Найти тему
soullaway soullaway

Depeche Mode помирившие электронную музыку и рок.

Уже после альбома «Black Celebration» 1986-го года музыкальному миру стало понятно, что Depeche Mode отнюдь не очередная модная группа-однодневка, а «Violator»1990-го показал, что рамки синти-попа, да и в целом электронной музыки группа переросла. Штамповать похожие альбомы как Pet Shop Boys, уютно чувствующие себя в своей нише - этот подход Depeche Mode был явно не близок. При всём при том, что Pet Shop Boys я ценю и уважаю, двум таким титанам жанра в одной нише было бы тесно. Понимали ли это сами Depeche Mode, судить не могу. Скорее всего, они просто делали, да и продолжают делать то, что им интересно, без оглядки на стили и модные тенденции.

И после «Violator» наиболее логичными были два пути: или группа распадается и каждый идёт своим путём, или музыканты продолжают творить вместе, при этом с выходом на качественно новый уровень. К счастью для нас, Depeche Mode выбрали второй вариант, в результате чего в 1993-м году вышел знаковый для 90-х альбом «Songs of Faith and Devotion», определивший дальнейшее развитие популярной музыки на годы вперёд.

Насчёт распада Depeche Mode - это не для, красного словца. Фронтмен Дэвид Гаан был на грани того, чтобы уйти из группы и даже советовал Мартину Гору заняться поисками нового певца. Если не углубляться в его проблемы, связанные с зависимостью от некоторых нелегальных препаратов, Дэйв на тот момент увлёкся, альтернативным американским роком. Особенно его впечатляла группа Jane’s Addiction. Он тяготел к подобной музыке и это можно услышать в его сольных работах. Но впрочем, не будем отвлекаться, тема данного материала - альбом его основной группы

Так вот Дэйв сперва без энтузиазма воспринял предложение отправиться в студию на запись нового альбома, но услышав демо песен «I Feel You» и «Condemnation», своё мнение кардинально изменил, буквально загоревшись новым материалом, написанным Мартином Гором, главным автором в Depeche Mode.

-2

К слову, музыкальные предпочтения Мартина развивались хоть и несколько иначе, но тоже в сторону от электронной музыки: Леонард Коэн, Нил Янг, The Velvet Underground. Естественно, этот не могло не оказать влияния на саунд альбома.

Аранжировщик группы Алан Уайлдер принял вызов, и тоже, как и Мартин, взявший в руки гитару, пошёл на эксперимент, впервые сев за настоящую ударную установку! И хотя при миксе альбома партии живых инструментов были подвергнуты обработке и засэмплированы, для Depeche Mode подобное было прорывом. Всё замерли в ожидании: чем огорошит мир в этот раз четвёрка из Базилдона. И ожидание оправдалось: огорошены были все.

Уже первый сингл альбома «I Feel You» поражал различными новаторствами, в том числе и визуальными. Первое - внешний вид вокалиста. Всегда с аккуратной короткой стрижкой модный дискотечный тинейджер Дэйв Гаан предстал татуированным рок-тусовщиком, с длинными волосами и бородой. Позже подобный имидж стал мейнстримом благодаря когорте альт- и ню-металлических групп. Но в то время так выглядели гранжеры из Сиэтла. И тут под них закосил фронтмен синти-поповой группы. Стоп! А синти-поповой ли? Что мы слышим? Партии гитары и живых ударных? Мы не ослышались? Это точно Depeche Mode?

-3

Но ошибки быть не могло. Это были именно Depeche Mode, но с новым звуком и имиджем. Пока многочисленные эпигоны, включая нашу айзеншписовскую «Технологию», пытались скопировать звук альбомов 1980-х, Depeche Mode вновь ушли вперёд, показав, кто является лидером жанра. Это ведь тоже не всякому по плечу – всегда быть впереди своих подражателей, вновь и вновь задирая планку. На подобное способны единицы, из наиболее известных на ум приходят разве что Metallica.

Мелодическим рисунком кстати, этот трек напоминает «Personal Jesus». Но только если эта песня была лишь небольшим шагом в сторону ритм-н-блюза, то «I Feel You» уже истинный ритм-н-блюз, каким он должен быть в 1993-м. И не надо скептически морщиться. Ведь различные технологии, в том числе звукоизвлечения и записи, на месте не стоят, а очередные The Rolling Stones и Status Quo вряд ли были бы интересны кому-либо.

Выбрать столь нехарактерную для себя песню в качестве первого сингла альбома, долженствующую презентовать альбом, вызвать к нему интерес - это был смелый шаг. Впрочем, в нерешительности и сомнениях Depeche Mode замечены не были. И этот шаг себя оправдал. И пусть дальнейшие песни были более традиционными для группы, общее звучание отличалось от всего того, что они делали ранее.

Впрочем, были и ещё песни, которые можно назвать экспериментальными. Во-первых, это уже упомянутая госпелная «Condemnation», которую Мартин считает одной из лучших своих песен, а во-вторых, «One Caress», спетая самим Мартином под сопровождение симфонического оркестра. Подобного в сессиях к предыдущим альбомам тоже еще не было. Советую посмотреть видео к этой песне, сделанное в готическом духе и атмосферой напоминающее фильм Сонная Лощина.

Какие ещё песни выделить? Даже не знаю. На альбоме нет ни одной слабой или просто проходной песни, записанной сугубо для заполнения хронометража. И у Depeche Mode никогда прежде не было, и скорее всего, уже не будет столь мрачной и тревожной по настроению работы. И, пожалуй, песня, на мой взгляд, наиболее полно отражающая настроение альбома – это «In Your Room». Кстати, аранжировка, выбранная для сингла и клипа, отличается от той, что попала на итоговый микс альбома.

-4

К сожалению, не обошлось и без одной потери. Этот альбом стал последним для Алана Уальдера, оказавшего немалое влияние на саунд группы, в составе Depeche Mode. В интервью он жаловался на деструктивную и недружественную атмосферу в студии во время записи, и по этой причине он покинул группу, сосредоточившись на собственном проекте Recoil. Что ж, это не первый случай в истории современной популярной музыки, когда в, казалось бы, не самой благоприятной психологической, а порой и конфликтной атмосфере рождались шедевры.

К счастью, для Depeche Mode уход Алана не стал роковым. Дэйв, Мартин и Энди нашли в себе силы позабыть о разногласиях и продолжать работать вместе. И первым результатом этой работы стал альбом 1997-го года «Ultra», в отличие от рассматриваемого «Songs of Faith and Devotion» получившегося более светлым, хотя и не сказать, что позитивным, по настроению. Дэйв вновь предстал перед аудиторией аккуратно подстриженным и гладко выбритым, а сам альбом по глубине музыкального материала можно вполне сравнить с Pink Floyd. Но это уже совсем другая история.

А тогда, в начале 90-х, Depeche Mode вновь указали другим музыкантам актуальное направление. И как знать, возможно, не появись тогда «Songs of Faith and Devotion», такие группы, как Placebo, Garbage, Kasabian и многие другие звучали бы иначе. Но альбом вышел, дошел до слушателей, и, пожалуй, я сейчас ещё раз его переслушаю, чего и вам рекомендую.

У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.