Парадокс: в стране, где автомобили выполняли одновременно функции и легковушек, и грузовиков, модели с кузовами универсал делали в мизерных количествах. Некоторые из них простым гражданам и вовсе не продавали.
Москвичи послевоенные
Первым советским универсалом сразу после Великой Отечественной мог стать Москвич-400-421, сделанный на базе малолитражки Москвич-400 – первого массового автомобиля для частников.
В Германии (помимо других модификаций Москвича) разработали элегантный цельнометаллический универсал. Но столь металлоемкая машина в послевоенные годы для СССР была неприемлема.
Опытный образец Москвич-400-421. Таких универсалов сделали лишь около десятка.
В Москве разработали деревометаллическую конструкцию – аналог фургона Москвич-400-422. Наружные панели делали из фанеры и деревянных реек.
Фургон запустили в серию, а универсал так и остался опытным образцом. Необходимости в нем не было.
Самодельный универсал на базе первого Москвича.
Москвичи-400-422 в кузове фургон частникам не продавали. Но списанные машины попадали-таки в руки простых граждан. И их переделывали в универсалы. Иные умельцы, проявляя чудеса изобретательности, делали универсалы и из стандартных седанов Москвичей-400 и 401.
Серийный Москвич-423Н. Машины этого семейства стали первыми универсалами, продаваемые в СССР частникам.
Первым доступным частникам универсалом в СССР стал Москвич-423 на базе Москвича-402 с 35-сильным мотором. Поначалу такую модификацию не планировали. Потом все-таки сделали, но для почтовой службы и в трехдверном варианте.
В серию в 1957-м пошла пятидверная машина. Ее, а также модернизированную версию Москвич-423Н уже с мотором в 45 л.с., продавали и частникам.
Получивших такие машины в собственность считали счастливчиками. И даже через много лет Москвичи-423 всех модификаций высоко котировались на вторичном рынке.
Были и полноприводные универсалы Москвич-411. Но их собирали ничтожно мало.
Универсал Москвич-427 на базе Москвича-412.
Более поздние универсалы Москвич-426 и 427 — на основе моделей 408 (50 л.с.) и 412 (75 л.с.), а потом Москвичи-2137 и -2136 на базе Москвичей-2140 и 2138 шли и в торговую сеть. Большая часть грузопассажирских машин (а делали их тоже немного) уходила на государственные предприятия.
Мечты о Волге
Волга ГАЗ-22 – мечта миллионов советских граждан.
В 1961 году в серию пошел ГАЗ-22 – универсал на базе самой престижной, любимой и желанной в те годы советской машины Волга ГАЗ-21. Вместительный и прочный ГАЗ-22 стал мечтой миллионов автолюбителей.
Но в частные руки попадали лишь единичные экземпляры.
Купить их разрешали только известным людям. Например, такая Волга много лет была в собственности у прославленного артиста Юрия Никулина. ГАЗ-22 был и у автора гимна СССР Сергея Михалкова.
Самодельный вариант грузопассажирской Волги на базе модели ГАЗ-21.
Пикапы и фургоны из изношенных ГАЗ-21 делали в нескольких городах мелкие ремзаводы. Иногда кроили и нечто подобное универсалам, которые потом оказывались и в частных руках.
Самая престижная и самая недоступная Волга 1970-х – ГАЗ-24-02.
Волгу ГАЗ-24-02 (на жаргоне тех лет – «сарай») частникам тоже почти не продавали. Об огромной семиместной машине большинство только мечтало. Такой универсал можно было купить в магазине «Березка», обменяв заработанную за границей валюту на так называемые чеки, но столь богатых людей в стране было совсем немного. После ГАЗ-22 у Юрия Никулина был, кстати, ГАЗ-24-02.
Удивительный гибрид универсала и фургона на основе ГАЗ-24-10.
Со временем в разряд частных переходили некоторые санитарные Волги ГАЗ-22 и ГАЗ-24-02. Какой-никакой, а тоже ведь универсал. Их и сегодня иногда продают на вторичном рынке.
Любимые Жигули
Первый массовый советский универсал Жигули ВАЗ-2102.
В 1971-м году начали выпуск первого по-настоящему массового советского универсала — ВАЗ-2102. Машина, рассчитанная в первую очередь именно на частных владельцев, быстро стала любимой. И даже престижной.
До 1985 года, когда уже выпускали «четверку», сделали около 667 тысяч «двоек». Машины продавали и на экспорт. В том числе с моторами большей мощности: ВАЗ-21021 – с двигателем 1,3 л, 68 л.с. и ВАЗ-21023 – 1,5 л, 77 л.с.
Эти машины неохотно выпускали в СССР. Интересно почему?
Опытный образец ВАЗ-21032 — «двойка», скрещенная с «трешкой».
По заказу технической дирекции ВАЗа сделали несколько прототипов ВАЗ-21032 – с улучшенной отделкой и передком от престижного ВАЗ-2103. Но в серию такая машина не пошла. Зато позднее подобные гибриды стали самостоятельно строить умельцы. Причем не только у нас — например, даже в Венгрии.
Экзотика
Еще в 1966-м в Запорожье сделали прототип ЗАЗ-966 с грузопассажирским кузовом. Однако заднемоторный автомобиль с V-образным двигателем был не самой рациональной затеей. У аналогичных Фольксвагенов-универсалов двигатель ведь гораздо ниже – оппозитный.
Опытный образец универсала соорудили даже на базе мотоколяски С3Д, предназначенной для инвалидов. Такая машина, бесспорно, пришлась бы кстати. Но в серию она тоже не пошла.
Уже в постсоветские времена самодельные универсалы появились и на базе ЗАЗ-968, и на основе С3Д. Но связано это уже скорее не с хозяйственной необходимостью, а с тягой к техническому творчеству.