Оговорюсь сразу: данный сериал вышел где-то лет 10 назад, и тогда я его по телевизору не смотрела. Да и сейчас бы не посмотрела, но ввязалась в долгоиграющую вышивку – портрет Варвары Римской-Корсаковой кисти Винтерхальтера. То есть, долгими зимними вечерами вышивать портрет захотелось под столь же долгий сериал про соответствующую эпоху. Вот тут “Институт” и всплыл. При этом я прекрасно знала, что у современных сценаристов дело обстоит плачевно буквально со всем: знанием истории, быта и общим представлением о любых без исключения эпохах. Поэтому честно не обращала внимания на всевозможные “а то!”, “у нас проблемы”, “его подставили” и тому подобные перлы из уст графьёв и самих благородных девиц в конце 70-х 19 века.. Я не дрогнула даже тогда, когда пассионарный студент принялся цитировать Есенина, который родится только где-то лет через 15-17. Но сами сюжетные линии , по правде сказать, повергли в смятение. Хотя, может быть, такая сермяжная правда просто дань времени. В смысле нашему, а не тому – “благородному”.
Про все линии, конечно, распространяться не стану, только то, что запомнилось.
Главная героиня сериала – девица Софья Горчакова, первая ученица ИБД. Стартовоя площадка у девушки так себе: она миловидна, но не красавица, скромна, трудолюбива и усердна, благодаря чему хорошо учится, но глубокого ума и проницательности, увы, не имеет, в людях разбирается плохо. Не зла и не добра, какими-то глубокими душевными качествами не отличается, в общем, обычная среднестатистическая девица. В ИБД она учится за казённый счёт как дочь погибшего офицера. Мать её небогата, живёт в небольшом домишке, оставшемся после гибели мужа. Путь в жизни Соне светит только один – в гувернантки, и она это прекрасно понимает. Но однажды происходит её судьбоносное знакомство с графом Воронцовым, после чего Софья, а вслед за ней и почти все персонажи начинают вести себя нелогично, и даже противоречат своим заявленным поначалу образам.
Скромница Софья, заметив к себе внимание женатого графа, практически сразу вступает с ним в некие лирические отношения. Никаких особых чувств на лице актрисы не заметно, поэтому я так и не поняла, то ли она в самом деле влюблена в графа, то ли просто видит в нём выгодную партию. С самого графа тут спросить нечего – этот персонаж почти полсериала пребывает то в коме, то в статусе без вести пропавшего. Сама-то Софья, понятно, заявляет о глубокой любви к графу, но, сами понимаете, девушка в такой жизненной ситуации кого угодно полюбит, если вдруг забрезжило более высокое положение. Причем, с одной стороны, она декларирует свою позицию как “он женат – никогда!”, как и подобает благородной барышне, с другой – старается чаще встречаться, сигналит ему в окна зеркальцем из умывальной и так далее. Получается, что пытается держаться в рамках приличий, но и своего упустить не желает. Мне это показалось несколько странным для героини сериала с таким названием.
В дортуаре с Софьей живут подруги: Варя Кулакова, Ася (Анастасия) Черневская, Тата (Татьяна) Ильинская и турчанка Мириам, которую из Турции привёз как раз граф Воронцов, спасая от каких-то башибузуков. По ходу сериала Тату в дортуаре заменяет Катя Шестакова, почему – это отдельная сага…
Итак, что же это за девицы? Варя – дочка провинциальной небогатой помешицы. Девочку толком никто не воспитывал, институт тоже особо ничему не научил, по натуре – стукачка и завистница. Ася – дочь опального князя Черневского, находящегося в ссылке. На власть зла не держит, напротив, мечтает служить при дворе, патриотка, государственница, преклоняется перед императрицей, обладает железной волей. Тата – круглая сирота, в самом начале сериала приходит известие о гибели её отца-офицера. Мягкая, добрая,весёлая девушка. Мириам – сумела подружиться с девочками, впрочем, она русская по матери, не совсем турчанка, русский язык для неё практически родной, да и Софья, приняв во внимание, что Мириам с няней остановились в доме Воронцова, быстро стала её лучшей подругой, облегчая себе доступ к графу. Катя – генеральская дочка, добродушная, весёлая, выросшая в счастливой благополучной и богатой семье. Вот она меня сразу насторожила, и я в своих опасениях не ошиблась.
Кто правит бал в этом девичьем царстве? Начальница института Лидия Ивановна Соколова – представительная симпатичная дама, имеет незаконнорождённого сына, коего выдаёт за племянника, берёт взятки, скрывает жизненно важную информацию от своих воспитанниц. Её помощница фройляйн Эмма Штольц – тайная алкоголичка. Когда запасы вина в её комнате заканчиваются, имеет обыкновение ночью, накинув чёрный плащ, пробираться в кухню и красть наливку у кухарки, чем породила легенду о “чёрной невесте”. Есть у неё и хорошие качества: она добра и искренне любит девочек.
Вот такой расклад по обстановке в ИБД нам дают в начале сериала.
Продолжение следует.