На заключительном семинаре в школе перерешения Тони Вайта (это одна из школ Транзактного анализа) мы затронули тему нежелания подростков ходить в школу.
Тони Вайт, сказал, что варианта всего 2, и есть причины каждого варианта, почему это происходит.
Вариант Первый - это отражение родительского состояния: нежелания, чтобы ребенок отделялся, был где-то не под его присмотром, желание контролировать, тревоги.
Причем это может происходить бессознательно. Т.е. в разговоре родитель скажет, что он хочет, чтобы ребенок взялся за ум, и ходил в школу, или перестал так часто болеть и ходил в школу.
А при более глубоком исследовании, оказывается, что ребенок всего лишь отражает родительское бессознательное желание, чтобы ребенок был дома, так спокойнее.
Второй вариант - ребенок сам не хочет туда ходить. Причин для этого несколько.
- Это может быть травля, буллинг , насилие в школе. Тогда нежелание ребенка посещать учебное заведение закономерно, и нужно принимать соответствующие меры.
- Нежелание отделяться от мамы, тревожность, которые были сформированы в более раннем возрасте.
- Протест против всего, что "надо", в том числе против учебы.
- Ощущение бесполезности образования в целом, и получаемых знаний в частности.
У меня есть несколько знакомых, у которых дети на домашнем обучении. Основная причина - детям не интересно в школе. Они учатся дома по подобранной им персонально программе, делая упор на те предметы, где у них талант.
При этом, остальную школьную программу они тоже успевают освоить. И хватает времени и сил на дополнительные кружки и занятия, где им интересно.
И я вот о чем подумала. Как мало полезных вещей преподается в школе. Возьмем уроки физкультуры. Чему там учат? Спортивные игры, это хорошо, но не всем они нужны и интересны.
А вот правильно бегать? Или даже просто ходить? Проблемы стирания коленных суставов дает о себе знать после 40-50 лет. А заложено это в детстве, когда мы научились ходить не правильно.
Или, навык падения. Кому из нас повезло, и учитель физкультуры учил правильно падать, с минимальным риском переломов?
Обычно этому обучают только в специализированных спортивных секциях. Это понятно, там навык правильного падения жизненно необходим.
Но всем остальным людям, кто живет в широтах, где зимой снег и лед, этот навык так же жизненно необходим.
За прошлый месяц, среди моих знакомых несколько человек оказалось с переломами именно из-за скользких улиц, а не из-за занятий спортом. А была бы должная тренировка, и тяжелых последствий было бы меньше.
И это только про физкультуру. Можно еще долго продолжать список того, чему на мой взгляд должны учить в школе. Но, причины, почему это не делают, понятны, и не хочу в них углубляться.
Поэтому детям часто не интересно в школе. И их вопрос: " Я не понимаю, что там делать?" - не просто бунт, а вполне здравое размышление о расходе своего времени.
Что делать родителям в этом случае? Прежде всего выяснить причину
и то, что происходит на самом деле. А дальше всё зависит от множества факторов.
Насколько здоровые и доверительные отношения выстроены с ребенком? Какой уровень финансов? Какая обстановка с семье? Насколько сами родители являются зрелыми личностями, какой пример подают детям? И так далее.
А Вам было интересно в школе? Есть ли ощущение, что не научили там чему-то важному?