Подавляющее большинство своих операций ЦРУ проводит тайно. Общественности знать о них вроде бы не положено. Однако любые секреты имеют свойство становиться явными. Иногда это происходит в плановом порядке, по истечении срока конфиденциальности. Именно благодаря такой процедуре стало известно о том, что в 1959 году ЦРУ приобрело авиакомпанию «Civil Air Transport», переименовало её в «Air America», после чего стало использовать этот актив для проведения тайных операций в ЮгНаркотики
В 1990 году вышел на экраны и обрел множество восторженных поклонников художественный фильм «Эйр Америка» с Мелом Гибсоном и Робертом Дауни-младшим в главных ролях. Он рассказывал о сомнительных операциях, осуществлявшихся ЦРУ с помощью данной авиакомпании. Если верить сценарию, её самолеты перевозили наркотики и контрабанду. Насколько это соответствует действительности? Создатели картины почти не погрешили против истины. Разведывательное управление не занималось транспортировкой героина напрямую, но и не возражало против неё. Объяснялось это попустительство очень просто: продажа наркотиков была основным источником дохода мяо – лаосских антикоммунистов, воевавших на стороне американцев.
Мяо (хмонги) – это группа народов, населяющих несколько стран Юго-Восточной Азии. В Лаосе эти люди по какой-то причине выступили против повстанцев из Патет-Лао – военно-политического союза сил социалистической направленности, стремившегося свергнуть королевскую власть. Финансирование военных действий мяо прямо зависело от выращивания опийного мака. В какой-то момент повстанцы перешли в наступление и начали захватывать аэродромы, использовавшиеся мяо для отправки своего товара азиатским заказчикам. ЦРУ не могло допустить, чтобы этот союзник переметнулся к коммунистам, но и взять на себя распространение наркотиков оно также не желало.
Было решено прибегнуть к хитрости. Единственной крупной авиакомпанией, совершавшей рейсы в северный Лаос, была «Air America». Именно она стала вывозить из страны опиум, производящийся союзниками американцев. Наркотики доставлялись на гражданские и грузовые аэродромы, где загружались на самолеты. Пилоты лишних вопросов не задавали. Они переправляли опиум в несколько стран Юго-Восточной Азии, где его впоследствии превращали в героин. Немалую часть этого продукта затем употребляли по прямому назначению американские солдаты, воевавшие во Вьетнаме. Как видим, в данном случае все вышло предельно глупо. Стремясь поддержать финансовое благополучие союзников, ЦРУ поставило под угрозу жизнь десятков тысяч своих соотечественников, многие из которых вернулись на родину законченными наркоманами.
Предыстория и специфика работы
Коммерческая авиакомпания «Civil Air Transport», купленная Центральным разведывательным управлением, изначально была китайской. Её учредителями были Уайтинг Уиллауэр и отставной военный пилот Клэр Шеннолт. Эти люди зарабатывали на пассажирских перевозках и снабжении армии гоминьдановского правительства, воевавшего с коммунистами. Последние победили в Гражданской войне, и «Civil Air Transport» оказалась не у дел. Владельцы начали распродавать свои активы, и ЦРУ, предвидевшее, что в этом регионе придется много работать, выкупило у них авиакомпанию. Она была переименована в «Air America» и стала выполнять регулярные пассажирские рейсы на Тайвань, однако самолеты перевозчика использовались и в других целях. В частности, агенты ЦРУ попадали на них в города, которые иначе могли быть закрыты.
Пилоты авиакомпании могли и не догадываться, что работают на ЦРУ, однако начальство, конечно же, было в курсе и обладало необходимыми рычагами давления, позволявшими заставить своих сотрудников делать все, что нужно. Летчики привыкли не задавать лишних вопросов, не разговаривать с пассажирами и даже не смотреть, кого они везут. Достоянием общественности стал рассказ одного из них, которого звали Нил Хэнсон. Он был пилотом небольшого самолета и готовился отправиться в обычный рейс с одного из вьетнамских аэродромов. Незадолго до вылета его отозвали в сторону и сказали, что теперь он должен доставить некоего пассажира в Таиланд. Необходимых для такого полета документов, что характерно, летчику не выдали.
В службы управления авиационным движением был представлен план полета по маршруту Сайгон-Бангкок. В качестве резервного аэродрома посадки значилась небольшая площадка в городке Тахли. В столице Таиланда прибытия рейса ждал агент ЦРУ, который должен был проследить за тем, чтобы у властей к Хэнсону не возникло никаких вопросов. Однако по какой-то причине пилот был вынужден приземлиться на резервном аэродроме, о чем он заблаговременно предупредил авиадиспетчеров и свое начальство. К моменту прилета пассажира уже ждала черная машина с занавешенными окнами, на которой он тут же и уехал. Самолет Хэнсона заправили и подготовили к обратному перелету в Сайгон.
Летчик вырулил на ВПП, начал разгоняться, однако путь ему перегородили два джипа тайской армии. Едва не протаранив их, пилот все-таки успел остановиться. Военные поднялись на борт и под дулами автоматов вывели Хэнсона. Американец неделю провел в тюрьме, многократно допрашивался, но не смог рассказать властям ничего полезного. Он понятия не имел, кого перевозил, и не знал, что полет осуществлялся по поручению ЦРУ. Он был просто пилотом «Air America», который вел самолет согласно полученному плану полета. После освобождения Хэнсон вернулся в Сайгон, где продолжил работать на принадлежащую разведывательному управлению авиакомпанию.
«Air America» использовалась не только для оперативной переброски секретных агентов и прочих лиц, но и для эвакуации людей, которым угрожала смертельная опасность. Самым известным примером этого рода является участие в спасении беженцев из Сайгона, когда 24 вертолета «Air America» вывезли в общей сложности около 7000 человек. Также пилоты авиакомпании сбрасывали припасы для американских войск и эвакуировали спецназовцев из зон боевых действий. Наконец, они осуществляли аэрофотосъемку территории противника. По сути, это означало, что иногда «Air America» использовалась как подразделение ВВС США. В этой связи не удивительно, что потери среди её персонала были обычным явлением.
Недобросовестный работодатель
В большинстве случаев пилотам не объясняли, почему работники гражданской авиакомпании фактически участвуют в боевых действиях. Но, совершая полеты по опасным маршрутам, эвакуируя беженцев и сбитых пилотов, выполняя рейды на территорию противника, многие начинали подозревать, кто является их истинным работодателем. В 1976 году, после окончания войны во Вьетнаме, ЦРУ закрыло свою авиакомпанию. Пилоты перегнали самолеты на Филиппины, после чего были переправлены в Соединенные Штаты.
Эти люди, рискуя жизнями, участвовали в секретных операциях ЦРУ, а теперь оказались брошены на произвол судьбы. Они остались без работы, и никто не удосужился объяснить, почему это произошло. Пилоты «Air America» фактически работали на вооруженные силы США, и если бы последние были добросовестным нанимателем, эти люди могли бы надеяться на льготы, которыми пользуются другие государственные служащие. В частности, на пенсию и бесплатное медицинское обслуживание. Однако в той связи, что ЦРУ засекретило свою причастность к «Air America», пилоты после увольнения ничего не получили.
Считается, что во время Вьетнамской войны погибли около 240 сотрудников авиакомпании. Выжившие начали бороться за свои права много лет спустя, когда, наконец, в общественное поле просочилась информация о том, что их работодателем было ЦРУ. Они объединились и стали требовать от правительства США полагающихся льгот. Эта борьба продолжается и сегодня. В 2021 году в повестку Конгресса был внесен законопроект, согласно которому бывшие пилоты «Air America» признаются государственными служащими и получают право на федеральные выплаты. С тех пор как авиакомпания прекратила свое существование, прошло более 40 лет, и большинства людей, которых втемную использовало ЦРУ, уже нет в живых. Однако если будут удовлетворены требования оставшихся ветеранов, это будет означать, что справедливость, пусть и очень поздно, все же восторжествовала.
Спасибо за внимание!
_______________________________________________________
Уважаемый читатель, поддержи нас переходом на наш сайт - «ПРОСВЕТ.ПРЕСС».
Возможно Вам будут интересны другие каналы ПРОСВЕТ.ПРЕСС:
Канал «ПРОСВЕТ.ПРЕСС» - Свежие новости и обзор событий, мнения экспертов и аналитика.
Канал «ПРОСВЕТ.ПРЕСС I О людях» - информация о жизни знаменитостей, а так же истории и судьбы простых людей.