Найти тему
Музеолог

Как И. Левитан писал свои картины...

Пейзажи Левитана - художника второй половины 19 века прекрасные и эмоциональные, искренние и простые.

" Автопортрет" 1880г.
" Автопортрет" 1880г.

Смотря на родную природу на картинах этого художника мы видим с какой любовью она написана. Мы представляем, что мастер работал над ними прямо с натуры, что он увидел и быстро набросал свои непосредственные впечатления.

" Березовая роща" 1885г.
" Березовая роща" 1885г.

На самом деле, да, Левитан много своего времени проводил на этюдах, работая в над ними в разное время года и при разном освещении.

"Сумерки. Стога" 1899г.
"Сумерки. Стога" 1899г.

Но, обладая очень хорошей памятью, он также писал свои произведения в мастерской, порой очень долго работая над ними.

Однажды у Левитана спросили: Правда, ли что Вы пишите свои картины всегда с этюдов?"
- " Нет,- ответил Левитан,- пользуюсь ими, конечно, как материалом, но чаще пишу по памяти. Бывает и так: увидишь во сне готовую картину и пробуешь, не всегда удачно, воспроизвести ее наяву. Иной раз при слушании музыки или стихотворения возникает сперва неясный образ, чертишь его много раз, пока не определится. Преследует тебя, как навязчивая идея, ну и, конечно, напишешь".

" Мостик. Саввинская слобода" 1884г.
" Мостик. Саввинская слобода" 1884г.

Во время своей работы Левитан часто слушал музыку, она вдохновляла его. Картину"Последние хорошие дни осени" он писал под звуки осенних песен И. Чайковского.

В 1880 - 1883 годах, художник жил в Останкино- одном из любимых мест работы на пленэре учеников Училища живописи, ваяния и зодчества. Здесь Левитан просиживал часами над своими этюдами. А то и гулял с собакой по окрестностям. Он был очень раним от природы и впечатлителен. По словам К. Коровина Левитан был потрясен вечерними лучами заката в зимнем лесу. Увидев расцветший шиповник, мог кланяться ему, радоваться солнцу и весне.

"Цветущие яблони" 1896г.
"Цветущие яблони" 1896г.

От своего учителя А. К. Саврасова Левитан воспринял поэтическое отношение к природе, от В. Д. Поленова стремление к красоте и совершенству живописи. Поленов приучил своих учеников работать на открытом воздухе, входя в непосредственный контакт с натурой. Чистота и яркость красок в картинах Поленова, гармония палитры - все это вдохновляло учеников двигаться по новому пути освоения своих возможностей в живописи. В картине " Первая зелень. Май" особенно видно влияние учителя Левитана.

" Первая зелень. Май" 1888г.
" Первая зелень. Май" 1888г.

С 1884 года Левитан посещает рисовальные собрания в доме Поленова, куда приходили не только ученики, но и зрелые мастера Н. Неврев, В. Васнецов, А. Киселев.

И. И. Левитан был очень трудолюбивым человеком. В 1880- е годы с ним по соседству жил в меблированных комнатах в Москве публицист Д. И. Пруганов.

Он писал о художнике: " Жизнь он вел в то время очень уединенную, проводя не только дни, но и вечера дома... Признаюсь, я всегда удивлялся и завидовал необыкновенной трудоспособности Левитана; в течение долгого времени мне приходилось наблюдать, как с раннего утра и до сумерек он изо дня в день работал, не выпуская кисти из рук".
" Весна в деревне" Частное собрание
" Весна в деревне" Частное собрание

Левитан оставил нам больше тысячи картин и этюдов, которые до сих пор вдохновляют нас и дарят нам радость и хорошее настроение...

Поставьте лайк, всем добра и искусства! Искусство делает нас добрее! 🧡