале и конце участка водного пути, где не разрешается обгон и расхождение составов и крупнотоннажных судов длиной более 120 м.

Знак «Расхождение и обгон запрещены!» (в) обозначает участок судового хода, где запрещены эти маневры всем судам.

Знак «Не создавать волнения!» (г) – обозначает участок, где запрещено создавать волнение (у пассажирских дебаркадеров, переправ, лодочных станций), и суда должны сбавлять ход.

Знак «Движение мелких плавсредств запрещено!» (д) устанавливают на участке, где на судовом ходу не разрешается движение маломерных судов (на рейдах, в подходных каналах к судоходным гидротехническим сооружениям, у причалов).

Светофор (е) служит для регулирования движения судов. Движение разрешается, если на светофоре горит зеленый огонь и движение запрещается, если горит красный. При отсутствии на светофоре сигнальных огней движение судов запрещается.

Светофор
Светофор

Семафор (ж) используется для обозначения участков с односторонним (поочередным) движением судов, а также на наплавных мостах для регулирования движения через их разведенные части. Представляет собой столб с укрепленной в его верхней части реей для вывешивания сигнальных фигур. С помощью комбинаций фигур треугольного («конус») и прямоугольного («цилиндр») силуэтов указывается, в каком направлении (вверх или вниз по течению) разрешено движение судов по участку в данный момент.

Семафор
Семафор

Семафорная мачта окрашивается в красный или белый цвет в зависимости от фона местности.

Цилиндр является разрешающим знаком, конус – запрещающим.

Конус (запрещающий) всегда окрашивается в красный цвет, цилиндр (разрешающий) – в черный или белый в зависимости от фона.

В темное время суток сигнальные фигуры семафора заменяются на огни:

  • конус – на красный огонь,
  • цилиндр – на зеленый огонь.

Предупреждающие и предписывающие знаки предназначены для информации судоводителей о необходимости соблюдать особую осторожность при проходе данного участка пути.

В эту группу знаков входят четыре знака, имеющих квадратную форму сигнального щита белого цвета с красной окантовкой и черным символом посредине. В темное время суток на знаках действует желтый проблесковый огонь, кроме знака «Соблюдать надводный габарит!», на котором устанавливается два желтых постоянных огня, расположенных горизонтально.

В состав группы предупреждающих и предписывающих знаков входят знаки:

  • «Скорость ограничена!»,
  • «Внимание!»,
  • «Пересечение судового хода!»,
  • «Соблюдать надводный габарит!».

Знак "Внимание!"(а) служит для предупреждения судоводителей о необходимости усилить внимание и принять меры предосторожности при проводке судов по сложным для судоходства участкам (районы паромных переправ; непросматриваемые повороты судового хода, где имеется опасность несвоевременного обнаружения встречного судна; узкости и т.п.).

Знак «Пересечение судового хода!» (б) предназначен для обозначения мест пересечения основного (транзитного) судового хода паромными и судовыми переправами.

Знак «Скорость ограничена!»(в) обозначает участки водного пути, где водоизмещающие суда должны снизить скорость (на каналах, в аванпортах, акваториях рейдов и др.). Цифра указывает максимально допустимую скорость в километрах в час.

Знак «Соблюдать надводный габарит!» (г) служит для обозначения мостового и надводного перехода (например, линии электропередачи) с ограниченной высотой над уровнем воды. Цифра на щите показывает высоту в метрах надводного перехода от максимального уровня воды с учетом установленных запасов и при максимальном провисе проводов. Цифра на щите, установленного на судоходном пролете моста указывает высоту подмостового габарита от расчетного судоходного уровня в метрах.

Указательные знаки показывают границы рейдов (их длину и допускаемое по ширине акватории количество линий судов на них), рекомендуемые места безопасного оборота судов, местоположение постов судоходной инспекции, а также указывают габариты и километраж водного пути, наименования населенных пунктов и места впадения притоков.

На знаках «Место оборота судов» и «Пост судоходной инспекции» могут устанавливаться желтые постоянные огни.

Указательные знаки: "Место оборота судов" (стрелка) и "Пост судоходной инспекции" (якоря)
Указательные знаки: "Место оборота судов" (стрелка) и "Пост судоходной инспекции" (якоря)

Рейдовые знаки - устанавливают на берегах портовых и пристанских акваторий, обычно на рейдах, где большое количество судов ожидает погрузки или выгрузки. Рейдовый знак указывает границы стоянки судов различных типов и назначения, а также границы рейда для формирования составов. В ночное время на рейдовых знаках действуют: на правом берегу – красные постоянные огни, на левом – зеленые постоянные.

Рейд (от. нидерл. reede) — место вблизи берега, порта или военно-морской базы для якорной стоянки судов и кораблей.
Указатели рейда
Указатели рейда

Маяк (морской маяк)

Средство навигационного оборудования морей и крупных озер, являющееся дневным и ночным ориентиром.

Маяк представляет собой башню, на вершине которой помещается аппаратура для подачи световых сигналов. Маяки служат для ориентировки судоводителей с применением инструментов и приборов.

Высота расположения маяка достигает 50 метров и более, выбирается такой, чтобы была обеспечена необходимая дальность его видимости маяка.

Каждый маяк имеет свою отличительную форму, окраску и характеристику огня и может быть оборудован звуковой сигнализацией для подачи сигналов во время тумана, а также аппаратурой для подачи радиосигналов.

Тесты для самопроверки по теме "правила плавания, включая плавание в портах": блок ВВП (основной блок для самопроверки) и дополнительные блоки для самопроверки (Блок ВП, блок МП и МТ, полезно пройти для понимания разницы между ВП, ВВП и МП).

Данной статьи недостаточно для ответов на все вопросы этих тестовых блоков. Другие статьи, по темам указанных разделов тестов:

Права ГИМС: Правила пользования маломерными судами (интернет-конспект)
тюлилихум ааухуМ29 января 2022
Права ГИМС: Правила плавания судов по внутренним водным путям (интернет-конспект)
тюлилихум ааухуМ22 февраля 2022
Права ГИМС: Правила пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей (интернет-конспект)
тюлилихум ааухуМ23 февраля 2022
Права ГИМС: Сигнализация на судне (интернет-конспект)
тюлилихум ааухуМ2 марта 2022

Оглавление интернет-конспекта

Права ГИМС: интернет-конспект
тюлилихум ааухуМ7 февраля 2022

#ГИМС #парус #яхтинг #экзамен #самообучение #права гимс #gims #море