Алла Левашова, ставшая, пожалуй, главным дизайнером массовой одежды в СССР, начала свой профессиональный путь во время войны. Окончив в 1941 году Московский Текстильный Институт по специальности художник-модельер, она работала швеей, отшивая дома солдатские гимнастерки. В 1942 году Алла получила должность во вновь открытой Оперно-драматической студии Станиславского, где несколько лет работала как художник по костюмам и художник-декоратор.
В 1948 году Левашова перешла в Общесоюзный дом моделей одежды (ОДМО), главную моделирующую организацию в СССР. Здесь в обществе самых талантливых и опытных модельеров – старшие из них были учениками самой Надежды Ламановой –, конструкторов и портных того времени, обладая доступом к уникальной библиотеке, Алла Левашова увлеченно работала и училась. В ОДМО она создала более 1000 моделей одежды. Ее работы печатали в журналах и экспонировали на общесоюзных и международных выставках. Но Алле не хотелось создавать моду, которой нет: эксклюзивные коллекции для элиты, - в то время как легкая промышленность выпускала безликую одежду, на которую не было спроса. Она мечтала, чтобы мода стала доступной, и думала над тем, как наладить процесс производства красивой и современной одежды для обычного советского человека. В ОДМО реализовать это было невозможно.
Тем не менее, идеи Аллы Левашовой соответствовали духу времени: шла Хрущевская оттепель, открывшая возможности новым начинаниям в самых разных сферах. В 1962 году при Мосгорсовнархозе решили организовать Специальное художественно-конструкторское бюро (СХКБ). Отдел художественного конструирования одежды предложили возглавить Алле. Вместе с командой единомышленников - художников и конструкторов из ОДМО - Алла Левашова перешла в СХКБ.
Пользуясь связями в политических кругах, Алла Левашова смогла получить в подчинение две фабрики и лично отслеживала процесс производства от эскиза до готовой вещи. Новая одежда пользовалась большим спросом у покупателей, она была красивой, стильной и удобной.
Кроме того, по инициативе Левашовой в СХКБ применили «метод одной основы», когда на базе одного лекала художник-конструктор создавал несколько разных моделей, меняя лишь детали: например, удлиняя рукава или добавляя различный декор. Это позволяло удешевить производство и сделать его массовым - попытка наладить советское прет-а-порте успешно состоялась. И все же не стоит полагать, что СХКБ одевало весь Советский союз - модели выпускались в количестве, не превышающем пятисот экземпляров.
Отдельное место в деятельности СХКБ занимал созданный Левашовой графический отдел, разработавший фирменный стиль и знак СХКБ - полуоткрытые ножницы-, а также многие другие вошедшие в историю советского дизайна фирменные знаки и стили. Его работой руководил выдающийся художник Михаил Шварцман.
В 1963 году Алла Левашова получила возможность поехать в Париж, где познакомилась с работой дома Dior. Результат поездки был феноменальным: Левашова подписала соглашение с Dior, по которому дизайнеры СХКБ получали технические выкройки вещей прет-а-порте легендарного модного дома. Роль этого события сложно переоценить: учиться моде в СССР было не у кого, и лекала Dior буквально служили наглядным пособием по моделированию для советских дизайнеров.
Посмотрев, как устроена работа большого европейского модного дома, Алла Левашова мечтала открыть собственный магазин, в котором посетителей обслуживали бы специально подготовленные продавцы, а не “вчерашняя тетя”, - по выражению самой Левашовой. Дата открытия уже была назначена, журналисты приглашены, магазин на Красной Пресне вблизи СХКБ готовился принимать гостей. К сожалению, болезнь прервала жизнь Аллы Левашовой, и она умерла, так и не дождавшись открытия.
Читайте также:
Шестнадцатилетняя мать советской моды. Как Ольга Сеничева создала "Ателье мод"