Найти тему

Пациенты, недовольные качеством и доступностью медицинской помощи, больше доверяют не системе здравоохранения, а прокуратуре

На круглом столе «Доступность и качество медпомощи в системе ОМС: оценка удовлетворенности и факторы ее повышения», прошедшем во время работы XII Всероссийского конгресса пациентов, обсудили главные проблемы оказания медицинской помощи по ОМС.

Модераторами круглого стола выступили директор проектов Всероссийского союза пациентов Олег Альмендеев и вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов.

Заместитель директора Центра гуманитарных технологий и исследований «Социальная Механика» Татьяна Фомина рассказала о динамике удовлетворенности качеством медпомощи в системе ОМС по результатам мониторинга обращений и жалоб пациентов. «Социальная Механика» провела в 2021 году уникальное социологическое исследование среди трех групп респондентов. Первый источник - граждане, второй - эксперты из числа представителей некоммерческих организаций, которые объединяют пациентские сообщества. В качестве третьего источника использовался анализ данных «Горячей линии» Всероссийского союза пациентов, действующей на регулярной основе и фиксирующей обращения граждан. Исследование проводилось в течение года, были проведены две волны, каждая из которых охватила более 2 тысяч граждан (3130 и 2320 соответственно). «К сожалению, за 2021 год удовлетворенность граждан медицинской помощью довольно низкая. Только 30% граждан удовлетворено оказываемой медицинской помощью, - отметила Татьяна Фомина. - В ноябре было проведено еще одно экспресс-исследование по поводу удовлетворенности медицинской помощью, и этот показатель составил чуть больше 20%». Помимо низкой удовлетворенности была зафиксирована негативная динамика по качеству и доступности медицинской помощи. Эти оценки подтверждает и экспертное сообщество.

Татьяна Фомина указала основные направления ухудшения качества медицинских услуг. Среди них - снижение уровня доступности медицинской помощи по всем нозологиям, кроме COVID-19, усугубление ситуации с дефицитом медицинских кадров, недоступность планового стационарного лечения для хронических больных из-за перепрофилирования медицинских учреждений, увеличение отказов в первичном приеме и диагностических исследованиях, ухудшение отношения врачей из-за перегрузок в связи с дополнительной работой по вакцинации. Удовлетворенность медицинской помощью по ОМС в амбулаторных условиях получила самые низкие оценки. Не сталкивались ни с одной из перечисленных в исследовании проблем при получении амбулаторно-поликлинической помощи только 2,5% опрошенных. Удовлетворенность медицинской помощью по ОМС в стационарных условиях составляет чуть выше 40%. Здесь основная проблема заключается в дополнительной финансовой нагрузке, которая возникает, если кто-то из членов семьи ложится в больницу. 47% граждан встречались с необходимостью купить лекарства, которые назначили в стационаре. 33% приобретали за свой счет расходные материалы. 39% получали направления на платные обследования или анализы до госпитализации. 35% несли дополнительные расходы на платные услуги во время пребывания в стационаре. Почти 40% граждан сталкивались в стационарах с некорректным поведением медицинских работников.

Татьяна Фомина также рассказала о динамике числа обращений граждан на «Горячую линию» Всероссийского союза пациентов в марте-ноябре этого года. По ее словам, число обращений выросло в два раза, а число обоснованных обращений - в пять раз. Среди последних лидирующее место занимают «Прочие поводы». Это и вопросы по организации медицинской помощи, в том числе связанные с ее доступностью (невозможно дозвониться до поликлиники, не работает электронная регистратура, невозможно записаться к врачу через Госуслуги т.д.), и плохие условия в стационарах, и нехватка медицинского персонала среднего звена. Эксперт отметила, что в условиях тотального снижения качества и доступности медицинской помощи необходим контроль качества работы лечебных учреждений. Но респонденты меньше всего доверяют различным звеньям системы здравоохранения - медицинским организациям, региональным органам управления здравоохранения, Минздраву России. Больше всего доверие граждан вызывает прокуратура.

Респондентов также просили оценить последствия нормативно-правовых изменений в системе ОМС. Среди позитивных изменений граждане назвали расширение возможности по самостоятельному обращению в федеральные клиники и увеличение финансирования федеральных учреждений для повышения качества медицинской помощи. Негативных ожиданий было больше. Среди них - отток лучших медицинских кадров в ФМО, рост числа жалоб и обращений пациентов по вопросам качества помощи как в федеральных клиниках, так и в региональных, отсутствие понятной и прозрачной ситуации с очередями, квотами и прохождением внутренней комиссии на госпитализацию в ФМО, снижение качества работы страховых медицинских организаций по защите прав пациентов, неготовность ЛПУ к увеличению нагрузки в связи с приростом числа пациентов.

Основатель и генеральный директор Центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов отметил, что здравоохранение занимает второе, а в некоторых регионах и первое место в рейтинге существующих социальных проблем. «Что с этим делать? Реформировать полностью? Нужна сильная политическая воля. Еще одна проблема - недофинансированность системы. Нужно полностью менять структуру бюджета. Тоже очень сложная задача. Третья проблема - кадры. Существенный провал в кадрах в здравоохранении, что очень хорошо показала ковидная история. Есть проблема эффективности управления, которую также сложно решить в рамках одного министерства здравоохранения, так как это системная проблема, - рассказал эксперт. - Подступить ко всему этому сложно. Решение этой задачи потребует колоссального напряжения ресурсов и перевода системы в ситуацию нестабильности, а мы находимся в положении боязни любой реформы». По его словам, есть несколько аспектов, способных улучшить систему ОМС. Среди них - создание системы нормальной навигации в объектах здравоохранения (пациент получает условную карту эффективности каждого объекта, куда ему идти или куда не идти), создание института репутации внутри врачебного сообщества (потеря репутации приводит к серьезным последствиям не только для конкретного врача, но для всего медицинского института), формирование пациентской культуры (без изменений установок пациента к лечению невозможно изменить базовый подход людей к своему здоровью, а это влияет, в том числе, на финансовые затраты государства).

Вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов рассказал, что в этом году фиксировалось существенное увеличение обращений застрахованных граждан в страховые организации по вопросам доступности и качества медицинской помощи. Наибольшая частота нарушения прав застрахованных лиц при получении медицинской помощи отмечается в 20 регионах РФ, в двенадцати из них основная часть нарушений связана с вопросами доступности и качества медицинской помощи в поликлиниках. Эксперт также отметил, что в структуре нарушений, выявленных по результатам проведенных страховыми организациями экспертиз по случаям оказания медицинской помощи по территориальным программам ОМС в январе-сентябре этого года львиную долю (82,7%) составляет несоблюдение порядков оказания стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций. «На втором месте - нарушение условий оказания медицинской помощи, в том числе сроков ее ожидания. Третье место занимает преждевременное прекращение лечебных мероприятий, что в дальнейшем приводит к последующему обращению гражданина за медицинской помощью», - сообщил он. Среди других выявленных нарушений - вопросы, касающиеся преемственности оказания медицинской помощи (затягивание в какие-то моменты оказания помощи в амбулаторном звене и в госпитализации в круглосуточный стационар), несвоевременность проведения диагностических процедур и т.д.