Добрый день, уважаемые читатели блога "Не хлебом единым". 12 февраля Церковь празднует память трёх великих святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Среди всего сонма святых отцов - эти - главные.
Великие каппадокийцы – это святители и учителя Церкви Василий Великий, его лучший друг Григорий Богослов и брат Григорий Нисский. Выдающиеся умы IV в., пастыри и молитвенники, которые оставили нам богатейшее наследие.
Получив блестящее философское образование в Афинской академии, и будучи верными христианами, они совершили великое дело, переложив истины христианской веры на язык греческой философии.
Тем самым каппадокийцы не только дали возможность образованным людям познать истины христианства, но и создали мировоззренческую основу для становления цивилизации Византии, России, Европы.
Но обо всем по порядку.
Во-первых, оговоримся сразу, что сейчас место святителя Григория Нисского занимает Иоанн Златоуст, который жил немного позже, знаком с ними не был и, собственно, догматикой не занимался. Дело в том, что Григорий Нисский был исключен из этой троицы из-за своих неправославных взглядов на спасение(он придерживался теории апокатастасиса, то есть всеобщего спасения). А святитель Иоанн Златоуст как великий проповедник и замечательный толкователь Писания занял место в троице главных отцов Церкви.
А теперь к делу.
Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский были свидетелями начала строительства христианской империи, которое положил император Константин. Конец гонений, покровительство Церкви и масштабное строительство великолепных храмов в Виза'нтие (этот город позже будет назван Константинополем) и Иерусалиме.
Помимо этого империя нуждалась в кодификации христианского учения. Это сейчас каждый христианин имеет дома Библию – толстую книгу, в которой собраны все священные писания, но тогда такого не было, канон священных книг был составлен в Церкви не сразу. В разных Церквях были разные списки священных книг. Однако, Дух Святой живёт не в книгах, и в разных уголках империи верили одинаково. В каждой поместной Церкви был свой символ, который выражал те же истины, но в разных формулировках. Как мы знаем, единый для всей Церкви Символ веры был составлен на I и II Вселенских соборах (325 г. и 380 г.),но изложение догматов о Святой Троицы еще ожидало своего часа.
Библия – живое повествование, священная история, написанная в поэтической форме, насыщенная притчами, аллегориями. Она чужда терминологии, поскольку сложилась на Востоке, в восточном менталитете. Но распространяться вера будет в Римской империи, где она столкнется с европейским менталитетом и образом мышления.
Ещё со II -III вв., философы Тертуллиан, Ориген и др., объясняя своим ученикам основы христианского вероучения, использовали философские понятия.
Попробуем и мы разобраться, что к чему.
Итак, наш первый термин «сущность» (гр. οὐσία усия, лат. essentia эссенция ). Чтобы не перегружать читателя рассуждениями, договоримся, что понятие сущность идентично понятию природа (гр. φύσις – физис, лат. natura натура).
Слово сущность образовано от глагола быть, существовать. По Платону сущности – это общие понятия, которые существуют независимо от чего-либо, в то время как конкретные вещи существуют в зависимости от них, являясь их подобием. Так, мы говорим «человеческая сущность», «человеческая природа» - это некое основание, то, без чего человек не будет человеком. Итак, сущность, природа – это «человек» вообще, который в реальности не существует, в реальности существуют только конкретные люди!
В отношении к Богу сущность – это единая Божественная природа Отца, Сына и Святаго Духа, которая указывает на их равенство и единство.
Мы, христиане, называем Бога своим Отцом, обращаемся к Нему как к Личности. Собственно говоря, человек является личностью только потому, что создан по образу и подобию Божию.
Для обозначения личностности Бога каппадокийцы используют понятие «ипостась» и его они отождествляют с понятием «лицо». Святитель Василий Великий говорит:
«Сущность и ипостась имеют между собой такое же отличие какое есть между общим и отдельно взятым»
("Слово против несториан и евтихиан").
«Ипостась» (греч. ὑπόστᾰσις – подставка, лат. Substantia субстанция) – это отдельно взятое бытие.
Понятие «лицо» в античности вообще не использовалось в философии. Под лицом понимали скорее маску, некий образ, внешние свойства. Поэтому каппадокийцы соединили эти два понятия «лицо» и «ипостась», чтобы с их помощью полнее описать отношения внутри Троицы.
Мы исповедуем в Боге три ипостаси: Отца, Сына и Святаго Духа, то есть три разных образа бытия одной сущности. Однако, звучит как-то искусственно. Но понятие «лицо», «личность» привносит в терминологию жизнь. Ипостась – это «вместилище Божества» с особыми личностными свойствами.
"Итак, когда рассматривался вопрос о том, что, с одной стороны, есть нечто общее во Святой Троице, а с другой — особенное, то оказалось, что смысл общности подводит нас к сущности, а ипостась есть особый признак каждого Лица".
(Свт. Василий Великий Письмо Григорию брату о различии сущности и ипостаси).
Мы веруем во Отца, Сына и Святаго Духа как божественных Личностей, имеющих общую природу. И, как мы уже говорили, поскольку не существует «бог вообще» или «человек вообще», божественная сущность равно принадлежит всем Лицам Троицы, но не довлеет над ними не существует вне Их. Личность отвечает на вопрос: «Кто?», а природа на вопрос «Что?».
«…поклоняться Отцу и Сыну, и Святому Духу - единому Божеству, - Богу Отцу, Богу Сыну, Богу Духу Святому, единому Естеству в трех Личностях: разумных, совершенных, самостоятельных и раздельных по числу, но не по Божеству».
(Святитель Григорий Богослов Слово 33. Против ариан и о самом себе)
Почему столь важна работа с понятиями, проделанная великими каппадокийцами? Ответ предоставим святителю Григорию Нисскому:
«Ибо если бы по предположенію обольщенныхъ, естество святой Троицы было разнообразно; то въ слѣдствіе сего число распространялось бы до множества боговъ, раздѣляясь вмѣстѣ съ инаковостію сущности въ Лицахъ. Но поелику божественное, простое, неизмѣняемое естество отвергаетъ отъ себя всякую инаковость по сущности; то, поелику оно едино, не допускаетъ до себя значенія множества. Но какъ естество называется единымъ, такъ въ единственномъ числѣ именуется и все иное: Богъ благій, святый, спаситель, праведный, судія, и если еще разумѣть другое какое изъ боголѣпныхь именъ…». ("письмо к Авлавию о том, что не три бога").
С помощью понятий сущность (природа) и ипостась (лицо) мы можем дать логическое объяснение догмата Троицы, необходимое не только для самих христиан, но и в полемике с иноверцами.
В Церкви собраны разные люди. Большинство из нас никогда не достигнет умной молитвы и созерцания. Поэтому святые отцы позаботились о том, чтобы мы могли рассуждать о Боге, насыщая свой ум и уберегая его от праздности.
Святые отцы, молите Бога о нас!