Вы не задумывались о том, как медленно в целом шел духовный прогресс человечества? Почему идеи о самосовершенствовании, свободном развитии духа, личном духовном пути каждого получили широкое распространение лишь недавно? Почему так долго человечество не смотрело вглубь своей сути и не желало понять, куда оно идет?
До массового взаимопроникновения идей и глобализации мысль о том, что у каждого человека свой духовный путь вне всяких условностей еще не летел широкой волной.
Казалось, вроде бы простые истины неизвестны большинству, и люди не до конца осознают, что самим стоит принять ответственность за свою жизнь, строить ее без контроля извне, а согласно личным принципам, и при этом не мешая другим. И не было нацеленности на всеобщие права, на всеобщее процветание человечества. Большинство людей находились в целом сонмище предрассудков насчет других. Они не могли осознать духовное единство всех живущих на земле, важность самостоятельности каждого и просвещения.
Большинство делило все еще людей на слуг и господ, свободных и рабов, праведников и еретиков. Люди жили в узком мирке и их мало привлекала среда за ним.
Казалось бы, живи просто, и впитывай в себя любовь к людям, совершай добрые поступки, обогащайся знаниями? Но все почему-то на земле оказалось не так просто.
Значит ли что об этом практически никто не думал? Отнюдь. Просто такое мировосприятие не слишком быстро распространялось и не всеми принималось. А еще, оно тормозилось искусственно официальными религиозными системами и стоящими во главе их иерархами.
Свободные начинания, полные энтузиазма смелые подвижки в духовной сфере безжалостно пресекались официальными религиями.
Стремление к постижению тайн сильнее канонов
Научное и философское неимоверно сплетено между собой. Есть такие глобальные темы, где факты неизбежно пересекаются со сферой наших представлений, чувств, эмоций.
Как такие проблемы, как неземная жизнь, путь души человека, существование иных миров могут уместиться в узкие рамки догм?
В средние века, как и в другие времена, люди тоже размышляли над тем, насколько безграничны возможности человека, как и с помощью чего человек может измениться внутренне.
И эти вопросы невозможно рассмотреть лишь в одном ракурсе, заданном церковью. На них не может быть одинакового взгляда, только одной точки зрения. Поэтому естественно для понимания их будет уместен синтез и науки, и философии, и даже мистических учений. Ведь у каждой из этих сфер - свое объяснение.
Даже в темные времена стремящиеся к просвещению личности пытались понять эти извечные загадки. Как с помощью философских изысканий, так и мистических учений.
И в том числе, постичь и путем приобщения к общему сакральному Знанию, прийти к Абсолюту, первопричине всего в мире. Для того, чтобы слиться духом с этим первоисточником, прочувствовать Высшее.
Неслучайно, появились и развивались такие направления, как герметизм и гностицизм. Они побуждают взглянуть на душу и предназначение самого человека с другого угла, дают понять, что в самом человеке собрано очень много сил и потенциала. Поэтому к ним и стремились так сильно.
И эти учения тоже были способами познания.
А тайное всячески очернялось и порицалось, несмотря на не стихающий интерес к нему.
Видя как люди хотят заглянуть за грань обыденной для них реальности, церковнослужители все больше запрещали тайное.
Потустороннее, магическое манило к себе своей неизведанностью, путешествия духа становились чем-то вроде желанного приза. Люди верили в то, что есть особый мир, которые невидим и существует по своим законам. И всячески старались в него проникнуть.
Почему тогда большое количество людей не могло обратиться к саморазвитию, приобретению знаний о себе и о мире? Потому что церковь все держала в железном кулаке и вряд ли бы допустила широкое распространение идей, которые помогли бы выйти на новый уровень и дать распространиться свободомыслию. Они думали, что развивая себя, человек забудет о том, какая роль в их понимании отведена "наместникам божьим".
Человек, который хочет познать свою душу, входит в контакт со своей высшей сущностью, становится проницательнее. У него одновременно развивается интуиция. Становится ближе к разгадке, настоящей картине всего и прежде всего к самому себе. Познавая себя, учится отличать правду от лжи. А понимание отличий правды от лжи наряду с волевым порывом следовать правде и ведет человека к свободе.
Особенно, если человек этот готов воспринимать и больше видеть. Мы входим внутрь длинного коридора своей натуры, познаем свои устремления и установки. И становимся более наполненными внутренне.
Это представляли и высшие иерархи церкви, поэтому всячески старались помешать этим заниматься.
Они силились закрыть людям вид на новый мир - свободный и открытый. На мир, который может наступить, если люди будут идти за свободным разумом, и уметь выстраивать границы своей жизни, самому определять, какие решения принимать и регулировать свою деятельность. Заставить замолчать и мыслителей, призывающих следовать свободе и своей совести, авторов книг, которые предлагали иной взгляд на все происходящее и иной путь развития человечества.
Человека, который хотел познать всю картину мира и, выйдя из неведения, убрать пелену с глаз и понять смысл жизни всячески очерняли и порицали, наделяли их чуть ли не демоническими качествами. Будь то мудрец, который хотел заглянуть в зеркало мироздания или же просто мечтатель, который в своих произведениях излагал дорогие сердцу надежды о мире, где будет править добро и честность. Или же только начинающий свой путь мятущийся человек, который отодвинув камень запретов, решил заглянуть в запредельное и проснуться духом.
О них сочинялись немыслимые небылицы о сговоре с дьяволом, обещавшим всемогущество, о невероятном их рвении в отречении от веры. И такой образ обрастал зловещим ореолом, приобретал инфернальный оттенок.
Так церковнослужители, хотели показать, что данный человек для общества опасен.
Появлялась целая плеяда натурфилософов, и это вызывало беспокойство в стане церковников.
Обвинения в служении дьяволу преследовали Агриппу Неттесгеймского, натурфилософа и гуманиста, на протяжении всего его пути. Агриппа был умным и образованный человеком, который в совершенстве владел шестью языками, лечил людей.
Да и в самом представлении этого философа маг - это скорее, мудрец и пророк.
А для церкви той эпохи этого было иначе: занимается чем-то непонятным, странным - значит уже чернокнижник.
Издавая свои указы против магии и конкретных людей, духовенство ставило заслонку за заслонкой. Словно и впрямь власть имущие мечтали, чтобы люди ни в коей мере не увидели мир своими глазами. Не посмотрели на него иначе, чем сквозь призму их учения.
Церковь стремилась все способы познать действительность сосредоточить в своих руках. Все духовное для церкви было лишь то, что одобрено отцами церкви и папой Римским. А жизнь духа свободного, самостоятельно, словно по лестнице, взбирающегося по уровням развития, не представлялась тогдашним вождям возможной.
Мятежный ищущий дух в окружении пассивности
Люди же стремились к познанию необычного, к тому, чтобы понять устройство Вселенной и место человека в нем. Интерес к таинственному захватывал собой все новых адептов. Стремились понять, кто мы и какова наша цель. Поэтому они и создавали сложные философские системы, проводили время в долгих интеллектуальных изысканиях.
Не один беспокойный ум жаждущей духом раскрытия тайн личности занимала собой трансформация мира, возможность жить свободнее в соответствии с личным предназначением, понимая, что происходит вокруг, и творить реальность самим.
Но процент таких устремленных ввысь людей, с расширенным сознанием был все равно не так велик, как число пассивных людей, которые их окружают. Слишком мало было искателей духа по сравнению с обывателями, которым трансформация мира была не только непонятна, но и не нужна. Духовного прорыва у большинства людей, массового просвещения так и не случилось.
Если бы людям не мешали смотреть, они увидели гораздо больше. Были продвижения свободной мысли летящей вперед. У самых разных мечтателей, поэтов и философов, которые тьму вокруг мечтали хоть немного проредить лучами света. Понимали, что в безрадостную действительность можно привнести полное человеческой любви и соучастия отношение друг к другу.
Всегда находились люди, стремящиеся заглянуть за грань неопознанного, жить свободнее, изменить духовный уклад. Но их стремления тормозились господствующими религиями.
Свободную мысль пытались заглушить, остановить навеки, но живое знание остановить нельзя.
И процесс познания вечный и неистребимый, к которому у человека в сердце живет неистребимая тяга, мысль, которая метеором неслась навстречу совершенному миру сквозь гонения и преграды.
Если статья была Вам полезной, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!