Рекс – большая вислоухая собака с вьющейся шерстью, очень похожая на ту, что рекламирует сейчас по телевизору собачий корм, только другого окраса. Рекс был совершенно чёрный. В своей не очень длинной собачьей жизни Рекс пережил несколько предательств, но до последних дней оставался добрым умным псом.
Щенком Рекса взяли в городскую семью, где были маленькие дети. Это был подарок старшему сыну на день рождения. Мальчик очень гордился тем, что у него есть своя личная собака – предмет зависти всех дворовых мальчишек. Пока Рекс был похож на игрушку, его любили, вкусно кормили, с ним играли и на руках выносили гулять. На улице его опускали на зелёную траву, он носился по ней, а вся дворовая малышня носилась следом. Хозяин Рекса стоял на краю площадки и наблюдал за всей этой шумихой с видом полководца, выигравшего большое сражение. Рекс был маленьким глупым существом и чувствовал себя в этой семье вполне счастливым. Он любил своих хозяев, и они любили его. Здесь, в городской квартире он рос и превращался в большую умную собаку.
Но всё начало меняться, когда он достиг своих истинных размеров. Случалось, что он, подходя к столу, клал голову на столешницу, заглядывая в глаза хозяйке, чтобы она, как обычно порадовала его чем-нибудь вкусненьким. Только в голосе хозяйки уже не было прежних ласковых ноток, он не мог понять, что случилось, потому что хозяйка всё чаще брезгливо фыркала:
- Ну и телёнок! Зачем такого кормить? Можно было и маленького взять… Вон у соседей…
Поняв, что им недовольны, Рекс уходил в прихожую и ложился на коврик почти у самой двери, теперь ему было определено это место. Он клал свою морду на лапы и начинал тосковать. Он никому не мешал, а терпеливо ждал, когда вернётся из школы его маленький хозяин, бросит ему в миску половину холодной котлеты и скомандует: «Рекс! Гулять!». И ощущение полноты жизни опять вернётся к нему. Он будет носиться вверх и вниз по лестницам, а потом побежит вдоль бордюра, то и дело оглядываясь, будто боясь того, что хозяин исчезнет, и он останется на улице один, потому что соседские ребятишки со временем тоже утратили к нему интерес.
Маленький хозяин подрос вместе с Рексом и всё чаще забывал выводить его на прогулку, у него появилась другая любовь, Рекс чувствовал это и очень сильно страдал.
Старый хозяин долго сопротивлялся натиску домашних, но в конце концов сдался и он, отвёз Рекса к другу в соседний городишко.
На новом месте Рекс очень быстро освоился, он понял, что вместо городской квартиры жить теперь будет во дворе, где хозяин построил ему тёплую конуру и большой просторный вольер, в котором Рексу нравилось гораздо больше, ведь он не был домашней собакой. Но больше всего Рекс привязался к новому хозяину и полюбил его за то, что тот брал его с собой на охоту. Это и были дни, наполненные совершенным собачьим счастьем. Он носился по лесу, чувствуя, как в нём просыпается уже почти утраченный инстинкт охотника. Случалось не раз, что он, забегавшись по лесу, не приходил вовремя на остановку, и автобус с хозяином уходил в город без него. Рекс ночевал в заброшенных сараях, которых было великое множество на окраинах вымирающих деревень. Ему нравился запах прелой соломы, вольный ветер с лугов и золото ближних березняков. Он был согласен остаться здесь навсегда. Но на следующий день он неизменно выходил к точному времени, будто знал расписание своего автобуса, и успевал вслед за редкими пассажирами, которыми по большей части были городские охотники, шмыгнуть в салон.
Если водитель автобуса начинал возмущаться, показывая всем своим видом, что сейчас остановится и выгонит бездомную собаку без намордника, то кто-нибудь из попутных охотников покупал Рексу билет, закладывая его за ошейник. Выйдя из автобуса, Рекс шествовал по городу и, являясь пред ясные очи хозяина, получал вместо нагоняя улыбку.
А однажды он и совсем опростоволосился. Пошёл хозяин в сбербанк заплатить кредит, Рекса взял с собой. По дороге остановился с другом. Пока болтали, Рекс убежал далеко вперёд. Позвал его, позвал и пошёл дальше, махнув рукой, мол, никуда не денется, прибежит. А когда Рекс и к обеду не явился домой, запереживал. Рекс появился дома только к вечеру, развалился на мосточке, высунув язык, чувствовалось, что он очень устал. Хозяин потрепал его по загривку: «Ну, брат, ты как будто на охоте был…». И ведь словно в воду глядел, на другой день, мужики, смеясь, рассказали ему об очередной проделке Рекса.
А дело было так. Бежал он мимо газика, на котором два друга собрались на охоту ехать, дверка была открыта, Рекс в неё и шмыгнул. Улёгся на пол и до самого леса ни одним шорохом себя не выдал. Так же незаметно и из машины сумел вышмыгнуть. А когда в лесу охотники услышали его звонкий лай, то подумали, что они с хозяином на автобусе приехали. Когда же они собрались домой, то Рекс тоже вышел из леса, они даже обеспокоились тем, не случилась ли с их другом беда. Сотовой связи тогда не было, и они, посовещавшись, решили взять Рекса с собой. А в дороге один сказал другому: «Я не знаю, как Рекс попал в лес, но, случись с хозяином беда, он бы ни за что его одного не оставил. Может он с нами приехал?». И тут сзади них раздалось виноватое повизгивание. С Рексом подобные истории случались неоднократно, и старые охотники до сих пор с улыбкой вспоминают эту удивительную собаку.
Но житейские обстоятельства вынудили хозяина надолго уехать из дома. И судьба Рекса опять переменилась.
На этот раз его отвезли в маленькую деревеньку и отдали старой женщине, которая, незадолго до этого похоронила своего четвероногого друга и очень тосковала, не находя себе места. Она очень обрадовалась, когда привезли к ней Рекса, она, не задумываясь, взяла его себе, надеясь, что такая умная собака станет ей утешением. В деревне было малолюдно, в ней доживали свой век одинокие старики и старухи, бывшие ударники колхозного производства, а теперь - обуза для детей и внуков, разъехавшихся по городам. Здесь Рекс вёл свободный образ жизни, он почти забыл, что такое цепь и ошейник. Жители его знали, и он каждого знал в лицо и считал своим, поэтому он свободно бегал по деревне и в перелесках её окружающих, ночами будил округу своим заливистым лаем, предупреждая жителей о том, что в деревне или поблизости появился кто-то чужой. Алкаши из близлежащих деревень боялись и близко подходить к этой деревне, встретившись один раз с грозным взглядом четвероногого сторожа, они навсегда утрачивали желание испытать судьбу ещё раз, хотя за всё время Рекс никого ни разу не укусил.
Летом он жил во дворе, где когда-то было полным-полно разной живности, а холодной зимой хозяйка пускала его в дом, где топилась маленькая железная печурка, и с вечера было тепло. К утру дом выстывал и Рекс, поднявшись с подстилки, начинал ходить по комнате взад-вперёд, пока не раздавался строгий голос хозяйки:
- Рекс, хватит топать, голова и без тебя болит, заберись на место!
И он, не дожидаясь повторного приглашения, пробирался на кровать и устраивался под боком у хозяйки.
Жители деревни любили Рекса и несли ему на прокорм всю требуху от животин, которых резали на мясо: головы, ноги, хвосты и прочее. Из всего этого хозяйка варила ему вкусный суп. Когда она приносила миску ко двору, Рекс сначала вынимал из миски все кости и складывал рядом, а сам начинал есть суп, и, только съев жидкое, он принимался лакомиться костями. Покончив же и с ними, вылизывал миску, брал её в зубы и нёс на крылечко.
Но и этот благополучный период его жизни однажды закончился, не стало на белом свете его заботливой хозяйки. Рекс долго не мог понять, что случилось, он носился по деревне, искал её, ночами уходил на кладбище, ложился на могилу и жалобно выл, вызывая ужас у всей округи. Приехавшие из города охотники пытались поймать его и надеть на него ошейник, чтобы увезти с собой, но он ни к кому не подходил. У него появилась странная манера, увидев идущую по дороге старую женщину, Рекс со всех ног устремлялся к ней, прыгал на спину, сбивая с ног, и начинал лизать лицо, приводя старушку в шоковое состояние. Так и пришлось жителям деревни вызвать участкового, чтобы пристрелить одичавшую собаку. Что и было сделано. Всей деревней хоронили Рекса, который столько лет охранял покой её жителей.