Найти в Дзене

Конец эры "попутчиков" британского коммунизма.

Попутчик - это человек, который сочувствует убеждениям коммунистической организации и партии, сотрудничает с ними, но необязательно имеет формальное членство в компартии.

По иронии судьбы коммунистическая идеология ближе всего подошла британскому обществу в период с 1935 по 1939 года, когда сторонники коммунизма отказались от революционизма и сделали упор на защиту буржуазной демократии. Политика привлекала не пролетариат, а левую интеллигенцию. Принципом, вокруг которого могли объединиться практически все левые слои в тот период, был антифашизм, а внешняя политики национального правительства - политика умиротворения, поддержание раздела Чехословакии и невмешательство в Гражданскую войну Испании - регулярно осуждалось. Многие опасались, что Британия сама находится на пороге "становления фашистской".

Коммунистическую партию Великобритании начали наводнять драматурги и художники, писатели и прочие представители левой интеллигенции в Британии. Те, кто сочувствовал Был основан "Клуб Левой книги", которая была настоящим окном в психологию левой интеллигенции 1930-х годов. В клубе состояло много писателей и журналистов и публиковались в нём преимущественно книги близкие коммунистической идеологии. Клуб Левой книги выступал за правительство "Народного фронта", подобное правительствам Испании и Франции, и за соглашение о коллективной безопасности с Россией. Основатель клуба, Виктор Голланц, хотел, чтобы Клуб стал "домом" для всех оттенков левого мнения, кроме тех, которые ставили под угрозу цели Клуба. Поэтому критика Советского союза не допускалась.

Виктор Голланц. Основатель "Клуба Левой книги".
Виктор Голланц. Основатель "Клуба Левой книги".

Советский Союз вступил в Лигу Наций примерно в то же время, когда ушла Германия, а также заключила Договор о взаимопомощи с Францией в 1935 году и, в отличие от Великобритании, оказывал поддержку правительству Испании в борьбе против Франсиско Франко. Естественно, эти факторы убедили многих левых в превосходстве советской политической системы и привели их к более тесному сотрудничеству.

По мнению политического теоретика Д. Коула, в Советском союзе устанавливается более "настоящая" демократия, чем та, которая могла бы существовать при капитализме, где экономическая эксплуатация подрывает предполагаемые "свободы".

Всеобщее недоумение и негодование вызвало водружение нацисткой свастики над московским аэропортом 23 августа 1939 года, когда немецкий министр иностранных дел Риббентроп прибыл в Москву для разработки пакта о ненападении. Однако, репутация Сталина пережила насильственную коллективизацию, голодомор, террор, а потому большинство сторонников левых идей смогли "проглотить" и факт подписания Пакта о ненападении между Германией и СССР. Виктор Голланц, Джон Стрейчи и другие руководители Клуба Левой книги трактовали решение Советского союза, как необходимую защитную меру, а потому не являлось чем-то из ряда недопустимого. Более того, журналист Кингсли Мартин и член Клуба Левой книги стал обвинять Невилла Чемберлена в таком решении: "его идеологическое отвращение коммунистических идей помешало заключению англо-французского пакта с Советским Союзом".

-3

Главным препятствием на пути британских переговоров с Советским Союзом было нежелание Польши принять "помощь" Москвы в случае нацистского вторжения. Польское недоверие было обосновано последующей советской экспансией в её восточные районы, которые вошли в советскую "сферу влияния", очерченной в секретных протоколах, приложенных к советско-германскому пакту.

Когда после войны стало известно об этих секретных протоколах, про-советская интеллигенция стала оправдывать раздел Польше и вторжение в Финляндию сардоническим изложением Д. Оруэлла, что "Сталин каким-то таинственным образом остановил Гитлера, который после этого был не в состоянии вести свои дальнейшие завоевания".

Тем не менее август 1939 года стал началом конца британского коммунизма. Не потому, что британская левая интеллигенция чувствовала себя преданной Сталиным, а потому, что они впервые столкнулись с серьёзные колебаниями в коммунистической политики. Коммунистическая партия Британии, следуя линии, навязанной ей Коминтерном, уже не исповедовала защиту демократических ценностей и борьбу с фашизмом, а приняла тактику революционного пораженчества. Партия утверждала, что нет смысла выбирать между соперничающими империализмами, будь до демократия или нацизм - поражение в войне станет трамплином для коммунистической революции. Это было то же убеждение, что воодушевляло Коммунистическую партию Германии, пока гестапо не стало открыто преследовать членов партии.

В начале 1941 года Коммунистическая партия Великобритании созвала Народный съезд, который выдвинул ряд невыполнимых требований, поощрял забастовки, принуждал ко вступлению в партию и т.п.. Фактически компартия Британии стала прибегать к заговорщическим и антидемократическим методам, "проповедуя", как выразился Д. Оруэлл, "доктрину Макиавелли на жаргоне М. Лоуренса и Э. Уишарта", британский коммунизм навсегда оттолкнул от своих некогда сочувствующих сторонников.

Не советско-германский пакт, который крайне сильно критиковался со стороны левых, а сама политика компартии Британии в конце 1930-х отвергла своих "попутчиков"

А что по этой теме думаете Вы?
Пишите своё мнение в комментариях!