На Смоленском кладбище Санкт-Петербурга есть братская могила с датой 1942 год.
Зима 1942 года была самой страшной зимой блокадного Ленинграда, унесшая многие тысячи жизней защитников города, его жителей.
На сером надгробном камне этой могилы высечено: «Здесь похоронены погибшие в блокаду профессора Ленинградской Академии художеств».
Среди перечисленных имен есть фамилия Ивана Яковлевича Билибина, выдающегося русского художника, иллюстратора русских народных сказок, былин.
Судьба Билибина была безусловно переменчива, трагична.
Его творческий путь следовал в русле проложенным судьбой.
Иван Яковлевич Билибин родился 16 августа 1876 в семье военного моряка и врача Якова Ивановича Билибина.
Билибины — старинная калужская фамилия, о которой уже упоминается в документах 1617 года.
Портреты прапрадеда Ивана Харитоновича и прадеда Якова Ивановича (1779–1854), именитых купцов, можно увидеть в Эрмитаже.
По требованию отца Билибин поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета и успешно его оканчивает.
Но его не влекла профессия юриста и через некоторое время он поступает в Петербургскую рисовальную школу княгини Тенишевской, которой руководил Илья Ефимович Репин.
За время учебы Билибин вырабатывает собственный стиль и манеру работы с акварелью.
На его творчество, манеру письма безусловно огромное влияние оказал Виктор Васнецов.
Посетив выставку работ Васнецова, Билибин писал: «Сам не свой, ошеломленный ходил я после этой выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и по чем тосковала моя душа…».
По приглашению друга он проводит лето 1899 года в его имении.
С собой в деревню Билибин берет сборник русских народных сказок Афанасьева.
За лето Иван Билибин нарисовал иллюстрации к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке».
Вернувшись в Петербург, Билибин показал по совету своей тетки сделанные им рисунки в Экспедиции заготовления государственных бумаг, где была лучшая в России типография.
Работы молодого художника им очень понравились.
За короткое время он создает иллюстрации еще к четырем сказкам афанасьевского сборника; «Царевна-лягушка», «Перышко Финиста — Ясна сокола», «Василиса Прекрасная» и «Марья Моревна».
Выпускается книга с его иллюстрациями.
Билибин был первым из художников, который непосредственно создал детскую книгу, в основе которой лежит самый популярный вид литературы — народная сказка.
Кроме книжных иллюстраций им оформлялись самые знаковые и известные русские спектакли, оперы и балеты, в том числе: «Золотой петушок» (1909) , «Садко» (1914), «Сказка о царе Салтане» (1929), «Князь Игорь» (1930), «Борис Годунов» (1930), сотрудничал с такими известными театральными мастерами как Сергей Дягилев и Анна Павлова.
В 1916 году Билибин получил звание академика Санкт-Петербургской Академии художеств.
Октябрьскую революцию Иван Билибин встретил в крымском поселке Батилиман, куда уехал переждать смутное время.
Из Крыма в 1920 году с волной русских беженцев Билибин попадает в Египет.
Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая стала женой художника в Каире в 1923 году.
Она была ученицей Рериха, внесла неповторимый вклад в развитие русского фарфора.
Работы ее украшают многие музеи, но большая часть их экспонируется в коллекции Ломоносовского фарфорового завода.
Билибин провел за границей 15 лет – с 1920 по 1935 годы, однако так и не сменил гражданство.
В 1935 году он получает гражданство СССР и в 1936 году вместе с женой вернулся в Ленинград.
Билибин становится профессором графической мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств.
В 1939 году ему была присвоена научная степень доктора искусствоведческих наук.
С началом войны Билибины переселились в общежитие Академии художеств, которое расположилось в подвалах Академии.
Билибин наотрез отказался уезжать в эвакуацию.
Иван Яковлевич Билибин умер от истощения в ночь на 7 февраля 1942 года.