Найти в Дзене

Научные подходы к воспитанию

Воспитание - это одна и важнейших категорий в педагогике. Воспитание играет огромную роль в развитии личности ребёнка; однако не стоит путать понятия: самовоспитание и воспитание. Это две разные вещи, хотя и связаны между собой. Для того чтобы понять, в чём различие, я предлагаю дать следующие определения: Самовоспитание - сознательная и целенаправленная деятельность, возникающая в результате активного взаимодействия личности со средой, направленная на развитие, совершенствования самой личности и устранение её недостатков. ( Педагогика: краткий курс под редакцией М.Н. Недвецкой Москва 2013 год) Воспитание- 1) целенаправленное становление личности в соответствии со спецификой целей того общества, в котором оно реализуется; ( широкий смысл) 2) целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений (узкий смысл) I) Воспитание - управляемый педагогами – профессионалами процесс последовательного восхождения ребёнка к достижениям культуры

Воспитание - это одна и важнейших категорий в педагогике.

Воспитание играет огромную роль в развитии личности ребёнка; однако не стоит путать понятия: самовоспитание и воспитание. Это две разные вещи, хотя и связаны между собой. Для того чтобы понять, в чём различие, я предлагаю дать следующие определения:

Самовоспитание - сознательная и целенаправленная деятельность, возникающая в результате активного взаимодействия личности со средой, направленная на развитие, совершенствования самой личности и устранение её недостатков. ( Педагогика: краткий курс под редакцией М.Н. Недвецкой Москва 2013 год)

Воспитание-

1) целенаправленное становление личности в соответствии со спецификой целей того общества, в котором оно реализуется; ( широкий смысл)

2) целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений (узкий смысл)

I) Воспитание - управляемый педагогами – профессионалами процесс последовательного восхождения ребёнка к достижениям культуры современного общества в целях максимального развития всех потенциальных способностей ребёнка (учёный – педагог Н.Е. Щуркова). Н.Е. Щуркова пришла к выводу, что именно отношения личности составляют основное содержание воспитания.

II) Воспитание -целенаправленное управление процессом развития личности. (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.) Основа концепции: фундаментальные человеческие ценности:

a) Человек,

b) Семья,

c) Труд,

d) Знания,

e) Культура,

f) Отечество,

g) Земля,

h) Мир.

Для того, чтобы эти ценности стали содержанием воспитательного процесса, предлагается создавать комплексные или целевые программы воспитания, основанные на этих ценностях.

III) Воспитание - это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанника (-ков) по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и, как следствие, развитие их индивидуальности, самоактуализация личности. ( Арапова П. И)

IV) Мнение Воспитание – это целенаправленный жизненно –качественный процесс развития личности ребёнка и его отношения к окружающему миру, людям и самому себе.

V) Воспитание как общественное явление – сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества; в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями, созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений (Лихачев Б.Т.)

Как показано выше здесь имеются различные точки зрения, но суть одна. Следовательно, можно сделать вывод: что самовоспитание-это, когда человек сам себя воспитывает с определённой целью, а воспитание направлено формирование личности в обществе.

Давайте разберёмся, какие же цели и задачи ставит перед собой воспитание, чтобы сформировать члена общества?

Можно выделить следующие цели воспитания

Общие цели:

- Ориентация личности на гуманистические установки и смысложизненные ценности в новых социально-политических и экономических условиях жизни страны, определение своего места и целей жизнедеятельности, формирование самосознания и гуманистически направленных высших потребностей;

- Формирования национального самосознания, гражданственности патриотизма, уважение к законности и правопорядку, внутренней свободы и чувства свободного достоинства;

- Воспитание потребности к усвоению ценностей общечеловеческой национальной культуры, формированию эстетических идеалов, стремление к созданию и приумножению ценностей духовной культуры, участию в культурной жизни страны;

- Приобщение молодёжи к общечеловеческим нормам морали, национальным традициям, кодексам профессиональной части и моральным ценностям соответствующих моральных слоёв и групп, воспитание адекватной самооценки результатов своей деятельности;

- Выявление и развитие задатков, формирование на их основе общих и специфических способностей, индивидуальности личности, возвышение её творческого потенциала и способности к саморазвитию;

- Воспитание потребности к труду как первой жизненной необходимости, высшей жизненной ценности и главному способу достижения жизненного успеха, целеустремлённости и предприимчивости во всех сферах жизнедеятельности;

- Воспитание потребности к физической культуре и здоровому образу жизни, стремление к созданию семьи, продолжению рода, материальному обеспеченью и воспитанию нового поколения в духе гуманизма и демократии.

Задачи воспитания (В. А. Сластёнин, И ф. Исаев):

- формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей;

- приобщение к мировой, национальной культуре и культуре своего края для развития духовности и культуры;

- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к культурному и историческому наследию народов России.

- воспитание патриотом России граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальность и религиозную терпимость, уважительное отношение к традициям и культуре других народов;

- формирование у детей, подростков культуры мира и межличностных отношений; разностороннее и своевременное развитие детей, подростков и молодёжи, их творческих способностей, формирования навыков самообразования, развития культуры межэтнических отношений;

- воспитание толерантного отношения, терпимости к человеку независимо от его расовой национальной принадлежности;

- развитие субъективности, инициативности и самостоятельности в исполнении позитивной социальной роли;

- формирование личности направленной на совершенствование общества, в котором она живет, умеющей противодействовать асоциальным процессам;

- развитие коммуникативных навыков и формирование толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания;

- усвоение понятий, определяющих управление собой (своим здоровьем, и эмоционально-волевой сферой, творческим самосовершенствованием);

- Воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;

- организацию превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде;

- экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе;

- эффективность профилактики асоциального поведения детей и молодежи, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений за счет организации максимальной занятости обучающихся через развитие системы дополнительного образования детей и подростков, увеличение в школе количества творческих организаций и объединений по интересам, привлечение семьи к воспитанию детей и молодежи;

- организацию участия обучающихся в управлении своим образовательным учреждением;

- укрепление взаимодействия с заинтересованными органами (исполнительной власти всех уровней, законодательной (представительной) власти), организациями и учреждениями, прежде всего социальной сферы (культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, занятости), правоохранительными органами, общественными, в том числе религиозными, и другими организациями.

По вопросу воспитания детей, подростков и молодежи.

В России зафиксированы задачи, характеризующие воспитательный процесс в контексте модернизации образования:

- формирование правового самосознания и чувства гражданской ответственности;

- развитие духовности и культуры, инициативности и самостоятельности личности;

- формирование способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда;

- формирование толерантности.

Перейдём к практической части воспитания и в ходе работы отразим его основные принципы.

Воспитание в практике занимает очень важное положение и зависит не только от учителей, но и от родителей.

Родители в первую очередь занимаются своим ребенком, делают всё для того, чтобы из него вырос достойный член общества:

1) вкладывают необходимые знания, которые понадобятся в будущей жизни

2) формируют его отношение к окружающему миру и людям, а также к самому себе

3) приобщают к различным родам искусства.

4) знакомят с интересными книгами, чтобы та информация, которая находится там, пригодилась ему

5) приучают к чистоте и порядку для того, чтобы он был культурный, аккуратный и многое другое

Важно очень следить за развитием ребёнка, наблюдать за ним. Начинать это нужно с самого рождения, а особенно в раннем возрасте ( 1-3лет) и продолжать наблюдать до тех пор, пока он не созреет.

Некоторые родители воспитывают своих детей, используя при этом крики и шлепки, этого не следует делать, так как от этих методов пользы не принесёт. Ребенок , наоборот, будет ещё больше вдаваться в капризы.

Приведем примеры советов из приобретённой мною книги « Воспитание без криков и шлепков» Авторы: Джерри Викофф, Барбара Ц Юнелл

Беспорядок

Побуждайте ребёнка к аккуратности, а не требуйте, хвалите малейшую попытку ребёнка играть «в уборку»

Предупреждение проблемы

Убираться, как только закончим игру

Покажите своему ребёнку, как сразу после игры нужно убирать игрушки или просто уменьшить беспорядок, вызванный тем, что он бросался от игрушки к игрушке. Помогите малышу приучиться прибирать за собой мусор, чтобы он стал более аккуратным ребёнком, а впоследствии и более организованным взрослым.

Покажите ребёнку, как устранить беспорядок.

Подготовьте соответствующего размера коробки и банки, в которые ребёнок мог бы сам убирать игрушки, пластилин и т.д. Покажите ему, как вещи кладутся в коробку и где она потом должна стоять, чтобы не получилось так, чтобы ребёнок просто не знает, что вы имеете ввиду, когда просите его убирать что-то.

Будьте как можно точнее в своих указаниях

Вместо того, чтобы просить ребёнка убираться в комнате вообще, скажите ему конкретно что надо убрать. Скажите, например: « Давай положим лопатки в ведёрко, а кубики в коробку», чтобы максимально обеспечить ребёнку выполнение ваших указаний.

Обеспечьте ребёнка всем необходимым для уборки.

Не ждите, что ребёнок сам знает, какие предметы требуются для уборки, а дайте ему, например, тряпку для протирки стола. Хвалите его за усилия после того, как дали орудия труда.

Отведите для активных игр безопасное место.

Пусть ваш ребёнок играет в игры, подразумевающие беспорядок(рисование, лепка), в наименее уязвимых местах. Не ждите, что он знает, как плохо портить ковёр в гостиной, если вы разрешили ему там, например, рисовать красками.

Решение проблемы.

Что следует делать

Применяйте «бабушкино правило»

Если ваш ребёнок отказывается ликвидировать за собой беспорядок, поставьте его удовольствие в зависимость от выполнения требуемой работы.

Например, скажите: « Да, я знаю, что ты не хочешь подобрать кубики, но, когда ты их соберёшь, ты можешь выйти погулять».

Помните, что ваш ребёнок (в год и старше) может хотя бы немного помочь в уборке, и он должен попробовать это сделать, медленно совершенствуясь в выполнении всё более сложных заданий.

Помогайте ему в уборке.

Иногда уборка слишком тяжела для детских рук. Включайтесь в работу, чтобы научить ребёнка делиться и сотрудничать, - ведь вы хотите, чтобы он усвоил эти два важных правила дошкольной жизни.

Если ребёнок видит, как мама или папа убираются, то уборка становится для него более привлекательной.

Играйте в игру «Обгони часы»

Если собирание игрушек превратить в игру «Обгони часы», то трудное задание превращается в забавную игру. Включайтесь в игру, сказав, например: « Когда ты соберёшь игрушки до звонка таймера, то сможешь взять новую игрушку». Когда ребёнок успешно обгоняет часы, хвалите его и исполняйте свои обещания.

Хвалите любое усилие по уборке.

Побуждайте ребёнка убираться за собой, используя мощный стимул – похвалу. Отмечайте значимость проделанной им работы по уборке карандашей и скажите: « Я рад, что ты положил красный карандаш в корзину. Спасибо, что помог убраться в комнате».

Воспитание в школе занимает не менее важное положение, чем воспитание дома или в семье.

Учитель выступает для детей как пример, дети смотрят на него, начинают вести себя так же как он, учатся у него поведению, обращая внимание на внешность, копируя образ. Здесь и проявляются первые приз воспитания и обучения.

Главная задача - не только передать свои знания, но, прежде всего, воспитать и развить личность.

Например:

На уроке окружающего мира, раздел ОБЖ. «Правила поведения на железной дороге»

Мы показываем, как нужно вести себя на железной дороге, чтобы не попасть под поезд: быть внимательным; озираться по сторонам; не играть на рельсах; когда опускается шлагбаум, надо терпеливо подождать, когда проедет состав и держаться на достаточном железнодорожного полотна расстоянии. Тем самым формируется отношение к окружающему миру и к людям, а также появляются новые качества, которые личность приобретает в ходе урока. Иными словами, воспитываем нормы поведения и обучаем правилам техники безопасности на железной дороге.

В данном случае рассматривается принцип связи воспитания с жизнью, который, в общих случаях, проявляется в учёте воспитателем экономических социальных, экологических, демографических и других условий жизни деятельности школьников.

Пример следующий:

Учитель организовал музыкальный кружок и назначил расписание занятий на основе своего наблюдения за учениками, заметив в них большие способности к музыке, окончательно обсудив работу кружка с директором и учениками. Учащиеся с радостью откликнулись на его предложение, и постепенно в кружке набралось множество желающих, те, кто проявил интерес к музыке. Учитель сам вёл занятие, так как хорошо владел игрой на фортепьяно, на флейте и на гитаре.

В данном примере рассматривается принцип вариативности воспитательной деятельности , означающий соответствие её содержания и форм изменяющимся детским(молодёжным) потребностям, интересам, возможностям.

Кроме разобранных выше принципов существуют и другие, а именно:

× Принцип научности

× Принцип природосообразности

× Принцип культуросообразности

× Принцип ненасилия и толерантности

× Принцип открытости воспитательных процессов и систем.