Найти тему
Исторические сражения

Сомма XVII века: страшные потери во время осады города, которые оказались напрасны

Артиллерия атакующих вела настолько интенсивный огонь, что защитники использовали прилетающие ядра в качестве материала для укрепления позиций...

Война за независимость Нидерландов оказалась долгой и растянулась на добрых восемь десятилетий. Эта затея изрядно вымотала обе стороны и не отличалась милосердием – счет погибшим шел на сотни тысяч. И в рамках этого конфликта произошло событие, разом отнявшее свыше ста тысяч человеческих жертв – его сегодня принято называть у историков то Соммой XVII века, то Новой Троей. Хотя, если отбросить ненужную литературную патетику, имя этого события вполне местечковое и нисколько незатейливое – осада Остенде 1601 года.

В 1601 году Испания переживала не лучшие времена. Экономика дышала на ладан, недавний разгром Великой Армады так и не позволил до конца восстановить военно-морские силы до прежнего уровня мирового гегемона. А тут еще постоянные неприятности во Фландрии, обуздать которую не получалось уже четверть века – слишком далеко очаг беспокойства располагался от метрополии. Так что неудивительно, что испанский король Филипп III в прекрасный момент психанул и решил закрыть проблему Фландрии раз и навсегда, для чего сосредоточил все свое внимание на Остенде – важном голландском порте, крепко осложнявшем доставку грузов из метрополии в непокорные края. Благо, из Испании он смотрелся не такой уж сложной добычей.

Карта осады Остенде, 1601. Картографы: Georg Braun, Franz Hogenberg
Карта осады Остенде, 1601. Картографы: Georg Braun, Franz Hogenberg

Но то со стороны, издалека, откуда все видится иначе. И кажется, что обессиленная Фландрия уже не имеет ресурсов противопоставить пусть дряхлеющей, но еще мощной империи, что-то серьезное. Вот только голландцы к той поре преуспели обращать в свою пользу силы природы, по большей части к ним недружественные. И в итоге вокруг Остенде появилась вполне себе современная крепость, способная противостоять серьезному обстрелу. Потом эта крепость обросла дополнительными фортами и бастионами, а трудолюбивые фламандцы еще и нарыли вокруг каналов, которые не только подпитывались из моря самотеком, но еще и могли заполняться при помощи насосов, приводимых в действие ветряными мельницами. Так что Остенде по факту являлся неприступным островом. Но несмотря на это, испанцы, к сожалению жителей Остенде, решили непременно его захватить и постановили на расходы не скупиться.

Под стены города пришла немалая сила с отличной осадной артиллерией. В основном соотношение сил всю осаду выглядело как 20000 испанцев против 3000 защитников. И оно сохранялось все три года осады. Потому что заблокировать с моря снабжение города испанцы уже не могли – все еще сказывалась история с потерей Армады и начинающийся разгул англичан в мировых водах. Вдобавок, испанцев еще беспокоил на суше английский контингент, объединенный с повстанцами. Которому, по правде говоря, катастрофически недоставало решительности. И плохи бы оказались дела фламандцев, если бы не первый испанский командующий, который тоже плохо соответствовал своей должности и куда больше беспокоился об организации месс, чем об организации штурмов.

Зато обороной командовал человек весьма деятельный, сумевший не только грамотно ее поддерживать, да еще и устраивать вылазки, крепко беспокоившие испанцев и наносившие им немалый урон.

В лагере осаждающих. Художник: Sebastian Vrancx
В лагере осаждающих. Художник: Sebastian Vrancx

И все же силы были неравны. А осадная артиллерия испанцев – слишком уж совершенная для той поры. Обстрел укреплений шел круглые сутки. При этом он был настолько интенсивным, что довольно скоро фламандцы принялись использовать испанские ядра в качестве стройматериала при ремонте и реконструкции своих укреплений!

Первые пару-тройку лет алгоритм осады не менялся. Планомерно расковыривался какой-то участок крепостных укреплений, затем следовал ночной штурм. Правда, защитники с завидным упорством блокировали любую прореху внутренней заплаткой и изрядно поднаторели в искусстве отражения ночных натисков, отчего даже через несколько лет после начала осады, положение особо не изменилось. Правда, Остенде понемногу терял мелкие укрепления по периферии обороны, да постепенно превращался в руины. Но это слабо сказывалось на его способности сопротивляться. Пока не случились комплексные перемены.

Осада Остенде. Художник: Peter Snayers
Осада Остенде. Художник: Peter Snayers

Во-первых, испанцы сменили командующего. Новым командиром назначили итальянца Амброзио Спинолу, который прибыл к месту назначения не один, а с командой итальянских осадных инженеров. И отныне практика всеобщих штурмов ушла в небытие. Теперь осаждающие наносили планомерные точечные удары, сопровождаемые не менее планомерными земляными работами, подчинявшиеся единому плану осады. И противопоставить этому защитники уже ничего не могли, поскольку их командира отозвали воевать против испанцев в других районах Фландрии. А преемники уже не обладали набором необходимых талантов. Вдобавок, испанцы принудили англичан подписать мир, устроив им реванш за прежние поражения. Правда, предварительно удалось отбить у Испании Слейс и другие важные города, что снижало важность Остенде как военной базы. Так что высокое начальство уже не возражало против сдачи упорной крепости.

20 сентября 1604 года Остенде капитулировал. Испанцы вошли в город и стали обладателями по факту огромной груды камней – крепости как таковой уже не существовало. Обстрелы и штурмы превратили ее в сплошную руину. Интересно, что испанцы, впечатленные стойкостью защитников, даже не устроили грабежей или резни. Они и сегодня поминают о фламандцах из Остенде как об эталонных стоиках, что делает их армии честь.

Изголодавшихся горожан кормят после осады. Художник: Otto van Veen
Изголодавшихся горожан кормят после осады. Художник: Otto van Veen

Единственное, чем обогатило это мероприятие мировую культуру – так это изобретение всяких осадных приемов, которые на месте создавали инженеры-итальянцы. Их после осады использовали по всему миру без малого три сотни лет. А в остальном все обернулось для всех участников полнейшим истощением – испанцам даже пришлось заключать перемирие на двенадцать лет, которое позволило им перевести дух, но не выиграть войну. Фландрия в итоге окажется независимой. Ну а потеря Остенде никакой пользы Испании не принесет – у мятежников к той поре появились другие портовые города в этой стороне.

Интересно, что масштабы потерь с обеих сторон до сих пор неясны. Испанцы потеряли минимум 60 тысяч человек (иные оценки говорят о 80 тысячах). Фландрии осада обошлась по меньшей мере в 30 тысяч (предельную цифру называют и в 70 тысяч). Что не так уж и важно. Осада эта в любом случае оказалась самой кровавой за все столетие.

× Поддержите нас в телеграме: @battlez

И не забывайте подписываться на канал, а также ставить "пальцы вверх" - это очень важно!