Найти тему
Игорь Орлов

Что назвал святой Хосемария Эскрива «духовной шизофренией»? Как отнеслись к этому на Руси?

Оглавление

Что заметил святой?

Хосемария Эскрива де Балагер, испанский священник и святой, заметил, что многие христиане делят жизнь, отдельно - на мирскую, отдельно – на духовную. К первой относится профессиональная, социальная, семейная жизни. Ко второй – церковная.

В церкви человек один. Он в молитве, с Богом, приобщается к литургии и таинствам. Вышел из церкви и всю духовную жизнь оставил там.

Как он назвал замеченное?

Такую двойственность в сознании и поведении людей, святой Хосемария Эскрива, назвал «духовной шизофренией».

Что предложил святой?

Служа в церкви и опираясь на Евангелие святой призывал людей приходить к единству, не делиться в себе и не делить жизни. Говоря, что в Евангелии есть призыв Христа к святости, праведности в земной жизни, во всех ее социальных делах.

Кроме призывов, как человек неравнодушный и действенный, Хосемария Эскрива говорил людям о необходимости внимать Богу при выборе и исполнении своей профессиональной деятельности. Можно выполнять любую работу, делая ее нужды ради, за деньги. Так ведь поступают большинство. И многие оттого несчастливы в работе, ведь в ней нет Бога.

А можно просить у Бога то профессиональное дело, которое близко душе, в котором одарен от Бога и лучше выразишь себя для ближних своих. Быть благословенным в труде своем.

О чем напомнил святой?

Св. Хосемария Эскрива напоминал христианам, что человек работал прежде, чем грех вошел в мир ( Быт 2,5). Работа – не наказание, а призвание. Она – средство самосовершенствования и освящения человека. Пропасть между «быть» и «делать» может заполнить лишь духовность, в которой труду уделяется важное место (св. Хосемария Эскрива «Ближние Господа»).

Насколько это близко русскому православному христианству?

Эта идея святого Хосемарии Эскривы близка «русской идее христианства», берущей начало в 19 веке на Руси.

Ее придерживались многие известные передовые общественные деятели на Руси. Николай Гоголь, Николай Бердяев, Сергий Булгаков, Владимир Соловьев, Дмитрий Мережковский, Александр Мень.

Дмитрий Мережсковский, писатель, поэт, религиозный философ (фото из Яндекс Картинки)
Дмитрий Мережсковский, писатель, поэт, религиозный философ (фото из Яндекс Картинки)

Эти наблюдательные, неравнодушные и пытливые люди замечали, что на Руси сложилась традиция монашеского, неотмирного христианства, ставшая главной и единственной. Эта традиция утверждает, что мир (читай, реальность) это зло. Надо от него бежать, чтобы спастись.

Хороший вопрос

Задавался и другой вопрос: почему нельзя христианину временами, по необходимости, уходить в монастырь или отшельничество, восстанавливаться от ран мира и возвращаться обновленным в мир? Почему билет в монашество является билетом в один конец?

Мнение святого отца.

Святитель Тихон Задонский (фото из Яндекс Картинки)
Святитель Тихон Задонский (фото из Яндекс Картинки)

Удивительно, что святой Тихон Задонский (1722-1794), признававший возможность духовного делания в мире, говорил, что христианин, живущий в мире, всегда должен «духовно уходить от мира». В этом случае, монах сохраняет свою цельность, но он не вписан в мир, отчужден от него.

Святой Тихон не мог представить себе, что миряне призваны найти Бога как раз в земных вещах и через них.

Такой образ христианства - обособленный, неотмирный - вел

  • к дуализму в душе,
  • игнорированию социальной жизни,
  • не развитию ее в христианском русле.

Но такого нет в Евангелии. Христос не пришел на Землю, чтобы создать монашество, противостоящее всему остальному миру. Напротив, он сказал, что Евангелие должно изменить, улучшить мир: сознание людей, их деятельность, их жизнь.

Любовь к миру, уверенность в силе Божией благодати преодолеть грех и освятить все подлинно человеческое, стремление к личной святости в исполнении профессионального и семейного долга, горячее желание утвердить Царство Божие не только в душах людей, но и в социальной жизни и гражданском обществе, – вот главные черты «Русской идеи».

К чему приводит отчуждение от мира?

В одной из своих лекций отец Александр Мень говорит, что «неотмирное христианство отождествилось с самим православием. Социальная справедливость, устройство общества – все это было отброшено от Церкви. Отсюда стало возникать равнодушие, равнодушие к этому преходящему миру. И возник горький культурный раскол. В стенах монастыря что-то христианское происходило, а в мире происходило другое» (А.Мень «Два понимания христианства")

Николай Бердяев куда более жестче писал:

«Русскому человеку было прежде всего предъявлено требование смирения. В награду за добродетель смирения ему все давалось и все разрешалось. Какой-нибудь хищник и кровопийца может очень искренно, поистине благоговейно склоняться перед святостью, ставить свечи перед образами святых, ездить в пустыни к старцам, оставаясь хищником и кровопийцей. Это даже нельзя назвать лицемерием. Это – веками воспитанный дуализм, вошедший в плоть и кровь, особый душевный уклад, особый путь». (Н.Бердяев «Судьба России» М.1990)

Дмитрий Мережковский, писатель, критик и религиозный философ отметил: " должна раскрыться во всемирной истории правда не только о духе, но и о плоти, не только о небе, но и о земле». (Д.Мережковский «Грядущий храм»)

Емкий эпилог

Емко и кратно сказал о противлении духовному дуализму, той самой «духовной шизофрении», поэт и публицист Петр Чаадаев:

«Есть только один способ быть христианином: это быть им вполне».

Если хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.

Понравилось – ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.