Премия Грэмми с давних пор славится своими неоднозначными решениями, последствия которых год за годом заставляют полыхать все повисшие в обществе конфликты с новой силой. Предлагаю разобраться, как престижная премия теряет статус в глазах музыкального сообщества, и что академия звукозаписи предпринимает на этот счёт? Кризис, охвативший NARAS, вызван в основном двумя причинами. С одной стороны, это коммерческое устройство академии, то есть огромные деньги и неочевидные для большинства связи в верхнем эшелоне шоу-бизнеса. Вторая проблема отчасти вызвана первой и состоит в подковерных интригах на уровне высшего руководства, а также неявной работе ее теневых комитетов.
Первое само по себе не плохо- сложно развивать искусство эффективно, не включив его предварительно в систему рыночных отношений. Второй же момент тоже вполне понятен- никто не захочет оставлять такого размера капиталы в подвешенном состоянии, а за владение активами постоянно будет вестись борьба. И вся эта конкуренция по сути только подталкивает развитие индустрии, то есть, улучшает общее качество продукта для среднего потребителя.
Однако, эти бизнес решения не всегда совпадают как с виденьем целых сообществ, так и с оценками продвинутых искусствоведов. И здесь крупнейший музыкальный приз планеты становится отражением всевозможных противоречий, переполняющих современную жизнь. Несовершенство корпоративной культуры, как и борьба различных социальных групп за сохранение/отмену архаичных ценностей дают о себе знать и проявляются самым неожиданным и неприятным образом. Похоже, общество реагирует на последствия своей трансформации слишком медленно.
На пороге десятилетий
Настоящей кульминации этот раскол достиг в начале 2020, когда Дебора Дуган, бывшая CEO организации подала иск против руководства академии буквально за пару дней до начала церемонии. Помимо обвинения своего предшественника, Нила Портноу в изнасиловании, Дуган приписывала NARAS подтасовку в процессе номинации на Грэмми. Стоит учесть, что и сама Дебора Дуган обладает не самой чистой репутацией, а за несколько дней до скандала она была отстранена от должности, спустя всего 5 месяцев правления. Началось все с того, что совет обвинил ее в давлении на одну из приближенных Нила Портноу, якобы примененное в попытках ослабить след старого руководства в кабинетах.
По заявлению нового главы, Харви Мэйсона-младшего Дуган пыталась уйти на своих условиях, запросив компенсацию в 22 миллиона, но, после отказа в этих требованиях решила подать в суд.. То есть в результате рокировок, грязной борьбы за руководящие позиции, денежных распилов и закулисных секретов академия сменила трёх директоров менее чем за полгода. Но это интересует нас не так сильно, как заявление Дуган о манипуляциях со списками номинантов. Даже если учесть, что Дуган и сама не без греха, ее обвинение выглядит вполне справедливым на фоне событий 2020.
Настоящей сенсацией 62-й церемонии стала Билли Айлиш, забравшая в январе 2020 сразу все награды большой четверки Грэмми: «Запись года», «Альбом года», «Песня года», «Лучший новый исполнитель». За всю историю, такое происходило лишь однажды, когда Кристофер Кросс получил все статуэтки в основных категориях в 1981. Сам факт подобной доминации выглядит подозрительно, несмотря на то, что врыв Билли в индустрию стал действительно историческим событием. Ничего не имею против исполнительницы, но тем не менее сомнительно, что блистательный thank you, next от Арианы Гранде не смог забрать ни одного из потенциально двух больших призов церемонии.
Этот факт привлек к себе внимание, но сам по себе особого значения не возымел, а вот споры вокруг махинаций с номинациями не утихли и вспыхнули снова уже в конце 2020. После объявления номинантов на очередную церемонию 2021 года, в списке не оказалось крупнейшего имени за прошедший период- The Weeknd. Каким образом артист, чья композиция "Blinding Lights" продержалась на первой строчке Billboard 19 недель, оказался за бортом этой ярмарки тщеславия? Вот и автор After Hours, продажи которого составили более 5 миллионов копий, не понял юмора академиков, обвинил организацию в коррупции и решил бойкотировать шоу. Руководство академии внятных объяснений этой ситуации не дали.
Помимо непоняток с номинациями, внутри самих категорий и между ними также происходят непонятные вещи. Tyler, The Creator, победивший в категории "Лучший реп альбом" со своей работой, IGOR высказал негодование тем, что его по инерции помещают в урбан категорию. "Что бы ни делал я и парни, выглядящие, как я, как бы ни размывали мы границы жанров, как бы ни экспериментировали, нас всегда помещают в одну-единственную категорию- рэп/урбан". И правда, IGOR сложно воспринимать как реп чистой воды, чего его создатель всеми силами и добивался- обильные вливания нео-соула, rnb и фанка приближают альбом к жанру популярной музыки максимально. На звание главного реп альбома 2020 мог бы вполне претендовать например I Am > I Was от 21 Savage, имеющий гораздо большее отношение к хип-хопу..
Ну и как обычно, что случай с Тайлером, что случай The Weeknd всколыхнул проблему расового неравенства в американском социуме. Лично мне тяжело сказать, насколько это обосновано, но сам конфликт существует испокон веков, а подозрения NARAS в дискриминации цветных артистов витают в воздухе не первый день. Так, с 2006 по 2016 только 17 цветных артистов были номинированы на "Альбом года". Из них приз получил только Херби Хенкок в 2008 за альбом, который является сборником каверов на песни Джонни Митчелл- иконы кантри, исконно белой музыки..
Возникает двусмысленная ситуация. С одной стороны, академия идет на уступки и порой чуть ли не даёт карт-бланш афроамериканским исполнителям- вспомнить хотя бы церемонию 2018 года, где в главных номинациях почти не было белых имён, а Бруно Марс выиграл в 6 номинациях, из которых 3 были основными. С другой стороны, логика отбора участников вызывает вопросы, а непрозрачная процедура заставляет усомниться в беспристрастном отношении экспертов.
Что было предпринято?
Похоже, новый директор, Харви Мэйсон-младший притворяет в жизнь кардинальные, но давно назревшие реформы. Еще в 2021 году был уменьшен срок непрерывной службы членов и председателей комитета по отбору заявок. Ранее их обязывали брать перерывы через 5 лет работы, теперь уже через 3. Общий срок службы в качестве члена или председателя сократился также- с 8 до 5 лет. Видимо, совет академии все же признает, что застои в аппарате отбора на Грэмми как минимум создают дисбаланс в отражении премией ситуации на музыкальной сцене. Ну а как максимум, приводят к возникновению продажных схем в процессе выбора номинантов.
В этом году Грэмми продвинулась еще дальше- теперь музыканты выбираются путем всенародного голосования, а "секретные комитеты" тем временем прекращают свое действие. Помимо этого, количество номинантов в основных категориях увеличилось до 10- ранее это число составляло 8, а до 2019 всего 5. Это потенциально даёт больше возможностей артистам растущей с каждым годом сцены пробиться.
Однако, не обошлось и без казусов. По новым правилам любой сторонний участник конкретной записи может претендовать на победу наравне с главным автором- ранее для этого вклад музыканта в произведение должен был быть не ниже 33%, а до 2018 такая возможность в принципе отсутствовала. Да, теперь артист может побороться за приз, даже если он не является основным автором композиции или альбома- неплохо, учитывая тенденцию на всестороннее сотрудничество в современной музыке.
Реальная же ситуация выглядит.. не совсем адекватно. Канье Вест, к примеру соревнуется сам собой за лучший альбом года- снова биполярочка? А вот и нет, все из-за его участия в альбоме Lil Nas X, MONTERO, при одновременном выдвижении своего DONDA. Doja Cat, также засветившаяся на альбоме Монтеро попадает в аналогичную ситуацию со своим Planet Her. Тейлор Свифт тем временем получает помимо номинации за свой evermore, ещё одну- за соавторство в двух песнях с Sour Оливии Родриго. Бренди Карлайл соперничает с собой же за песню года- столкнулись ее Right On Time и A Beautiful Noise от Алишы Киз.
Забавная ситуация складывается с альбомом "Justice" Джастина Бибера, на который он позвал около двух сотен музыкантов. Все они потенциально могут получить «Альбом года». The Weeknd, пообещавший больше никогда не связываться с Грэмми, получил целых 3 номинации- за коллаборации с мистером Вестом и Doja Cat. Это при том, что организация не пригласила его и в 2021, после его выпада в сторону академии, а сам артист не поддерживает свое выдвижение в 2022.
Остается только наблюдать за тем, как будет изменяться имидж маленького грамофона в будущем, и сможет ли руководство NARAS отвечать все новым запросам музыкального сообщества. 64 церемония вручения Грэмми пройдет в начале апреля- в свете последних событий будет крайне интересно следить, как распределятся призы, и как это отразится на общем положении дел в музыкальном бизнесе.
#музыка #знаменитости