Осто́йчивость — способность плавучего средства противостоять внешним силам, вызывающим его крен или дифферент, и возвращаться в состояние равновесия по окончании возмущающего воздействия, также — раздел теории корабля, изучающий остойчивость (с) Википедия.
Если перевести с научного языка на "человеческий", то под остойчивостью понимается возможность лодки противодействовать природным условиям (ветру, волнам), а также качке, появляющейся от перемещения по лодке сотоварищей, груза и по иным причинам.
Отклоненное от такого положения плавучее средство должно самостоятельно возвращаться к сбалансированному равновесию. Иными словами остойчивость отвечает за балансирование судов на водной поверхности и проявляется когда оно выходит из изначального равновесия.
Виды остойчивости
Для удобства расчётов общую остойчивость делят на два типа: поперечную и продольную.
Поперечная остойчивость определяется способностью лодки не крениться при сильном ветре и качке.
- сила тяжести,
- сила поддержания (Архимедова сила + сила, возникающая от действия ПЛМ).
В общую векторную сумму данных сил при движении добавляются: сила ветра и сила ударов волн. Сумма складывается динамически, в режиме реального времени, и этот баланс довольно хрупкий.
Оценить поперечную остойчивость просто: чем шире лодка, тем выше остойчивость. Узкие модели наименее остойчивы. Чтобы улучшить этот показатель, нужно расположить общий центр тяжести всех грузов (хотя бы примерно) как можно ближе к палубе.
Продольная остойчивость определяет степень устойчивости судна при наклонах на корму, нос. Этот фактор особенно важен при движении в глиссе в условиях непогоды, когда надвигающийся штор поднимает высокие волны.
По характеру воздействующих на лодку сил бывает динамическая и статическая остойчивость, различие в которых зависит от воздействующих внешних факторов и определяется по следующим критериям:
- Статическая – рассматривается, когда воздействуют статические силы (их величина не меняется).
- Динамическая – при динамическом воздействии. Например, ветер с порывами разной величины, различной высоты волны.
Безусловно, остойчивость следует увеличивать любыми средствами, потому что это поможет уменьшить угол крена и повысить плавучесть и непотопляемость лодки. Стандарты ГИМС определяют, что величина плеча остойчивости любых вариантов нагрузки (кроме пустых судов), должна быть больше 0.5 м.
Надеемся, теперь Вы знаете что такое остойчивость и зачем она нужна.
Есть вопросы? Пишите!
Купить НАДЕЖНУЮ лодку ТУТ!
#лодки с нднд #лодки пвх #лодка для рыбалки #mnelodku