Найти в Дзене
Фонотека в кармане

Depeche Mode - Music for the Masses, 1987

Depeche Mode, 1987
Depeche Mode, 1987

Для каждой декады существует своё музыкальное наполнение. Будь то рок-н-ролл в 50-х, психоделия в 60-х, хард-рок в 70-е и т.д. В 80-е же была электронная музыка. И, как и у любого другого течения, у неё были свои лидеры. С любой из приведённых выше точек зрения можно поспорить, но факт того, что английская группа Depeche Mode была одной из мощнейших творческих единиц того времени, отрицать сложно.

Казалось бы, что любому человеку, который хоть иногда слушает радио, название Depeche Mode известно, но стоит сделать ещё один шаг вперёд и окажется, что кроме Enjoy the Silence и Personal Jesus у группы ничего особо и нет, ну возможно альбом Violator целиком имеет место быть. Не спорю, что Violator это, как минимум веха в истории группы, но началось всё несколько раньше.

К началу 1987 года в активе группы Depeche Mode было 5 студийных альбомов и усталость после турне в поддержку Black Celebration (1986). Каждый из участников занимался своими личными делами, будь то запись стороннего сингла или уход за первенцем. Только основной автор Мартин Гор (клавиши, бэк-вокал) не прекращал работать на благо группы и записывал демо-версии новых песен в своей домашней студии.

Первой ласточкой с грядущего релиза стал гимн жестокой любви Strangelove,записанный в лондонской студии группы The Kinks. Уже по этой композиции чувствовалось, что группа хочет сделать очередной шаг вперёд и он должен стать не простым «прощупыванием» почвы, а уверенным действием. Но консервативным журналистам подобные выпады и посягательства на серьёзность не пришлись по вкусу. Журнал NME объявил группу в отсутствие той неуклюжей наивности, являющейся важной чертой обаяния Depeche Mode. Газета Melody Maker похвалила сингл за отличную продюсерскую работу, но сетовала на отсутствие идеи.

Но раз уж группа решила идти дальше, то остановить их не мог никто. Первым делом музыканты полюбовно рассталась с продюсером Дэниелом Миллером, работавшим над всеми предыдущими релизами группы.

Фото из оформления Music for the Masses
Фото из оформления Music for the Masses

Миллер с теплотой вспоминает то время:

Мы все пришил к выводу, что ребятам нужно поработать с кем-то ещё, чтобы получить новый творческий и идейный импульс. Я уже не мог проводить в студии по шесть месяцев в году.

Но окончательно фигура Миллера не ушла в тень. Во-вторых, в Париже была арендована Studio Guillaume Tell, а новым со-продюсером, по совету того же Миллера, был назначен Дэйв Бэскомб. Бэскомб ранее работал над бестселлером Питера Гэбриелла So (1986) и сотрудничал с Tears for Fears на их прорывном релизе Songs from the big Chair (1985).

Казалось, что с Бэскомбом группа легко сможет достигнуть той самой «химии», но на деле всё было несколько иначе. Алан Уайлдер (клавиши, сэмплы, бэк-вокал), вспоминает, что из Дэйва получался лучший звукоинженер, чем продюсер. И Music for the Masses это альбом, в который вложено больше всего нашей личной продюсерской работы.

Не исключено, что Алан несколько лукавит, поскольку под словом нашей наверняка крылось – моей. Подтверждение данному мнению, хоть и косвенное, можно найти в комментарии ДэниелаМиллера к альбому:

Алан вложил много туда в этот альбом. Остальным не очень нравилось подолгу находиться в студии, и я их не виню, это может быть очень утомительно.

Ранее Миллер уже приезжал на один день в Париж, а когда группа отправилась в PUK Studiosв Данию, Дэниел приехал, чтобы помогать им микшировать альбом. Первым делом была переработана аранжировка Strangelove, в результате чего композиция превратилась воплотилась в помесь версий Миллера и Гора. С треком To Have and to Hold компромисс найти не получилось. Алан Уайдлер видел композицию более мрачной, Мартин Гор же «цеплялся за своё попсовое демо», которое в итоге пришлось записать. В версии Гора композиция имеет подзаголовок (Spanish taster).

В процессе микширования Энди Флэтчер (сэмплы, бэк-вокал) дал интервью журналу Record Mirror, в котором сказал, что охарактеризовать стиль записи на данный момент сложно, но песни отличные и разные.

Энди не обманул. До момента релиза интерес к альбому было решено подогреть ещё одним синглом – Never let me down again. Если в Strangelove присутствовала некая игривость, замешанная на звонкой партии клавишних, то Never let me down again была более тяжеловесной и серьёзной. Было решено использовать в композиции живую партию гитары, настоящий оркестр и сэмпл ударных Led Zeppelin. Melody Maker на этот раз была более благосклонна: Не так эротично, как лучшая их вещь – A question of Lust (1986), но этот трек тоже обладает поразительно способностью свети на нет все ваши предубеждения.

Фото из оформления альбома Music for the Masses
Фото из оформления альбома Music for the Masses

Помимо партий живых инструментов группа не переставала экспериментировать со звуками. Так в начале To have and to Hold можно услышать русскую речь о гонке вооружений и ядерном арсенале. Можно предположить, что это был некий выпад против Советов, но по словам Джонатана Миллера – автора книги о Depeche Mode, этот пассаж был использован лишь для подчёркивания мрачного настроения композиции. В I want you now мы услышим созданное аккордеоном эротическое дыхание, воскрешающее в памяти хулиганства Сержа Гензбура. The Sings you said с лидирующим вокалом Мартина Гора стала предвестником следующего альбома группы – Violator.

Ещё одним синглом, уже после выхода альбома, была выпущена индустриальная Behind the Weels. В композиции под голос Дэйва Гаана был подложен голос Мартина Гора, для придачи композиции больше выразительности. Критики окрестили песню – типичный Depeche Mode. В этом они правы, но разве плохи типичные Depeche Mode? Минималистичная Little15,созданная не без влияния американского композитора Филиппа Гласса, неожиданно для группы стала очень популярной во Франции. Не скажу, что как самостоятельное произведение она способно затянуть вас, но в канве пластинки этот трек смотрится очень органично.

В результате студийных сессия для пластинки было отобрано 10 оригинальных треков, которые и составили альбом Music for the Masses, появившийся в продаже 26 сентября 1987 года.

Теперь пару слов об ироничности названия.

Энди Флетчер вспоминает:

Мартин где-то увидел альбом Music for a Million (не исключено, что это был саундтрек к одноимённому фильму Генри Костера 1944 года), и нам это название показалось довольно смешным – так и появилось Music for the Masses.
Постер фильма Music for Millions
Постер фильма Music for Millions

Сам Гор говорит, что шуточное название было придумано потому что Depeche Mode суждено было навсегда остаться культовой группой, которая никогда не станет мейнстримом. В итоге шуточное название превратилось в пророчество.

В оформлении обложки использовалась фотография Мартина Аткинса, запечатлевшая три ярко-красных громкоговорителя. Громкоговорители впервые появилась в оформлении сингла и антураже клипа Strangelove. Идея Аткинса сводилась к тому, чтобы подчеркнуть название пластинки. В итоге три мегафона висят на столбе где-то на отшибе т.е. там, где нет никаких масс.

Обложка альбома
Обложка альбома

Музыкальная пресса наградила новый альбом Depeche modeоценкой – выше среднего. Джейн Соланас (явная поклонница Мартина Гора):

Недавний сингл Never let me Down Again остаётся для меня шедевральным и загадочным. В число лучших вещей входит так же завершающая альбом Pimpf, явно подходящая для саундтрека к фильму о вампирах, и два трека, в которых поёт Гор: The things you Said и I want you now.

Melody maker тоже отметил закрывающую композицию, подводящую итог ровному, гладкому и довольно скучному (по мнению Melody maker) альбому.

Record Mirror указывает на то, что слушателю придётся смирится с тем, что Depeche Mode повзрослели и это уже не синти-поп для девочек. Благодаря глубокому и сильному голосу Мартина Гора, а так же окрепшему вокалу Д'йва Гаана, альбом Music for the Masses можно назвать самым завершённым и сексуальным альбомом «модов» на данный момент.

Журналист Бруно Макдональд пишет: Этим альбомом группа Depeche Mode попрощалась со своим электро-попом и создала саунд, вдохновивший одновременно и готов и зачинателей дэнс-музыки. Мощь альбома неизменна, однако темп приятно меняется. От энергичной, демонстрирующей зарождение хауса Never Let Me Down Again до камерного мюзикла Little 15 и к сладострастной Behind the Weels.

Depeche Mode в 1987 году
Depeche Mode в 1987 году

Алан Уайдлер, редко относящийся с восхищением к своим работам, рассуждает:

Осознавать, что твои прошлые работы несовершенны – вполне естественно. На Black Celebration есть хороший материал, но аранжировки звучат странновато. Music for the Masses звучит получше, но в плане материала он менее интересен.

Дэниел Миллер же считает, что этот альбом, лучше чем любой другой релиз группы соблюдает баланс между тёмной и светлой сторонами. Музыкально этот альбом был большим шагом вперёд. Мудрые песни в прогрессирующих аранжировках. Ведущая французского радио Франческа Каппуччи назвала аранжировки альбома утончёнными и элегантными. А тексты Мартина Гора очень сильными, составляющими значительную часть обаяния Depeche Mode.

Music for the Masses стал той пластинкой, с которой группа покорила американский рынок. Хоть он и не поднялся выше 35 места в американском чарте, но турне в честь альбома было прорывом. Концерт в «Роуз-Боул» в Пасадене стал кульминацией нашей карьеры – заявил Энди Флетчер в 1998 году.

Обложка концертного альбома 101
Обложка концертного альбома 101

Именно на базе этого концерта был издан фильм 101 (1989), в котором можно услышать 7 песен с Music for the Masses в живом исполнении. А дальше были Violator, мировой успех, изнуряющие туры, полураспад коллектива и многое другое, но это уже совсем другая история, о которой, я уверен, мы ещё поговорим.

Подписывайтесь на канал, будет интересно.