Найти в Дзене
Александр Дедушка

Как св. Серафим Саровский из стяжания сделал главную христианскую добродетель?

Св. Серафим Саровский
Св. Серафим Саровский

Удивительные метаморфозы порой происходят с обычными понятиями «в руках» у подвижников и святых.

Не только простые понятия и слова в их интерпретации приобретают глубокий духовный смысл, но даже, казалось бы, греховные страсти и намерения могут быть направлены ими в русло самой высокой добродетели.

Так и делает наш великий святой Серафим Саровский с таким понятием как стяжание.

Ясно, что в обычном понимании в нем скрывается негативный смысл - жадности, алчности, сребролюбия, неправедного накопительства.

Но у батюшки Серафима это понятие становится символом величайшей христианской добродетели, даже цели христианской жизни:

«Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божьего».

В ответ на недоуменные вопросы своего собеседника, помещика Николая Мотовилова, батюшка дальше поясняет:

«Стяжание все равно, что приобретение. Ведь вы разумеете, что значит приобретение денег? Так все равно и стяжание Духа Божия. Ведь вы, ваше Боголюбие, понимаете, что такое в мирском смысле стяжание? Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание или наживание денег, а у дворян сверх того получение почестей, отличий и других наград за государственных заслуги».

Здесь все понятно и ясно, как на ладони.

Этим "стяжанием" занимаются и современные люди, с тем только отличием, что у многих людей все это приобретает совсем уж гротескные и гипертрофированные формы – наживы за счет других, слава любой ценой…

Но, смотрите, какой удивительный «перенос» совершает наш батюшка.

Он вдруг весь этот, казалось бы, однозначный негатив переводит в совершенно неожиданную и однозначно положительную плоскость.

Это кажется невероятным:

«Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный, и он, как и денежный, чиновный и временный, приобретается одними и теми же путями, очень сходственными друг с другом».

Как так? Стяжание Духа Божия и стяжание денег «приобретается одними и теми же путями»?

Как такое может быть?

Но наш батюшка неумолим. И он при этом ссылается на незыблемый авторитет Господа Иисуса Христа:

«Бог Слово, Господь наш Богочеловек Иисус Христос, уподобляет жизнь нашу торжищу и дело жизни нашей на земле именует куплею, и говорит всем нам: «Купуй те, дондеже приду, искупующее время, яко дние лукави суть», то есть выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары.

Каким же образом? Как через земные товары можно приобретать небесные блага?

И вот тут батюшка Серафим и делает свой главный «перенос» (в педагогике он называется – «коланимационный перенос»»), то есть то отождествление, которое и проясняет все, что до этого было непонятным:

«Земные товары – это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятаго Духа».

Вот оно что! Вот как отождествляется земное и небесное и оказывается единым по сути!

Итак, земные «товары» - это наши добродетели, через которые мы стяжаем Святой Дух.

Дальше батюшка Серафим поясняет, какие: молитва, пост, милостыня, девство, телесная чистота…

Всеми ими можно «торговать с прибылью» и зарабатывать на них небесный «капитал» Святого Духа.

Только все это нужно делать «Христа ради», а не просто сами по себе, не задумываясь об их значении, и о том, какой в них смысл.

Он далее дает толкование одной из самых загадочных притч Иисуса Христа – притчи о мудрых и неразумных (юродивых) девах.

В этой притче в ожидании на брачном пире Жениха у разумных и запасливых дел хватило в светильниках масла, которое они запасли заранее, а у юродивых – нет, и когда они пошли его купить – двери брачного чертога, где они ждали Жениха, перед ними уже оказались запертыми.

Так вот, поясняя эту ситуацию, батюшка Серафим утверждает, что у неразумных дев, несмотря на их добродетель девства, не хватало именно благодати Святого Духа.

То есть эти девы были девами сами по себе, а не посвящали свое девство Иисусу Христу, и так поступали со всеми своими добрыми делами.

Прислушаемся к батюшке:

«Некоторые говорят, что недостаток елея у юродивых дел знаменуют недостаток у них прижизненных добрых дел. Такое разумение не вполне правильно. Какой же это у них был недостаток в добрых делах, когда они хоть юродивыми, да все девами называются? Ведь девство есть наивысочайшая добродетель, как состояние равноангельское, и могло бы служить заменой само по себе всех прочих добродетелей. Я, убогий, думаю, что у них именно благодати Всесвятаго Духа Божьяго не доставало. Творя добродетели, девы эти по духовному своему неразумию полагали, что в том-то и дело лишь христианское, чтобы одни добродетели делать. Сделали мы-де добродетель тем-де и дело Божие сотворили, а до того, получена ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было».

Вот, оказывается, как!

Мало творить добродетели, надо посвящать их Иисусу Христу, нужно делать их «Христа ради», только тогда они принесут «духовный капитал» стяжание Святого Духа.

Удивительно – как это идет вразрез с тем, что мы наблюдаем вокруг.

Ведь вокруг нас еще есть добрые и добродетельные люди, даже и не среди христиан.

Но они чаще всего добры «сами по себе», по своей «природе», и это является основой их внутреннего самоуважения - довольства и самоуспокоения.

«Главное, чтобы человек был добрым» - часто можно услышать такую фразу. То есть, не важно вообще, верующий он или неверующий.

А тем более – посвящает ли он свои добрые дела Иисусу Христу или делает их просто так - по своей доброй природе.

То есть просто потому что привык, просто потому, что зло органически вызывает у него отвращение, просто потому, что он(а) не может поступать по-другому.

Оказывается, есть разница.

Но только для тех, кто вместе с батюшкой Серафимом всерьез озабочен целью своей жизни как «стяжанием Духа Святого».

Кого это не волнует – пусть будет «просто добрым», без каких-либо небесных «капиталов».

Хотя вряд ли у него это получится.

Ибо если человек не занимается стяжанием Духа Святаго, он начинает заниматься стяжанием чего-то другого – земного счастья, славы, почета, уважения, внутреннего спокойствия, самоудовлетворения, удовольствий…

А там уже – и до греха рукой подать.

Так что все мы с вами рано или поздно станем «стяжателями».

А уж чего – пусть каждый выбирает сам.