Найти тему

Известная и загадочная «Эйр Америка»

Оглавление

Подавляющее большинство своих операций ЦРУ проводит тайно. Общественности знать о них вроде бы не положено. Однако любые секреты имеют свойство становиться явными. Иногда это происходит в плановом порядке, по истечении срока конфиденциальности. Именно благодаря такой процедуре стало известно о том, что в 1959 году ЦРУ приобрело авиакомпанию «Civil Air Transport», переименовало её в «Air America», после чего стало использовать этот актив для проведения тайных операций в ЮгНаркотики

В 1990 году вышел на экраны и обрел множество восторженных поклонников художественный фильм «Эйр Америка» с Мелом Гибсоном и Робертом Дауни-младшим в главных ролях. Он рассказывал о сомнительных операциях, осуществлявшихся ЦРУ с помощью данной авиакомпании. Если верить сценарию, её самолеты перевозили наркотики и контрабанду. Насколько это соответствует действительности? Создатели картины почти не погрешили против истины. Разведывательное управление не занималось транспортировкой героина напрямую, но и не возражало против неё. Объяснялось это попустительство очень просто: продажа наркотиков была основным источником дохода мяо – лаосских антикоммунистов, воевавших на стороне американцев.

кадр из фильма «Эйр Америка», фото из открытых источников
кадр из фильма «Эйр Америка», фото из открытых источников

Мяо (хмонги) – это группа народов, населяющих несколько стран Юго-Восточной Азии. В Лаосе эти люди по какой-то причине выступили против повстанцев из Патет-Лао – военно-политического союза сил социалистической направленности, стремившегося свергнуть королевскую власть. Финансирование военных действий мяо прямо зависело от выращивания опийного мака. В какой-то момент повстанцы перешли в наступление и начали захватывать аэродромы, использовавшиеся мяо для отправки своего товара азиатским заказчикам. ЦРУ не могло допустить, чтобы этот союзник переметнулся к коммунистам, но и взять на себя распространение наркотиков оно также не желало.

Было решено прибегнуть к хитрости. Единственной крупной авиакомпанией, совершавшей рейсы в северный Лаос, была «Air America». Именно она стала вывозить из страны опиум, производящийся союзниками американцев. Наркотики доставлялись на гражданские и грузовые аэродромы, где загружались на самолеты. Пилоты лишних вопросов не задавали. Они переправляли опиум в несколько стран Юго-Восточной Азии, где его впоследствии превращали в героин. Немалую часть этого продукта затем употребляли по прямому назначению американские солдаты, воевавшие во Вьетнаме. Как видим, в данном случае все вышло предельно глупо. Стремясь поддержать финансовое благополучие союзников, ЦРУ поставило под угрозу жизнь десятков тысяч своих соотечественников, многие из которых вернулись на родину законченными наркоманами.

Предыстория и специфика работы

Коммерческая авиакомпания «Civil Air Transport», купленная Центральным разведывательным управлением, изначально была китайской. Её учредителями были Уайтинг Уиллауэр и отставной военный пилот Клэр Шеннолт. Эти люди зарабатывали на пассажирских перевозках и снабжении армии гоминьдановского правительства, воевавшего с коммунистами. Последние победили в Гражданской войне, и «Civil Air Transport» оказалась не у дел. Владельцы начали распродавать свои активы, и ЦРУ, предвидевшее, что в этом регионе придется много работать, выкупило у них авиакомпанию. Она была переименована в «Air America» и стала выполнять регулярные пассажирские рейсы на Тайвань, однако самолеты перевозчика использовались и в других целях. В частности, агенты ЦРУ попадали на них в города, которые иначе могли быть закрыты.

самолёт авиакомпании «Civil Air Transport», фото из открытых источников
самолёт авиакомпании «Civil Air Transport», фото из открытых источников

Пилоты авиакомпании могли и не догадываться, что работают на ЦРУ, однако начальство, конечно же, было в курсе и обладало необходимыми рычагами давления, позволявшими заставить своих сотрудников делать все, что нужно. Летчики привыкли не задавать лишних вопросов, не разговаривать с пассажирами и даже не смотреть, кого они везут. Достоянием общественности стал рассказ одного из них, которого звали Нил Хэнсон. Он был пилотом небольшого самолета и готовился отправиться в обычный рейс с одного из вьетнамских аэродромов. Незадолго до вылета его отозвали в сторону и сказали, что теперь он должен доставить некоего пассажира в Таиланд. Необходимых для такого полета документов, что характерно, летчику не выдали.

В службы управления авиационным движением был представлен план полета по маршруту Сайгон-Бангкок. В качестве резервного аэродрома посадки значилась небольшая площадка в городке Тахли. В столице Таиланда прибытия рейса ждал агент ЦРУ, который должен был проследить за тем, чтобы у властей к Хэнсону не возникло никаких вопросов. Однако по какой-то причине пилот был вынужден приземлиться на резервном аэродроме, о чем он заблаговременно предупредил авиадиспетчеров и свое начальство. К моменту прилета пассажира уже ждала черная машина с занавешенными окнами, на которой он тут же и уехал. Самолет Хэнсона заправили и подготовили к обратному перелету в Сайгон.

Летчик вырулил на ВПП, начал разгоняться, однако путь ему перегородили два джипа тайской армии. Едва не протаранив их, пилот все-таки успел остановиться. Военные поднялись на борт и под дулами автоматов вывели Хэнсона. Американец неделю провел в тюрьме, многократно допрашивался, но не смог рассказать властям ничего полезного. Он понятия не имел, кого перевозил, и не знал, что полет осуществлялся по поручению ЦРУ. Он был просто пилотом «Air America», который вел самолет согласно полученному плану полета. После освобождения Хэнсон вернулся в Сайгон, где продолжил работать на принадлежащую разведывательному управлению авиакомпанию.

самолёт авиакомпании «Air America», фото из открытых источников
самолёт авиакомпании «Air America», фото из открытых источников

«Air America» использовалась не только для оперативной переброски секретных агентов и прочих лиц, но и для эвакуации людей, которым угрожала смертельная опасность. Самым известным примером этого рода является участие в спасении беженцев из Сайгона, когда 24 вертолета «Air America» вывезли в общей сложности около 7000 человек. Также пилоты авиакомпании сбрасывали припасы для американских войск и эвакуировали спецназовцев из зон боевых действий. Наконец, они осуществляли аэрофотосъемку территории противника. По сути, это означало, что иногда «Air America» использовалась как подразделение ВВС США. В этой связи не удивительно, что потери среди её персонала были обычным явлением.

Недобросовестный работодатель

В большинстве случаев пилотам не объясняли, почему работники гражданской авиакомпании фактически участвуют в боевых действиях. Но, совершая полеты по опасным маршрутам, эвакуируя беженцев и сбитых пилотов, выполняя рейды на территорию противника, многие начинали подозревать, кто является их истинным работодателем. В 1976 году, после окончания войны во Вьетнаме, ЦРУ закрыло свою авиакомпанию. Пилоты перегнали самолеты на Филиппины, после чего были переправлены в Соединенные Штаты.

Эти люди, рискуя жизнями, участвовали в секретных операциях ЦРУ, а теперь оказались брошены на произвол судьбы. Они остались без работы, и никто не удосужился объяснить, почему это произошло. Пилоты «Air America» фактически работали на вооруженные силы США, и если бы последние были добросовестным нанимателем, эти люди могли бы надеяться на льготы, которыми пользуются другие государственные служащие. В частности, на пенсию и бесплатное медицинское обслуживание. Однако в той связи, что ЦРУ засекретило свою причастность к «Air America», пилоты после увольнения ничего не получили.

Считается, что во время Вьетнамской войны погибли около 240 сотрудников авиакомпании. Выжившие начали бороться за свои права много лет спустя, когда, наконец, в общественное поле просочилась информация о том, что их работодателем было ЦРУ. Они объединились и стали требовать от правительства США полагающихся льгот. Эта борьба продолжается и сегодня. В 2021 году в повестку Конгресса был внесен законопроект, согласно которому бывшие пилоты «Air America» признаются государственными служащими и получают право на федеральные выплаты. С тех пор как авиакомпания прекратила свое существование, прошло более 40 лет, и большинства людей, которых втемную использовало ЦРУ, уже нет в живых. Однако если будут удовлетворены требования оставшихся ветеранов, это будет означать, что справедливость, пусть и очень поздно, все же восторжествовала.

Спасибо за внимание!
_______________________________________________________

Уважаемый читатель, поддержи нас переходом на наш сайт - «ПРОСВЕТ.ПРЕСС».

Возможно Вам будут интересны другие каналы
ПРОСВЕТ.ПРЕСС:

Канал «ПРОСВЕТ.ПРЕСС» - Свежие новости и обзор событий, мнения экспертов и аналитика.

Канал «ПРОСВЕТ.ПРЕСС I О людях» - информация о жизни знаменитостей, а так же истории и судьбы простых людей.

Рады, что вы с нами!