Благодаря некрасивой женщине с сильным характером Бажов стал сталинским лауреатом.
Некрасивой, писательница Мариэтта Шагинян называла себя сама, здесь мы не обидим память этой армянки, которая поняла, что в СССР стоит писать о Ленине и у тебя все будет хорошо.
Шагинян не была конъюктурщицей, напротив, ей нравилось доходить до сути предмета. Если уж писать про металлургию, то надо ехать на завод, встречаться с инженерами и рабочими.
В Свердловске Шагинян оказалась во время панического бегства москвичей из столицы в октябре 1941 года. Вместе с ней оказались члены Союза писателей, журналисты, ученые. В Москве они привыкли к определенному уровню комфорта, определенному положению и, наверное, были удивлены, что свердловские коллеги лишены таких благ.
Возможно, из симпатии к коллегам по цеху, возможно, желая облегчить собственные условия, московские писатели стали пробивать повышенные лимиты для писателей из Свердловска, а председателя Свердловского отделения Союза писателей - Павла Бажова выдвинули на Сталинскую премию.
В 1942 году Шагинян ездила в Москву и завезла ходатайство о выдвижении Бажова на премию и просьбу о лимитах для свердловцев.
К писательнице прислушались и Бажов первым из уральцев получил Сталинскую премию 2 степени за книгу сказов "Малахитовая шкатулка".
А позднее, уже на следующий год, премиями наградили артистов театра Музыкальной комедии, Оперы и балета и к
уже на исходе этого московского эвакуационного влияния премию получил Иосиф Ликстанов за повесть "Малышок" о работе детей на заводе в годы войны, но эта уже другая история.
В бюрократии ведь как, будь ты хоть гением, продвигать тебя должны по вертикали и пока московские товарищи не подставили плечи уральцам, они оставались в тени.
Госпремии для уральцев начались с движения Мариэтты Шагинян - самой благодарной и как оказалось влиятельной и временных московских мигрантов. А Бажова любили все москвичи, кто оказался в эвакуации. Его и Валентину.
#огненныйгид ##урал #бажов #шагинян #литература