Агрессивное поведение фашистской Италия на мировой арене в период до и во время Второй мировой войны, во многом определило то, что термин «фашизм» приобрел негативный смысл (не путать с нацизмом, который был в Германии в это время). Именно тогда это слово, которое задумывалось как определение «корпоративного государства», ставящего своей целью повышение благосостояния всех людей, живущих в Италии, стало одиозным. В 1936 г. Италия оккупировала Эфиопию. В 1937 г. в Испании итальянская армия вместе с солдатами генерала Франко, сражаясь с подразделениями законного республиканского правительства, во многом определила его падение. В апреле 1939 г. Италия оккупировала Албанию. 28 октября 1940 г. Италия напала на Грецию, а 6 апреля 1941 г. итальянские войска вторглись в Югославию.
22 июня 1941 г., Италия объявила войну СССР, на несколько часов позже, чем это сделала Германия. Муссолини, поставленный Гитлером в известность о нападении на СССР всего за несколько часов до агрессии, ждал подтверждения этого факта.
Изначально Гитлер не хотел привлекать Италию к походу на Восток, низко оценивая боеспособность итальянской армии. Но Муссолини настоял на посылке в СССР в июле 1941 г. сначала экспедиционного корпуса численностью 62 тысячи человек, который позже превратился в 8 итальянскую армию, насчитывающую в своем составе около 230 тысяч солдат и офицеров. Ряд подразделений итальянской армии отличились в боях на территории СССР, но, вооруженные значительно хуже своих немецких союзников, не имея достаточного количества транспортных средств и испытывая проблемы со снабжением, не показали себя в целом мощным военным соединением.
В начале 1943 г. под Сталинградом Красная Армия фактически разгромила 8 итальянскую армию (больше 20 тысяч итальянских солдат погибли, 64 тысячи – попали в советский плен), в которой осталось лишь несколько боеспособных подразделений. После этого остатки 8 армии были эвакуированы на Родину.
Капитуляция Италии в 1943 г. и затем ее участие в операциях союзников против немецких войск, не освободили страну от выплаты репараций СССР за военные преступления, совершенные итальянскими вооруженными силами на его территории.
На Потсдамской конференции Союзных держав 1945 г. делегацией СССР впервые была озвучена предполагаемая сумма репараций с Италии в пользу Союзных держав в размере 600 млн долларов США.
В дальнейшем СССР снизил свои репарационные требования к Италии до 100 млн. долларов США. Окончательно сумма репараций с Италии в пользу СССР и условия выполнения этих обязательств окончательно оформились в Парижском мирном договоре между Союзными и Соединенными державами от 15 сентября 1947 г. и Московском соглашении между СССР и Италией о выплате репараций от 11 декабря 1948 г.
В соответствии с этими документами Италия обязалась выплатить СССР репарации на сумму 100 миллионов долларов США, как путем передачи в собственность СССР итальянских активов в Румынии, Болгарии и Венгрии, так и путем прямых поставок в СССР итальянских товаров. Под итальянскими активами понимались акции предприятий и объекты недвижимости, принадлежащие итальянским юридическим и физическим лицам в Румынии, Болгарии и Венгрии. Срок передачи итальянских активов устанавливался не позднее восьми месяцев со дня подписания Московского соглашения.
В указанных выше международных договорах предусматривалось, что сумма оплаты за поставки в счет репараций подлежит пересмотру в случае изменения золотого паритета (устанавливался паритет 35 долларов за одну унцию золота).
Это обстоятельство позволяет переоценить стоимость обязательств итальянской стороны по современному курсу доллара США, которая может быть перенесена как на общую сумму репараций в пользу СССР, так и на сумму невыполненных итальянской стороной обязательств. Так как сейчас одна тройская унция золота составляет около 1770 долларов США, в пересчете на существующий курс репарационные обязательства Италии перед СССР оцениваются сегодня на общую сумму в 5,06 млрд долларов США.
Для учета итальянских поставок в счет репараций, Госбанк СССР открыл специальный счет, на котором фиксировались суммы поступивших товаров по оценке итальянской стороны. Это обстоятельство позволяло итальянской стороне поставлять товары любого качества по наивысшим мировым ценам. Казалось – ну вот путь открыт - завышай стоимость и погашай поскорее свои обязательства. Но Италия выбрала другой путь – зачем поставлять, когда можно не поставлять.
В результате на специальном счете Госбанка СССР к 1954 г. значилась общая сумма только в 5 млн. долларов США. В дальнейшем сумма на специальном счете не менялась, ни в 1960 г., ни в 1970 г., ни 1980 г., ни даже в 1990 г.
То есть не поставляли и все, взяли и забыли про свой долг.
Еще раз повторим – СССР должна была получить от Италии 100 млн долларов США, а получила 5 млн долларов.
Вы можете возразить – но ведь часть репарационных требований – это же стоимость итальянских активов в Румынии, Болгарии и Венгрии. Берите эти активы и пользуйтесь.
Но так в мировой политике не бывает, должны быть соблюдены все формальности и необходимые процедуры. Такие, какие были осуществлены при передаче в собственность СССР бывших германских активов в этих странах (по решению Потсдамской конференции 1945 г.). К моменту начала передачи итальянских активов в собственность СССР уже существовал и эффективно работал механизм передачи германских активов в Румынии, Болгарии и Венгрии в собственность СССР.
И этот механизм был задействован и в случае передаваемых СССР активов итальянских юридических и физических лиц. Эти активы были своевременно выявлены и изъяты у собственников, соответствующими службами в Румынии, Болгарии и Венгрии. Аналогичным образом эти службы поступили с германскими активами, находящимися в их странах.
В ряде стран этой работай занимались специальные подразделения МВД, в других – специальные отделы при МИД. Этими же службами были подготовлены списки итальянских активов, которые должны быть переданы СССР. Итальянские активы, подготовленные к передаче в собственность СССР, не подпадали под закон о национализации иностранных активов на основании указанных выше международных договоров.
Дело оставалось за малым – необходимо было оформить двухсторонние акты передачи этих активов от Италии непосредственно СССР. Эти акты давали правовую основу для закрепления конкретных активов в разного рода реестрах (кадастровых, объектов недвижимости, акционеров действующих фирм) в собственность СССР в странах их нахождения.
Но итальянская сторона отказалась согласовывать списки активов, передаваемых СССР, ссылаясь на заниженную оценку их стоимости.
В дальнейшем итальянская сторона, вообще отказалась рассматривать тему репараций.
Итог – итальянские активы в Румынии, Болгарии и Венгрии были изъяты у итальянских собственников, но в собственность СССР не были переданы из-за нежелания итальянской стороны. Из-за этого СССР не смог оформить итальянские активы в этих странах, которые он получил на основании международных договоров, в свою собственность. Тем самым, Италия заблокировала для СССР право использовать, продавать или обменивать итальянские активы по своему усмотрению. Такие вот санкции 50-х годов прошлого века, только плохо мотивированные, но дурно пахнущие.
Таким образом, Италия не выполнила в полном объеме своих репарационных обязательств перед СССР, которые обязалась выполнить, подписывая два важнейших международных договора.
В результате на сегодняшний день Италия остается должником России (как преемнице СССР). Размер этого долга составляет около 4,5 млрд долларов США, исходя из существующего на сегодня соотношения золотого паритета (стоимости одной унции золота в долларах США).
Следует отметить, что в процессе национализации иностранного имущества в Румынии, Болгарии и Венгрии, собственникам британских, американских, французских и т.д. активов местными правительствами гарантировалась денежная компенсация этим собственникам. Собственникам итальянских активов передаваемых СССР, компенсацию должно было выплатить итальянское правительство (см. статью 74E Парижского мирного договора). Нет сведений, что кто-то из итальянских собственников, имевших активы в перечисленных странах и вытесненных из стран их пребывания, получил хоть что-то от итальянского правительства. Но это – отдельный вопрос, репатриированных итальянцев «нагрело» собственное правительство, ну что ж зато у них осталось право требовать компенсацию с собственного правительства.
У нас же возникает два вопроса, связанных с интересами нашей страны.
Первый - насколько реально России получить репарационный долг с сегодняшней «бедной» Италии?
Второй - должна ли Россия простить репарационный долг Италии, объявив об этом официально?
Что касается первого вопроса, то очень сомнительно, что в сегодняшних условиях, получить что - либо от Италии возможно. И в том числе потому, что как - то незаметно из списка действующих договоров нашего МИДа исчезли Парижский мирный договор и Московское соглашение с Италией. И это не случайно, наверное. Итальянская сторона тоже как - то незаметно исключила эти международные договора, в которых прописаны финансовые обязательства Италии перед СССР, из списка действующих.
Еще раз напомним, а зачем платить, когда можно не платить. Ведь когда не просят, платит только слабейший, из каких - то своих соображений.
Второй вопрос – должна ли сегодняшняя Россия официально простить репарационный долг Италии, из соображений улучшения добрососедских отношений и, тем самым, забыть военные преступления фашистской Италии в отношении наших дедов, бабушек, отцов и матерей? Не оскорбим ли мы тем самым светлую память о наших предках, забудем об их бедах тех лет военного лихолетья? Или мы должны во имя их светлой памяти все - таки напоминать и Италии и Европе, что когда-то они разбойничали на территории нашей страны. Убивали без суда и следствия наших людей, вывозили из страны культурные и другие материальные ценности, разрушали наши города и населенные пункты, действовали в одной «упряжке» и во имя интересов бесчеловечного и всеми осуждаемого Третьего рейха.
А что думаете Вы по этому поводу?
Спасибо, что дочитали статью. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, комментируйте. На нашем канале Вас ждет много интересного!