Найти тему

Недооцененные фильмы: трилогия «Последний богатырь»

Фильмы о богатыре-«попаданце» Иване собрали вполне приличную кассу, но, тем не менее, имеют не слишком высокие оценки в Интернете. А между тем трилогия «Последний богатырь» – явление для российского кинематографа весьма знаковое.

"Последний богатырь". Кащей, Баба Яга и Иван.
"Последний богатырь". Кащей, Баба Яга и Иван.

Жил-был в Москве простой русский парень Иван. Был он сиротой, но жить умел и устроился неплохо – заделался «экстрасенсом» и разводил богатеев на деньги. Неизвестно, куда бы, впрочем, завела его эта кривая дорожка, но однажды попал он в параллельный мир Белогорье, подозрительно напоминающий вселенную русских народных сказок. А там Иван узнал, что он – сын Ильи Муромца и последний богатырь, и теперь на него возложена миссия по спасению Белогорья от сил Тьмы. В первом фильме Иван противостоит Добрыне, который обратился ко злу и из зависти превратил прочих богатырей в камень. Однако впоследствии выясняется, что сам Добрыня – марионетка куда более могущественных сил.

Кажется странным, что эти фильмы не были сняты раньше. Потому что в литературе в 2000-х годах была просто-таки повальная мода как на юмористическое фэнтези, так и на истории о «попаданцах». Да и славянское фэнтези тоже пользовалось успехом. И просто грех было бы какую-нибудь из этих историй не экранизировать, или не придумать для больших экранов свою, оригинальную, но в том же ключе.

Но в то время подобных фильмов не появлялось. Впрочем, странно это только на первый взгляд. Ибо массовый, «попсовый» в хорошем смысле слова, российский кинематограф тогда делал только первые робкие шаги. С большой оглядкой на Запад, что важно.

"Последний богатырь". Местами пейзажи не хуже, чем у Джексона.
"Последний богатырь". Местами пейзажи не хуже, чем у Джексона.

А на Западе, точнее в Голливуде, фэнтези никогда особо не жаловали. По крайней мере до успеха «Властелина колец» Питера Джексона фильмы про «меч и магию» считались там «проклятым жанром». Парадокс – фэнтези уверенно захватывало книжные прилавки, музыкальную сцену и виртуальные миры – но на большой экран эльфов, варваров и драконов пускали неохотно. В 2000-х благодаря «Властелину колец», а затем и «Пиратам Карибского моря» ситуация переломилась, но в целом расклад остался таким: фэнтези – это либо очень дорого и сложно, либо треш, короче – снимать его рискованно.

(Под «фэнтези» я здесь имею в виду классические истории про «меч и магию», по сути – волшебные сказки, замешанные на фольклоре и мифологии, то есть самое узкое значение этого термина. В западном киноведении «fantasy» называют любую ненаучную фантастику, включая мистику, городское фэнтези (а-ля «Дозоры» Лукьяненко), «магический реализм» и прочие фантасмагории, но это слишком широкое понимание термина, к делу не относящееся).

Так что раньше «Последний богатырь» вряд ли мог появиться. Да и сейчас, формально являясь российским проектом, появился он на свет при содействии студии «Дисней». Не знаю уж, правда, какую функцию выполняли на съемочной площадке американцы – в титрах в основном русские имена, кроме композитора. Рискну предположить, что американцы помогали со спецэффектами, в нашем кино, это, как правило, слабое место.

"Последний богатырь: Корень зла". Баба Яга, Финист, Иван и Василиса.
"Последний богатырь: Корень зла". Баба Яга, Финист, Иван и Василиса.

Чем, эта трилогия, собственно, ценна? В первую очередь тем, что наконец-то мир русских сказок получил современное киновоплощение. Красочная и самобытная вселенная, полная ярких, интересных, а главное – с малых лет знакомых нам персонажей очень долго и совершенно незаслуженно игнорировалась «большим кино». Конечно, советские киносказки навсегда остаются золотым фондом кинематографа, но хотелось, с детства хотелось увидеть что-то современное, масштабное, зрелищное, интересное и взрослым, детям – словом, достойный ответ западным кинокомиксам. Увы, в 90-е годы России было не до блокбастеров, а когда ситуация в стране стабилизировалась, снимать зрелищное фантастическое кино у нас учились с нуля – и до сих пор не сказать, чтобы научились. На Западе же наши сказки никому особенно не интересны… может быть, отчасти и к лучшему, потому что вряд ли американцы смогли бы снять что-то кроме «развесистой клюквы». Уж лучше пусть про своих героев в трико дальше снимают.

Но вот в «Последнем богатыре» соединились, похоже, «русский дух», и американский опыт в создании блокбастеров. Режиссером выступил Дмитрий Дьяченко – создатель большинства культовых комедий «Квартета И», таких как «День радио», «О чем говорят мужчины», «Быстрее, чем кролики». Нет, конечно, юмор «Последнего богатыря» не столь интеллектуален, как постановки «Квартета…», ну так и жанр не тот – все-таки приключенческая комедия для семейного просмотра, а не драмеди для интеллигентов средних лет. Да, «Последний богатырь» – действительно семейное кино, возрастной рейтинг тут не занижен из патриотических соображений, как часто бывает с отечественными картинами в нашем прокате. Шутки здесь смешные, но без пошлятины. Впрочем, «Дисней», понятное дело, бдит.

"Последний богатырь: Корень зла". Иван, Финист и волхв Светозар.
"Последний богатырь: Корень зла". Иван, Финист и волхв Светозар.

Экшен тут тоже на уровне, и, если юмор в трилогии «наш», без американской грубости, то погони и драки – вполне голливудские. Честно говоря, в первой части боевые сцены показались мне довольно сумбурными, но уже во второй постановка боев куда интереснее – особенно драматично и зрелищно выглядела битва Ивана и друзей с «зомбированными» богатырями. Третий фильм тоже не снизил планку визуального качества: а как же иначе, ведь здесь ставки повысились – погони и сражения-то уже на московских улицах!

"Последний богатырь: Посланник тьмы". Избушка на курьих ножках на улице столицы - преследует злодейку.
"Последний богатырь: Посланник тьмы". Избушка на курьих ножках на улице столицы - преследует злодейку.

Спецэффекты… Честно говоря, несколько избыточны и аляповаты. Но все же не настолько, как в обычно в наших горе-блокбастерах вроде «Черновика». И к тому же – не пафосный эпик снимали – комедию. Так что многокрасочную «видеоигровую» магию можно простить.

Что до сюжета, «Последний богатырь», как и полагается сказке – история о взрослении. Запоздалом, конечно –современная молодежь взрослеет поздно, если взрослеет вообще. Парадоксально, но попав в сказочный мир, Иван впервые сталкивается с реальной жизнью лоб в лоб. В отличие от нашего цивилизованного, сложного и лживого времени, где казаться важнее, чем быть, в сказочном средневековье ему придется решать – кто он и на чьей стороне. Причем вопросы эти будут заданы не словами, а острием меча. И больше того, на кону будет не только его жизнь, но и жизнь его любимой девушки, и даже судьба целого мира.

Нет, «цивилизованные» хитрости, врожденная смекалка, конечно, помогают Ивану справиться с врагами, которых не одолеть грубой силой – и это тоже соответствует сказочным канонам. Как и положено сказочному Ивану, герой «Последнего богатыря» при всей наивности и непосредственности обнаруживает в себе задатки трикстера. Да и технические достижения XXI века применять он не стесняется.

"Последний богатырь: Корень зла". Илья Муромец  (Юрий Цурило).
"Последний богатырь: Корень зла". Илья Муромец (Юрий Цурило).

Но, как ни важны для победы ум и хитрость, смелость и мужество они не заменят. И во втором фильме, «Последний богатырь: Корень зла», Ивану все-таки придется стать настоящим богатырем. Причем речь не о сверхсиле, которую ему нужно приобрести для победы – но о храбрости и чувстве ответственности. Весь фильм товарищами Ивана по «партии приключенцев» будут его возлюбленная Василиса и его соперник – витязь Финист. И, сравнивая себя с Финистом, Иван сначала придет к ложному выводу, что ему не хватает физической силы… и только к концу истории поймет, что сила – это еще не все.

"Последний богатырь: Посланник тьмы". Собственно, тот самый посланник тьмы, выходящий из проклятого омута.
"Последний богатырь: Посланник тьмы". Собственно, тот самый посланник тьмы, выходящий из проклятого омута.

В фильме «Последний богатырь: Посланник Тьмы» Ивану, уже возмужавшему и получившему «силушку богатырскую» предстоит понять главное – то, что для победы над злом в окружающем мире сначала нужно победить его в своей душе. И, кроме того, герой получает самый важный и страшный урок. Настоящим богатырем, воином, защитником мужчину делает не ум, не хитрость и даже не смелость, а готовность к самопожертвованию. Отказ от принципа «цель оправдывает средства», отказ от своего личного счастья и даже от собственной жизни ради спасения любимой и друзей – вот что позволяет Ивану победить Тьму и стать настоящим богатырем.

Кстати, концовку трилогии стоит похвалить отдельно. Хорошо, правильно закончить историю – это большое искусство, доступное не каждому автору. Есть даже известный среди анимешников мем про «слитую концовку о которой никто не просил», и, конечно, слитые концовки – не только анимешная проблема, а так, сказать, глобальная. Так вот, создателям «Последнего богатыря» удалось завершить историю логично и изящно, не оставив сюжетных дыр и «хвостов».

За что же эту кинотрилогию не любят? Некоторым не понравилось, что в первом фильме традиционно положительный Добрыня стал злодеем, а Баба Яга с Кащеем помогали Ивану. Ну, начнем с конца. Кощей тут не такой уж и положительный, скорее раскаявшийся злодей, а Баба Яга и в «первооисточнике» – народных сказках – обычно персонаж неоднозначный. Замысел создателей «Последнего богатыря» состоит в том, что каждый по сути своей добр, и только со временем может обратиться к Тьме, поддавшись искушению встать на путь зла. Кащей сделал это, пожелав власти и бессмертия – и пустил Тьму в свою душу и в свой мир, но это не значит, что он безнадежен. В мире «Последнего богатыря» нет деления персонажей на хороших и плохих, граница между добром и злом проходит в душе каждого героя. Такой христианский подход позволил соблюсти золотую середину между черно-белой моралью и моральным релятивизмом, что важно для сказки: и поучительный смысл сохранить, и в тупую агитку не скатиться. Ну а чтобы вообще никаких вопросов насчет Добрыни и прочих «скатившихся» персонажей не оставалось – нужно просто досмотреть до конца все три фильма. И будет все ясно и правильно.

"Последний богатырь: Посланник тьмы". Та самая скандальная Жар-Птица.
"Последний богатырь: Посланник тьмы". Та самая скандальная Жар-Птица.

На заключительную часть трилогии было много нападок из-за Жар-Птицы в исполнении Филиппа Киркорова. Ну что тут сказать – персонаж получился, конечно, как говорит современная молодежь, кринжовый. Но по крайней мере певец не чужд самоиронии, что похвально. Сейчас все меньше людей умеют посмеяться над собой.

Нет, кинотрилогия не идеальна. Как ни странно, довольно спорным моментом является игра Виктора Хориняка, исполнителя роли Ивана. Он отыгрывает стереотипного современного русского мужика, открытого, общительного, немного простоватого. Одним словом, имеет каноничный «вид лихой и придурковатый». Вот только перед нами-то должен быть не типичный сказочный Иван-дурак, а хитрый пройдоха, бывший детдомовец, self-made man, зарабатывающий «экстрасенсорным» мошенничеством. Как на такой «анамнез» монтируется простоватость и придурковатость? Поначалу это можно списать на шок от попадания в непривычные обстоятельства, но Иван во всех трех фильмах таким и остается – как будто всю жизнь землю пахал в пасторальной сказочной деревеньке, а не мозги крутил московским «барыням». То ли гены (спойлер!) не пропьешь... То ли плохо удаются Виктору иные образы, потому что в драматических эпизодах он часто, имхо, не вытягивает, не «дожимает».

Впрочем, другие актеры справились отлично. Кащей в исполнении Константина Лавроненко – идеален. Елена Яковлева сыграла удивительно харизматичную Бабу Ягу. Сергей Бурунов – просто гений перевоплощения, водяной из него презабавнейший, и в «человеческом обличье» тоже не ударил в грязь лицом. Хорош был во второй части Кирилл Зайцев в роли Финиста, а Колобок (Гарик Харламов) – это вообще что-то дикое… Да всех и не перечислишь. Разве что злодейки Галина (Елена Валюшкина) и Варвара (Екатерина Вилкова) показались мне какими-то «деревянными».

"Последний богатырь:  Посланник тьмы". Чертовски  выразительный Водяной (Сергей Бурунов).
"Последний богатырь: Посланник тьмы". Чертовски выразительный Водяной (Сергей Бурунов).

Многие, конечно, говорят о «Последнем богатыре», что все это уже было, что местами подозрительно похоже на голливудскую классику, вспоминали «Звездные войны» и «Горца»… Что тут сказать? Иногда старые истории не грех рассказать по-новому. Ведь и в нашем мире все так: внешне все меняется, а суть человеческая век от века остается прежней. И истории обновляются, но не стареют.

И все-таки хочется верить, что начало положено, что за этими фильмами будут новые, основанные на наших сказках и былинах. Может быть, уже более серьезные, и снятые без иностранной помощи. И может быть, когда-нибудь сбудется моя детская мечта, и русские богатыри и витязи станут не менее популярны в мире, чем американские супергерои.

Рейтинг Кинопоиска:

"Последний богатырь" - 6,828,

"Последний богатырь: Корень зла" - 6,579,

"Последний богатырь: Посланник тьмы" - 5,995.

Моя оценка- первой части - 8 из 10, последующим - по 9 из 10.