Я лично учился в трех ВУЗах: в одном из топовых юридических вузов страны - Российский государственный университет правосудия, бывший РАП, на факультете непрерывного образования (колледж); в топовой военной академии - Академии гражданской защиты МЧС России, на факультете управления персоналом; и в среднем коммерческом институте - Московском финансовом юридическом университете МФЮА. Сейчас я работаю в одном из крупнейших онлайн институтов России, название писать не буду, чтобы не сочли за рекламу. И мне есть с чем сравнивать.
Буду объективным. Онлайн курсы имеют много минусов, один из главных это доходимость студентов до конца обучения, мировая статистика говорит всего о 15%, в нашем институте это примерно 30%, но в классических ВУЗах это цифра конечно больше. Для онлайн образования нужна хорошая мотивация и дисциплина, здесь тебя никто не заставляет, потому что нет родителей, которые заплатили за твое обучение и несут за тебя ответственность. Ответственность ты несешь за себя сам и найти силы и время на серьезное обучение получается не всегда. И на этом основные минусы заканчиваются. Далее разберем по порядку.
Педагогический состав.
ВУЗы - хорошие педагоги, но давно не практикующие, прикладных актуальных времени и рынку знаний очень мало. В РАПе в целом хорошие были преподаватели, в МФЮА слабые, в АГЗ что-то среднее, но везде я очень редко понимал, как знания, которые мне дают я буду применять на практике. Я получал огромную базу, и минимум специальных прикладных знаний.
Онлайн институты - слабые педагоги, но эксперты рынка. В хороших онлайн институтах преподаватели днем работают по специальности, а вечером преподают. Они не всегда понятно доносят информацию, но информация максимально свежая и актуальная. Ты изучаешь только то, что нужно тебе для будущей работы, потому что знания дают люди, которые сами сейчас работают по этой специальности. При этом в хороших онлайн институтах есть методисты, которые помогают составить учебную программу, материалы и обучают экспертов преподавать, дают им обратную связь и меняют, если у них не получается.
Практика.
ВУЗы - практики мало и не всегда качественная. В РАПе, к сожалению, я практику не застал, там возможно было бы что-то интересное, в МФЮА - ходил для галочки в какой-то муниципальный центр, помогал бумаги перекладывать, в АГЗ работал с абитуриентами, в целом неплохо, но это было крайне редко за 5 лет учебы.
Онлайн институты - практика самое главное. Домашние работы это уже практика лучше чем в ВУЗах, потому что ты делаешь то, что должен по профессии. Программисты пишут сайты и приложения, аналитики составляют дашборды, дизайнеры делают модели и макеты и т.д. Помимо этого различные курсовые и дипломные работы, кроссфункциональные стажировки с другими студентами, стажировки в реальных компаниях, запуски собственных проектов. В ходе обучения у каждого студента формируется портфолио, которое в будущем его трудоустроит.
Время обучения.
ВУЗы - 4/5 лет, много, из плюсов только диплом, который сейчас нужен все меньше и меньше. А по факту на рынке труда никто не ждет, стартовые зарплаты маленькие, потому что база большая, а реальных знаний и опыта мало.
Онлайн институты - от полугода до двух лет, в пять раз меньше, да диплома либо нет, либо диплом о проф. переподготовке, это минус, но при этом на рынке тебя ждут, так как есть практические знания и портфолио. Также если ты вдруг ошибся с профессией, ты это понимаешь быстро и жалеешь пяти лет жизни.
Трудоустройство.
ВУЗы - его просто нет, времена СССР прошли.
Онлайн институты - есть, они возвращают традиции Советского Союза. Хороший онлайн институты либо трудоустраивают, либо помогают с трудоустройством.
Стоимость.
ВУЗы - 200-300 000 рублей.
Онлайн институты - 50-150 000 рублей.
Выводы.
Ни для кого не секрет, что образование в России ухудшилось после распада СССР. Маленькие зарплаты не притягивают хорошие умы. Но спрос у нашего народа на хорошее образование и соответственно хорошо оплачиваемую работу остался, поэтому на смену пришли современные коммерческие организации, которые меняют рынок образования. И либо классические институты перестроятся, что уже делают некоторые, такие как Высшая школа экономики, открывая новые современные факультеты разработки игр и меняя подход, либо закроются.