Мне мало что известно про далекую страну – Мексику. Кроме того, что там люди надевают на себя огромные шляпы и пьют водку из кактусов. А также, что Трамп терпеть не может мексиканцев. Да простят мексиканцы меня за мое невежество.
Лучше понять людей, живущих на другом континенте, и найти что-то общее с беларусами мне помог удивительный мультфильм киностудии Pixar “Тайна Коко”.
Что общего у мексиканцев и славян?
Сюжет мультфильма описывает традиционный мексиканский праздник – День мертвых. Мексиканцы верят, что в этот день души умерших спускаются на землю и приходят взглянуть на своих родных.
Такой праздник кажется мне родственным европейскому Хэллоуину или беларусским Дедам. Все они празднуются в один и тот же период – конец октября - начало ноября.
У Дедов даже больше общего. В этот день беларусы украшают могилки яркими цветами , готовят определенную еду, несут ее на кладбище или накрывают на ужин, зажигают свечи, выставляют фотографии умерших в рамках и ждут, что мертвые родственники этой ночью заглянут в их дом.
Что-то похожее можно увидеть в мультике «Тайна Коко». Только без унылости осени, а в ярких теплых красках жаркой Мексики. Во всяком случае, я вижу схожесть – если читатель считает иначе, или видит схожесть в других праздниках или деталях, было бы интересно услышать другое мнение.
День мертвых, как способ рассказать детям о смерти
Главный герой мультфильма Мигель - шустрый и мечтательный мальчик, который с уважением относится к своей старой бабушке Коко и умудряется поведать ей свои самые сокровенные тайны.
В Мигеле и видна одна из черт мексиканцев – он не боится смерти. Двенадцатилетнему ребенку совершенно не страшно залезть в склеп, да и мир мертвых поразил его лишь на секунду. Мне в двенадцать лет не то что на кладбище ночью забежать было страшно, собственная тень могла меня напугать. Но, все дети разные, и возможно читатель был гораздо смелее меня.
Мигель же знает, что в мире мертвых живут его родственники, о которых ему всегда рассказывали. А разве можно бояться тех, кого знаешь с детства?
Поэтому юноша легко обращается за помощью даже к незнакомым скелетам. Для него это нормально, и ему действительно помогают. Даже великая портретистка Фрида Кало не считает зазорным помочь незнакомому ей ребенку.
Этот момент мультфильма, на мой взгляд, выдает в мексиканцах отзывчивость характера. Если люди помогают друг другу после смерти, значит они были такими же и при жизни.
Что-то нащупывается общее, между простой просьбой о помощи того, кого ты знал при жизни, глядя на фотографию, и традицией молиться иконам.
Животные тоже приходят на помощь к мексиканцам. Например, рядом с Мигелем постоянно бегает Данте – пес породы ксоло, который не раз спасает мальчишку.
Видно, как животные важны для мексиканского народа, они всегда рядом, помогают и становятся проводниками душ.
Бюрократия мертвого мира
Мир мертвых в мультфильме показан яркими необыкновенными красками. Каждому в нем есть хотя бы небольшое место. Каждый, кто недавно умер, привносит туда что-то свое: музыку, технологии, привычки и характеры.
Получается творческая бесконечная вселенная упорядоченная собственным порядком.
Вместе с творчеством – есть в этом мире что-то по-детски наивное и привычное. Например, можно, подобно ребенку, попавшему к маме на работу, удивиться компьютерам и бюрократии. Эти бесконечные очереди настоящий символ взрослой жизни. Так куда уж без них и после смерти?
Думаю, что-то подобное представляет собой и сама Мексика, где сливаются традиции и технологии.
Кроме того, в этом мире мертвых существует безжалостное, неумолимое и четкое правило, как заповедь или наказ родителя: в мир живых можно пройти лишь тем, кого помнят родные. И никак иначе.
Именно поэтому, создается впечатление, что для живых очень важно помнить умерших. Ой, точнее наоборот. Конечно, это мертвым необходимо, чтобы их не забывали. Ведь пока тебя помнят, ты все равно что живой.
Важность семейных связей
Мигель довольно рано понял, кто он и кем хочет стать. Ему нравится музыка, и он мечтает стать музыкантом. Однако, семья не поддерживает его в этом начинании.
Думаю, читатель также сталкивался с непониманием старшего поколения. Многие могут сказать: «Ну и пусть. Всего можно добиться и самому».
Словно совершенно неважно в какой семье ты родился, кто тебя окружает. Главное верить в себя и двигаться к цели любой ценой. Ловить свой миг удачи, как это делал антагонист мультфильма.
В таких мыслях, на мой весьма субъективный взгляд (читатель вправе меня поправить), кроется доля лукавства. Ведь обретая себя таким жестким образом, гоняясь за мечтой и славой и не думая о своем детстве и близких людях – мы словно теряем себя.
Ходим наполовину мертвецами, возомнившими себя победителями всех неслыханных конкурсов красоты, не приложив и капли усилий. Или уверенны, что это от нас и требуется.
Мне кажется, в этом и кроится главная идея мультфильма. Показать человека, который не помнит своих родных, не хочет с ними общаться, пускай и вполне справедливо.
Так Мигель, теряет себя в течение всего мультфильма, потому что не соглашается принять условное родительское благословение. Он не жив и не мертв. Не знает себя и своих размеров.
Мультипликационный фильм показывает, что родительское благословение и семейные связи тоже важны. За них стоит бороться, чтобы жить счастливой, полноценной жизнью и не бояться умереть. Ведь рано или поздно – это случится с каждым.
Похоже, мексиканцы достаточно мудры, чтобы понимать эту сложную мысль.
А вы смотрели мультфильм «Тайна Коко»? Какое на вас впечатление произвела эта картина?