Сейчас модно развиваться. У каждого второго тренер по личностному росту или марафон по похудению. А что говорить о детях?! Китайский с 2-х лет, потому, что в этом возрасте ребёнок легко запоминает всё новое. Или греко-римская борьба. Ведь родители хотят вырастить олимпийского чемпиона.
Я сделала ставку на естественное развитие.
До 3-х лет только физика
Многие замечают, что Саша для своих лет — очень развитый ребенок. И часто хвалят меня как маму, предполагая, что я много времени трачу на развивающие занятия. Это не так.
Я не то чтобы категорический противник развивашек, но и не топлю за них. Мне импонирует мнение, что до 3-лет в приоритете физическое развитие. А буквы и цифры малыш выучит потом.
В столь нежном возрасте дети изучают объём и пространство. И помогают им в этом их собственные природные механизмы, а не развивающие игры. «Можно лежать на мосту и смотреть, как течет вода. Или бегать, или бродить по болоту в красных сапожках, или же свернуться клубочком и слушать, как дождь стучит по крыше». Муми-тролли знали толк в естественном развитии!
Бабушкины страхи
Замечали, как некоторые бабушки переживают за безопасность внуков? Не дают им самостоятельно забраться на горку или спуститься по лесенке. Только ребёнок проявил самостоятельность — и вот бабуля уже аккуратно снимает его с условных Гималаев. И отнимает у него физику.
Если запрещать малышам проявлять самостоятельность, физическое развитие замедляется. Да, я боялась, что Саша упадёт или залезет под кровать. Но в определённый момент заставила себя дать своему ребёнку свободу. Естественно, дозированно и под моим ненавязчивым присмотром.
Запреты — не всегда хорошо
У маленьких детей — естественный путь познания мира. Постоянные «не трогай», «отойди», «не лезь туда» ломают этот процесс. Когда Саша была совсем маленькая, она много времени проводила с контейнерами и кастрюлями. Так она познавала бытовые предметы.
Дома у нас периодически бардак. Санюня может раскидать обувь или перебрать мамин шкаф. Но я её за это не ругаю. Всё, что опасно, я убрала. А с остальным пусть играется. Это её жизненный букварь.
Наши развивашки
Как я уже писала, я не против развивающих игр. Если Саша проявит интерес, я куплю ей smart-игрушку. Конечно же, исходя из её возраста и способностей. Объясню, как пользоваться и не буду мешать.
Санюня всё изучает сама. Например, когда мы идём по лестнице, я считаю ступеньки. Какого же было моё удивление, когда она освоила счёт. Да, до 10-ти, но всё же!
А речь дочке я развивала с помощью мелкой моторики. По-моему такие упражнения популярны в садиках Мотессори. Когда насыпаешь в контейнеры разные виды круп и ребёнок их перебирает. Да, было грязно и на столе, и под столом, но малышке было в кайф.
И ничто так не развивает речь, как постоянные диалоги с детьми. Я объясняла Саше каждый предмет: вот это — шишка, а вот это — листик. И задавала дочке много вопросов. Но не таких, которые предполагают односложные «да» или «нет». А которые подразумевают развёрнутый ответ. Например: Как ты провела день в садике?
Путешествия — лучший толчок для развития
Наши совместные поездки оказались лучше любых развивающих игр. Это всегда был резкий скачок в развитии. Когда мы в течение 3-х недель знакомились с Крымом на машине, у Саши не только расширился кругозор. По возвращении домой она стала говорить цельными предложениями, а не отдельными словами, как раньше. Санюня стала безошибочно называть основные цвета и формы…