Увеличение расхода топлива и уменьшение внутренних баков привело к сокращению запаса хода машины до 110 км по полю и 140 км по проселочной дороге. Полевые испытания завершились в январе 1945 года, и машина была рекомендована к принятию на вооружение. Однако власти признали, что перевод Челябинского завода на производство новой машины повлечет за собой сокращение на несколько месяцев количества выпускаемых тяжелых танков, а выход на полную мощность, вероятно, произойдет после окончания боевых действий.
Решение о начале производства Объекта 701 и принятии его на вооружение под наименованием ИС-4 было принято постановлением Совета Министров и ЦК КПСС № 961-404сс от 29 апреля 1946 года. Первые шесть серийные танки не были готовы до середины 1947 года, а к концу года было построено еще 46 вместо запланированных 200. Однако начало опытной эксплуатации оказалось неутешительным. Недостатков у машины было много, в первую очередь мощность двигателя была маловата, а вентиляторы системы охлаждения работали очень громко - их было слышно за 7 км!
Срок службы многих компонентов был очень низким. Поэтому было внесено 250 изменений в конструкцию корпуса и целых 420 изменений в конструкцию двигательной установки. К концу 1948 года было построено 155 танков (из них только 86 прошли техническую приемку), а в следующем году — только двенадцать. Затем производство было остановлено почти на два года, а заводу было поручено основательно модернизировать уже выпущенные машины для устранения конструктивных дефектов и поставить двенадцать доработанных танков для повторных испытаний.
Машины распределили между полигоном в Кубинке, 5-й гвардейской механизированной армией и 16-й гвардейской механизированной дивизией. Результаты испытаний были признаны удовлетворительными, и все выпущенные до сих пор танки были модернизированы таким же образом (за модернизацию отвечал главный конструктор М. Балжи). Применен модифицированный двигатель (степень сжатия увеличена с 13,5 до 15, хромированные кольца цилиндров, новые воздушные фильтры и т. д.), новая силовая передача, эффективный башенный вентилятор и узкие боковые юбки, основной задачей которых было уменьшение количества пыли. брошенный гусеницами. Не было решено ни заменить приборы наблюдения и прицеливания, которые были ахиллесовой пятой машины, ни увеличить внутренние топливные баки. В середине 1951 года было выпущено 25 более глубоко модернизированных ИС-4М.
Тем временем ИС-3 доработали и оказалось, что он превосходит ИС-4 по всем параметрам, кроме брони. ИС-4 тоже был очень дорогим - он стоил столько же, сколько три новейших на тот момент Т-54. Незапланированное увеличение веса также имело значение. ИС-4 весил 60 тонн (на четыре больше, чем прототипы Объекта 701) и не мог использовать большинство мостов и обычных железнодорожных платформ. Танки этого типа поступили в тяжелые танковые полки 5-й гвардейской механизированной армии Белорусского военного округа, а часть из них была сразу (!) направлена в резервный танк № 22. Восемь машин были приписаны к учебным частям в Челябинске. В 5-й армии ИС-4 прослужили до начала 1960-х годов, а затем были отправлены на склады на Дальний Восток СССР, где в случае конфликта с КНР должны были усилить позиции пограничной обороны . Они долго выживали в этой пассивной роли,
23 сентября 1997 г.
Остались прототипы: командирский танк ИС-4К с дополнительной радиостанцией РСБ-Ф-3Т, электрогенератором и прибором ночного видения, танк с огнеметом и машина с комплексом вооружения Д-35, который представлял собой спаренную пушку Д-25. с пулеметом KPWT калибра 14, 5-мм и 7,62-мм СГМТ. Также были спроектированы более современный командирский танк с радиостанциями РТУ и РТК, самоходная артиллерийская установка со 152-мм пушкой и мостиком-спутником грузоподъемностью 65 тонн.
Описание конструкции ИС-4
Танк имел классическую компоновку с рулевым отделением спереди, боевым отделением в средней части корпуса и силовой установкой сзади. Последний делился на две части: двигатель и силовая передача/редуктор. Механик-водитель занимал место в оси танка, что облегчало управление, а в крышку люка у него было встроено два перископа. Его люк был самым слабым местом брони танка. С левой стороны башни находились прицелы и командир, а с правой — заряжающий. Командир имел в своем распоряжении наблюдательный прибор ТПК-1 и пять застекленных смотровых щелей, а визир и заряжающий — вспомогательные перископы МК-4. Орудие было сопряжено с телескопическим шарнирным прицелом ТШ-45.
На машине была радиостанция 10РК-26, затем 10РТ-26, 10РТ-26Э и, наконец, Р-113 и внутренний телефон ТПУ-4-Бис-Ф-26 (затем ТПУ-47 и Р-120). двигатель располагался центрально, вдоль оси корпуса. Пуск двигателя осуществлялся электростартером СТ-700 мощностью 11 кВт или сжатым воздухом из двух пятилитровых баллонов. Двигатель имел подогреватель впускного воздуха и охлаждающей жидкости. На входе установлены два мультициклонных фильтра. Запас топлива во внутренних баках составлял 410 литров, а в четырех дополнительных баках — 360 литров.
Система силовой передачи состояла из коробки передач, двух мультипликаторов и рулевого механизма, все сцепления сухие, многодисковые (сталь по стали), тормоза ленточные, сухие, установленные на барабанах двухрядных валов, планетарные бортовые редукторы. Коробка передач управлялась с помощью гидроусилителя, танк имел шесть передних и три задних передачи. Электроэнергия обеспечивалась батареей из четырех аккумуляторов 6СТЭ-128 емкостью 250 Ач и генератором Г-73 мощностью 1,5 кВт.
Ходовая часть была аналогична той, что применялась на танках KW и IS — металлические, двухдисковые ходовые колеса крепились на коротких поперечных рычагах к торсионам и не имели дополнительных амортизаторов. Ширина гусениц с металлическими штифтами увеличена с 650 до 720 мм для сохранения удовлетворительного удельного давления при возросшей массе автомобиля.
Он был вооружен 122-мм пушкой Д-25Т с клиновым затвором и двухкамерным дульным тормозом. Длина ствола составляла 48 калибров, диапазон углов возвышения: от -3 до +19°. Дульная энергия 8,1 МДж. Максимальная скорость поворота башни составляла 10/с. Орудие снаряжалось раздельными боеприпасами: пулей и гильзой с метательным веществом, а практическая скорострельность составляла 2-3 выстр/мин.
Применялись противотанковые и осколочно-фугасные снаряды, дальность стрельбы прямой наводкой по цели высотой 2,5 м составила 1100 м, максимальная — 13 500 м. толщиной 170 мм. Запас боеприпасов составлял 30 шт.
Дополнительным вооружением был 12,7-мм пулемет ДШК, управляемый из открытого люка заряжающим. Орудие имело неплохую по тем временам баллистику, но раздельное заряжание ограничивало его скорострельность, а используемые противотанковые боеприпасы были устаревшими и малоэффективными с самого начала.
Объект 257
Реакцией КБ филиала опытного завода №100 в Ленинграде на заказ в феврале 1945 года нового тяжелого танка стал проект мая того же года, который во втором полугодии был доработан и представлен в двух вариантах 1945 года.
Он получил название «Объект 257». В одном из вариантов использовалась необычная для советских танков подвеска в виде двухколесных ходовых колесных лафетов. Это было подражание американской конструкции — видимо, делались попытки сделать выводы из бытовавших в Красной Армии положительных мнений о высокой комфортности вождения танков М4А2 «Шерман», поставленных по ленд-лизу. Машина также имела очень традиционную конструкцию: корпус был полностью сварным, а в небольшой башне размещалась 122-мм пушка раздельного заряжания без средств заряжания. Также очень простыми были приборы наблюдения и прицеливания.
Проект был первой попыткой появления на «рынке» тяжелых танков небольшой на тот момент группы конструкторов, он не получил одобрения, но явился отличной базой для дальнейших конструкторских работ, результатом которых стало создание ИС-7.