Найти тему
MILITAN

Что делает МиГ-21 самым культовым истребителем времен Холодной войны

Оглавление

Холодная война стала одним из самых важных периодов для развития военной авиации, которые мы когда-либо видели. И Запад и Восток пытались раздвинуть границы возможного с помощью инноваций в авиастроении. Одной из областей, в которой обе стороны желали превзойти друг друга, был мир истребительной авиации.

МиГ-21, бортовой номер 4326, на котором сбили 13 самолетов во время войны во Вьетнаме. By Pacific Aviation Museum - SolsticeMiGsmallUploaded by High Contrast, CC BY 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=24606371
МиГ-21, бортовой номер 4326, на котором сбили 13 самолетов во время войны во Вьетнаме. By Pacific Aviation Museum - SolsticeMiGsmallUploaded by High Contrast, CC BY 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=24606371

Истребители были необходимы для перехвата и уничтожения бомбардировщиков и штурмовиков противника. Им нужно было быть быстрыми и маневренными и давать преимущество в воздушном бою с истребителями врага.

"Я смело могу утверждать, что в течение длительного периода времени СССР одерживал верх, когда дело касалось истребителей. Когда у США был McDonnell Douglas F-4 "Phantom II", он был очень большим, чтобы стать настоящим истребителем. У Британии был English Electric "Lightning", который на самом деле был высотным перехватчиком малой дальности. В России был МиГ и это что-то совершенно особенное. Созданный в СССР истребитель МиГ-21 станет одним из самых знаковых и узнаваемых самолетов всего периода холодной войны." - британский военный эксперт Генри Келсолл

МиГ-21 классифицируется как истребитель и перехватчик. Он был разработан как преемник успешных самолетов МиГ-15 и МиГ-17 и являлся продолжением сверхзвукового МиГ-19. Двадцатьпервый поступил на вооружение ВВС СССР в 1959 году.

Опытно-конструкторские работы начались начале в 1950-х годов. Был создан ряда прототипов, один из которых имел дельтовидное крыло, которое и будет использовано на серийном варианте истребителя МиГ-21. Дельта-крыло было новинкой и можно сказать, что его популяризировал британский стратегический бомбардировщик Avro Vulcan.

МиГ-21 первый советский самолет, который объединил в себе характеристики истребителя и перехватчика. Вскоре после своего появления МиГ-21 станет культовым истребителем в основном благодаря своему уникальному стилю.

Невероятно тонкая и короткая конструкция, с похожим на карандаш носовым конусом, который помогал регулировать поток воздуха попадающий в двигатель. Небольшое дельтовидное крыло также придавало ему уникальный профиль.

МиГ-21бис приводился в действие реактивным двигателем Туманского Р-25-300, который производил тягу в 7 100 кгс при включенной форсажной камере. Самолет мог достигать максимальной скорости 2 230 км/ч, что делало его одним из самых быстрых реактивных истребителей в мире.

В отличие от самолетов времен холодной войны, МИГ-21 имел реальные боевые заслуги. Наиболее примечательной была его роль во Вьетнамской войне, а также в конфликтах на Ближнем Востоке.

МИГ-21 служил в Народных ВВС Вьетнама и участвовал в воздушных боях против американских истребителей-бомбардировщиков McDonnell Douglas F-4 Phantom II. У советских истребителей не было сложного радара дальнего действия, как у Фантома, но их скорость и маневренность были его определенным преимуществом.

В США возлагали большие надежды на F-4 Phantom и считали, что огневая мощь, современные радары, высокая скорость и разгон в сочетании с тактикой обеспечат F-4 преимущество перед истребителями МИГ. Однако в столкновениях с легкими МиГ-21 Фантомы начали нести потери. С мая по декабрь 1966 года ВВС США потеряли 47 самолетов, уничтожив взамен только 12 истребителей.

МИГ-21 был большой головной болью для летчиков истребителей-бомбардировщиков Republic F-105 Thunderchief, которые в буквальном смысле ничего не могли им противопоставить. Когда на радарах F-105 появлялись истребители МиГ-21, летчики спешно сбрасывали свой смертоносный груз и пытались уйти от преследования.

В воздушных боях МИГ-21 одержали 165 воздушных побед, потеряв при этом 65 самолетов и 16 пилотов, некоторые в результате несчастных случаев или дружественного огня. Потери летчиков МиГ-21, были самыми низкими по сравнению с другими используемыми ВВС Вьетнама самолетами.

Истребители МиГ-21 принимали активное участие в боевых действиях на Ближнем Востоке. Сирия, Египет и Ирак имели их в своих арсеналах, там им приходилось противостоять Dassault Mirage III, McDonnell Douglas F-4 Phantom II и Douglas A-4 Skyhawk. Самые известные столкновения произошли во время Шестидневной войны в 1967 году.

МиГ-21 один из самых культовых истребителей эпохи холодной войны. Самолет оказался на столько надежным и живучим, что по сей день находится на вооружении различных ВВС по всему миру. МиГ-21 производился по в Китае, и его лицензионна копия Chengdu j7 так же еще в строю.

Всякий раз, когда МиГ-21 появляется на авиашоу он всегда привлекает огромное внимание к себе. Он служит напоминанием о войне, которая к счастью для миллионов людей по всему миру, так и не переросла в горячую.

МиГ-21бис ВВС Болгарии. By Chris Lofting - http://www.airliners.net/photo/Bulgaria---Air/Mikoyan-Gurevich-MiG-21bis/1045324/L/, GFDL 1.2, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=20625027
МиГ-21бис ВВС Болгарии. By Chris Lofting - http://www.airliners.net/photo/Bulgaria---Air/Mikoyan-Gurevich-MiG-21bis/1045324/L/, GFDL 1.2, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=20625027

Интересные факты

В разных странах у МИГ-21 были прозвища:
В СССР - "Балалайка" - по его форме;
В Польше - "Олувек" - по-польски "карандаш" из-за формы его фюзеляжа;
Во Вьетнаме - "Эн Бек", что по-вьетнамски означает "серебряная ласточка".

Стал самым производимым сверхзвуковым реактивным самолетом в истории авиации, самым производимым боевым самолетом со времен Корейской войны.

Из-за отсутствия доступной информации на Западе, ранние модели МиГ-21 часто путали с аналогичными советскими истребителями той эпохи. В журнале "Все самолеты мира 1960-1961" в материале о Су-9, была показана фотография МИГ-21.

Несколько российских, израильских и румынских компаний начали предлагать странам до сих пор использующих МиГ-21 пакеты по модернизации, которые помогут самолету соответствовать современными стандартами.

Из-за массового производства самолет был очень дешевым, например модель истребителя МиГ-21МФ стоил дешевле, чем БМП-1. Стоимость американского McDonnell Douglas F-4 Phantom II была в несколько раз выше.

Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!

Если Вам понравилась статья, делитесь, комментируйте и ставьте лайк, это помогает каналу.

Спасибо за внимание и до новых встреч!