Существует мнение, что «втягивание», присоединение, поглощение окружающих крупные города малых поселений и деревень – процесс естественный, которому необходимо всячески способствовать. Не беда, что на пространствах страны произойдет окончательное умирание деревни и малых городов, все равно вкачивать в них средства нерентабельно, не приносит прибыли. Время, мол, диктует иные приоритеты в социально-экономическом развитии России.
Голоса о том, что подобные планы приведут к созданию и разрастанию мегаполисов, что, наверное, не слишком комфортный формат для проживания человека, а территория нашей страны будет зиять пустотами, все больше обезлюдивать, не говоря о культурно-исторических безвозвратных потерях, практически не принимаются во внимание. Их перебивает прагматический довод, что одновременно начнется «окультуривание» окружающих территорий, которые сегодня, в подавляющем большинстве, находятся в стагнации и запустении, трудоспособное население все равно оттуда перемещается на работу в близлежащие крупные города.
И все же споры на эту тему ведутся, несмотря на преобладающий взгляд об эффективности «слияния и поглощения». Например, проект «Большого Екатеринбурга» разрабатывался уже более десяти лет назад, где продвигалась идея полного (в том числе административного) объединения города с его спутниками, что сделало бы Екатеринбург больше по размерам, с более насыщенным бюджетом. Однако тогда проект застопорился: города-спутники отказались делиться территориями, деньгами и расставаться с самостоятельностью.
Для второго захода, как сообщают местные СМИ, был разработан новый проект — более мягкий, сначала под названием «Екатеринбургской городской агломерации». В его рамках планировалось объединить уральскую столицу и города-спутники (20 муниципалитетов к 2040 году). По этому плану у городов предусматривалась общая инфраструктура, в том числе социальная и транспортная.
В начале 2019 года в долгосрочной стратегии развития Екатеринбурга вместо неудобоваримого названия «Екатеринбургская агломерация» появилось название с пафосом — «Большой Екатеринбург».
«Я согласен, что укрупнение за счет объединения муниципальных образований или создания агломерации — это столбовая дорога. Но она должна быть законодательно обеспечена» — говорил еще в 2017 году автор идеи поглощения Екатеринбургом городов-спутников тогдашний мэр Аркадий Чернецкий на форуме «Города России».
К 18 году проект по созданию агломерации «Большой Екатеринбург» исключили из числа приоритетных для свердловских властей. Все ранее заключенные в его рамках договоры с подрядчиками обещали выполнить, однако его административно-политическая составляющая оказалась поставлена на паузу. Исчезла тема о создании агломерации из новостной повестки. Прекратились встречи с представителями общественности по вопросам реализации проекта. Как сообщили «URA.RU» несколько источников из областных структур власти, проект остановлен по нескольким причинам: «Большой Екатеринбург» рассматривался как инструмент для установления губернатором политического контроля над руководителями областного центра». Но после очередных выборов в Екатеринбургскую гордуму, решивших политические проблемы с оппозицией, он потерял свою актуальность.
Зато на первый план вышла задача победы Екатеринбурга в конкурсе на право проведения международной выставки «Экспо-2025». В случае успеха свердловские власти смогли бы привлечь гораздо большие инвестиции, чем в идею агломерации. Кроме этого, авторам и лоббистам проекта не удалось преодолеть скептицизм руководителей некоторых городов-спутников областного центра, считающих, что самостоятельное развитие вне привязки к соседнему мегаполису более выгодно для их территорий
Однако в 19 году о желании войти в агломерацию «Большой Екатеринбург» сообщили власти уже 18-19 городов Свердловской области. Об этом на традиционной встрече с журналистами рассказал замглавы уральской столицы Анатолий Гагарин. О мотивациях властей на местах найти информационных сообщений не удалось. Можно предположить, что это связано с обсуждаемом сегодня в Государственной Думе законопроектом о реформах местного самоуправления, где, по сути, обнуляются местные управленческие структуры. Авторы его, глава думского Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («ЕР») и глава Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас, утверждают, что двухуровневая система местного самоуправления (МСУ), которая существует в России с 2003 года, себя не оправдывает. Поэтому предлагается оставить лишь три вида МО: городские округа — крупные города с прилегающими деревнями, муниципальные округа, объединяющие небольшие города, деревни и села, и города федерального значения (Москва, Петербург и Севастополь) с внутригородским делением.
«По аптекам и кладбищам все нормально»
Укрупнение неизбежно в Ленобласти, считают и здесь местные власти, хотя население деревень не стремится получать статус горожан.
Как сообщалось в СМИ, публичные общественные слушания по объединению населённых пунктов Колтуши и Старая в Ленинградской области прошли со скандалами. Жители деревень не хотят, чтобы их сельскому поселению присваивали статус городского. Однако местные депутаты убеждают, что это необходимо.
Недовольство местной властью в Колтушах достигло своего апогея. Накопленные годами проблемы села отошли на второй план, когда депутаты предложили сделать деревню городским поселением.
«Для обычных местных жителей ничего хорошего новый статус не принесёт. Уйдут сельские льготы и тарифы, а также поселение потеряет возможность участвовать в региональных программах поддержки сельских территорий, – объясняет позицию людей активист инициативной группы «Спасём Колтуши» Виталий Трушин. – Больше всего жители боятся, что планы по застройке любого свободного клочка земли будут пересмотрены в сторону увеличения этажности».
«У нас и так не хватает социальных объектов: нет поликлиники, дома культуры, спортивного стадиона и многого другого. В соответствии с обосновывающими перевод документами у нас только по аптекам и кладбищам всё нормально — продолжает Трушин, — по остальному за 20 лет работы администрации не сделано почти ничего, а домов настроено огромное количество. Отсюда и ужасные пробки, и нехватка воды летом для всех, и очереди в сады, школы, маленькую амбулаторию и т.д.
Кроме того, с 2016 года Министерство культуры разрабатывает проект «Достопримечательное место “Колтушская возвышенность”». Всё это делается, между прочим, по поручению президента Владимира Путина, который ещё весной 2016 года утвердил перечень поручений по итогам заседания совета по культуре и искусству. В этом поручении он потребовал обеспечить защиту объектов культурного наследия, охраняемых ЮНЕСКО, куда и относится обозначенная территория Колтушей.
В этом конфликте тоже многое завязано на ожидаемом законе о местном самоуправлении, который должен вступить в силу в 2024 году. Этот закон, как известно, «упразднит муниципалитеты первого уровня – городские и сельские поселения. К видам муниципальных образований будет относиться только городской округ, муниципальный округ и внутригородская территория города федерального значения. После этого администрации и депутатские советы городских и сельских поселений прекратят своё существование, а сами территории войдут в состав городских или муниципальных округов».
Местные жители отчетливо видят свое будущее: если Колтуши получат статус города, поля и луга очень быстро застроят многоэтажками, количество приезжих вырастет. А ведь в поселке уже сейчас в семь утра образовываются пробки на выезде. С появлением высоток выехать оттуда будет нереально. Как и нереально будет устроить детей в школу, где уже сегодня в параллели по девять – десять классов.
Как подтвердила журналистам адвокат Мария Меренкова, «опасения местных жителей обоснованы. Если земли сельхозназначения будут переведены в земли населённых пунктов и перейдут в частную собственность, то на их месте смогут построить многоэтажные дома».
Наши власти не любят слово «реформа», потому что от него шарахаются наученные горьким опытом неудачных, не доведенных до конца или непродуманных реформ россияне. Но вот оптимизация пока еще не до конца, по мнению чиновников, дискредитирована. Потому и собираются, вслед за оптимизацией здравоохранения, «оптимизировать» малые российские города и деревеньки. Да и какой в них толк? К тому же с началом радикальной реорганизации местного самоуправления из имеющихся сейчас в наличии около 20 тысяч муниципалитетов в течение пяти лет исчезнет как минимум половина. Среди обреченных — городские и сельские поселения, самый низовой и близкий к людям уровень власти. Станет ли лучше после того, как кадры перетасуют, муниципалитеты перекроят и сольют?
« Небольшие городки просто нищают и утрачивают зачатки промпроизводства, в них только лавки остаются, весь бизнес — это купи-продай, идет развал изнутри страны» — комментируют в сетях простые граждане: « в мутной воде (агломерации) будет проще. Реальной выгоды для граждан не вижу».
И подытоживают: «Зато виден хватательный рефлекс, ведь все меньше земли под застройку в больших городах».
Пузырятся агломерации. Все больше пустеет Россия.
Людмила Лаврова
Читайте больше материалов на нашем сайте