На международной образовательной конференции Distant & Digital 7 февраля прошла дискуссия «Digital-контент: практические шаги по борьбе с пиратством». В ней приняли участие представители креативных индустрий, среди них – президент «Медиа-Коммуникационного Союза» Михаил Демин, генеральный директор Национальной федерации музыкальной индустрии Никита Данилов и заместитель генерального директора по направлению защиты от цифровых рисков Group-IB Андрей Бусаргин. Модератором встречи выступил главный редактор сайта «Кино-театр.Ру» Жан Просянов.
Ни для кого не секрет, что во время пандемии резко увеличилось количество пользователей онлайн-кинотеатров и видеосервисов, однако также вырос спрос и на пиратский контент. Генеральный директор национальной федерации музыкальной индустрии Никита Данилов рассказал, как пиратство влияет на музыкальную индустрию, особенно в эпоху пандемии.
Он отметил, что во время самого локдауна в марте 2020 г., когда люди были буквально заперты дома, объем потребления пиратского контента вырос на 17%. Кроме того, из-за ковидных ограничений массовые музыкальные выступления были отменены, поэтому единственным способом заработка в этот непростой период стала трансляция композиций на различных стриминговых платформах. Наконец, в 2021 году, по словам Данилова, рынок музыкального стриминга начал расти и достиг значения 25 млрд, и это не самый высокий показатель. В 2019 г. он достигал отметки в 45 млрд., а в 2020 снизился до 23,5 млрд из-за карантина.
Эксперт также выделил основную на сегодняшний день проблему: миграцию пиратского трафика в приложения, в частности в «Телеграм». И если государство уже блокирует интернет-ресурсы с пиратским контентом, то должны быть выработаны схожие меры в работе с приложениями.
«Ни у кого нет цели заблокировать “Телеграм”, но подобный инструмент был бы хорошим аргументом для диалога с ним и с магазинами приложений. Например, чтобы в случае нарушения антипиратского законодательства магазины могли удалять те или иные приложения на время из AppStore или GooglePlay», – пояснил представитель музыкальной индустрии.
Еще одна ключевая проблема пиратского контента на данный момент – это адаптация злоумышленников к существующим механизмам. Никита Данилов считает, что антипиратские меры нужно постоянно совершенствовать. В 2018 году возникла идея создания специального меморандума, то есть механизма постоянного взаимодействия поисковых ресурсов и правообладателей. В идеале это должен быть постоянно действующий законопроект, и сейчас он внесен в Государственную думу.
«Этот законопроект предусматривает создание информационной системы для взаимодействия между правообладателями и поисковыми ресурсами, такая система уже создана в рамках Медиа-коммуникационного союза. <…> Механизм очень простой – правообладатели либо напрямую, либо через некоммерческую организацию, объединение правообладателей, вносят в информационную систему ссылки на пиратские ресурсы, и поисковики удаляют эти ссылки из результатов выдачи», – заявил Никита Данилов.
Также спикер перечислил ряд мер, которые могут усовершенствовать существующее регулирование пиратского контента. Во-первых, – это сокращение процедуры по постоянной блокировки интернет-ресурсов, которая сейчас длится примерно 7-8 месяцев. Во-вторых, нужно оперативно блокировать те домены, которые были перерегистрированы с тем же пиратским контентом. И еще один возможный способ противодействия – это блокировка платежей в сторону пиратских ресурсов по аналогии с онлайн-казино. Кроме того, правообладателям необходимо тесно сотрудничать с операторами связи.
Данилов напомнил, что недавно был принят закон «о суверенном Рунете», который предусматривает использование оборудования DPI для глубокого анализа трафика и для блокировки интернет-ресурсов.
«Мы полагаем, что нужно активно использовать механизм этого закона для блокировки пиратского контента, для поиска пиратских ссылок и их оперативного удаления. Это будет интересно всем участникам правоотношений, потому что операторам связи это позволит развивать собственные легальные ресурсы», – предложил спикер.
Президент «Медиа-Коммуникационного Союз» Михаил Демин также рассказал о том, как пиратство вредит инвестициям в сфере производства видеоконтента. Сейчас индустрия переживает период роста затрат, МТС и Okko утверждают, что сначала нужно втянуть экосистему на рынок, а потом она сама научится зарабатывать деньги. Однако вопрос о возвратности этих инвестиций все еще остается нерешенным. Пиратство – один из основных барьеров, препятствующих заработку денег в этой среде.
«Если говорить об объемах потерь в мировой индустрии производства видеоконтента, по тем данным, на которые мы ориентируемся, это от 50 до 100 млрд долларов в год для производителей контента и еще примерно такая же сумма для распространителей контента. За 9 месяцев 2021 года 132 млрд визитов на пиратские ресурсы было зафиксировано в мире – это совершенно сумасшедшие цифры, то есть мы продолжаем жить в серой зоне», – высказался Михаил Демин.
Однако эксперт поделился и положительными тенденциями. На данный момент уже удалено около 40 млн ссылок на нелегально размещенный контент, и это результат действия первого меморандума. В день дискуссии 7 февраля была подписана вторая версия антипиратского меморандума, тестирование которой заняло около трех лет и которая закрепляет прошлые положения.
«В конце прошлого года была зафиксирована договоренность участников меморандума о подписании той самой обновленной версии, которая сегодня принята, и из поисковой выдачи будут удаляться целиком домены злостных пиратских сайтов. Это те пиратские сайты, по которым в реестр внесено 100 и более ссылок», – уточнил генеральный директор «Медиа-коммуникационного Союза».